Сергей Есенин не зря называл себя в стихах хулиганом, уличным повесой и озорным гулякой.

Эскапады и скандальные выходки сопровождали всю поэтическую карьеру Сергея Александровича.
В начале творческого пути вместе с собратьями по перу Александром Кусиковым и Анатолием Мариенгофом он, «когда не было бумаги, печатал свои стихи на стенах Страстного монастыря» — то есть попросту писал их на стенах обители, устраивал скандалы в трактирах и ресторанах, публично ссорился с Владимиром Маяковским, а однажды инспирировал дуэль с Борисом Пастернаком.
Ссора произошла в 1924 году в редакции журнала «Красная новь», где оба печатали свои стихи. Вот как описывал столкновение писатель Валентин Катаев в художественных мемуарах «Алмазный мой венец», где Есенин назван «королевичем», а Пастернак «мулатом»:
«И вот я уже стою в тесной редакционной комнате "Красной нови" в Кривоколенном переулке и смотрю на стычку королевича и мулата. Королевич во хмелю, мулат трезв и взбешен. […] Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат — по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».
Из-за чего именно произошла стычка, Катаев не объясняет. Возможно, тому виной было постоянное напряжение, которое проскальзывало между поэтами и их органическое неприятие друг друга. Вроде и нет причин ссориться, но оба не могут находиться рядом.
Борис Леонидович вспоминал, что встречи с Есениным «всегда кончались неистовствами. То, обливаясь слезами, мы клялись друг другу в верности, то завязывали драки до крови, и нас силою разнимали и растаскивали посторонние». В письме как-то обронил, что «мы с Есениным далеки. Он меня не любил и этого не скрывал» и «Есенин так недружески относился ко мне, что я не мог строить свое отношение к нему, не основываясь на этом».
Сергей Александрович не оставался в долгу и говорил Николаю Асееву: «Ну подумай, какой он, к черту, поэт? Не понимаю, что ты в нем находишь?», а когда размышлял о лирике и читательском признании, с презрением добавлял: «Без славы ничего не будет, хоть ты пополам разорвись — тебя не услышат. Так вот Пастернаком и проживешь!»
Но была и ещё одна причина. Литература 1920-х годов в России создавалась в атмосфере постоянного соперничества, каждая литературная группа хотела быть главной, каждый поэт — первым поэтом советской России. Отсюда — постоянные споры, дискуссии, которые иногда доходили до склок, взаимного оскорбления и интриг. Пастернак писал Марине Цветаевой, что из него и Есенина окружающие «сделали соперников в том смысле, что ему зачем-то тыкали мною».
Читать https://svetapp.rusneb.ru/catalog/ispoved-khuligana Есенина
#свет #Свет_Есенина

Сергей Есенин не зря называл себя в стихах хулиганом, уличным повесой и озорным гулякой. - 5362703306331

Комментарии

Комментариев нет.