https://ok.ru/fleet

Штурман Старовойтова. Специальный репортаж
старший помощник капитана атомного ледокола "Ямал" Марина Старовойтова.
старший помощник капитана атомного ледокола "Ямал" Марина Старовойтова.
Атомный ледокол «Ямал». Фото: Commons.wikimedia.org
Атомный ледокол «Ямал». Фото: Commons.wikimedia.org

Последние 15 лет Марина Старовойтова ходит по морям и океанам. За это время с должности дневального она выросла сначала до рулевого, а затем до старшего помощника капитана .
Самым опасным был её первый рейс в должности старпома. Тогда экипаж сначала столкнулся с обледенением судна, а затем с 10-балльным штормом.

Марину с детства тянуло к героическим профессиям. В старших классах мечтала поступить в военное училище. Ходила в военкомат, писала в Рязанское десантное училище. Но тогда, в конце 1990-х гг., это оказалось невозможным. Девушек в десантное училище разрешили принимать только спустя 10 лет. В итоге Марина после школы поступила в педагогический институт в Брянске. К детям у неё всегда лежала душа. И они к ней тянулись. Получив диплом учителя русского языка и литературы, вернулась на родину – в городок Унеча Брянской обл., устроилась в сельскую школу. «Вставала в 5 утра, потом 40 минут на электричке и столько же пешком, потому что до деревни автобусы не ходили, – рассказывает Марина. – Потом сняла жильё недалеко от школы. Дети помогали делать ремонт».

А через несколько лет Марина огорошила родственников решением всё бросить и ехать в ­незнакомый Мурманск. Дух авантюризма и романтики, который в ней жил с детства, подтолкнул к тому, чтобы резко изменить жизнь. Да и имя её – Марина – в переводе с греческого значит «морская».

В Мурманске Марина прошла собеседование в пароход­стве. И была принята на должность дневального на атомный контейнеровоз «Севморпуть». В её обязанности входило накрывать стол в кают-компании. Она убиралась, мыла посуду, следила за порядком. На борту учительница русского языка узнавала новые для себя слова: «комингс» (порог), «переборка» (стена), «гальюн» (туалет), «подволок» (потолок), «палуба» (пол) и т. д. И конечно, училась справляться с качкой. Своё морское крещение она проходила 11 месяцев – именно столько Марина отработала свой первый рейс. И чётко поняла – остаётся.

После она работала дневальным на танкере. «В 2008 г. мы проходили Аденский залив. Этот район опасен пиратами. Постоянно приходили сводки о захвате очередного судна. Хоть мы постоянно проводили учения и готовились к этому переходу, но пройти незамеченными не удалось. Наше судно начал преследовать катер. Спасла ­высокая скорость танкера».
Останавливаться на должно­сти дневального не входило в планы Марины. И она поступила на заочное отделение «Макаровки» – Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Продолжала ходить в море и одновременно учиться. На работе получила сначала квалификацию матроса 2-го класса, затем 1-го. Была старшим рулевым. А когда получила диплом судоводителя, была принята на должность 3-го помощника капитана. Затем работала 2-м помощником и старпомом.
Её первый рейс в должности старпома оказался проверкой на прочность. «На балкере (судно для перевозки насыпных грузов.) мы доставили в Сабетту крупную партию щебня, затем на терминале полуострова Чайка погрузили уголь и отправились с ним по трассе Северного морского пути в Китай, – рассказывает Марина. – Уникальный маршрут. Прошли все моря Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. За весь переход преодолели 5850 морских миль. Когда вышли с Берингова пролива, получили сообщение, что в Тихом океане по нашему маршруту надвигаются два мощнейших циклона. Мы должны были от них спрятаться в Олюторском заливе, но не успели. Нас так мотало, что казалось, судно при очередном заваливании на борт больше не выровняется. Шторм 10 баллов, всё трещало и скрипело, вода заливала палубу. Достигнув залива, мы несколько дней приводили судно в порядок. А до этого шторма в Чукотском море мы получили жуткое обледенение корабля. Вся команда отбивала лёд. В этом же рейсе была ещё одна опасность: был момент, когда нас понесло на скалы, оставалось 13 миль. А глубина под нами большая – якорь не бросишь. Достигнув порта Таншаня, выгрузили уголь. Судно надо было приводить в порядок, за ремонт отвечает старпом. В порту удивлялись: впервые видели девушку-старпома на ремонтных работах».

На балкере в качестве старпома Марина отвечала и за погрузку, а значит, надо подготовить трюмы, рассчитать остойчивость (способность судна сопротивляться кренящему действию внешних сил и возвращаться в прямое положение) и по­грузить судно. В Арктике приходилось по многу часов работать при температуре -20° и ниже. Это происходило, когда экипаж занимался доставкой груза с судна на берег. Зачистка трюмов после выгрузки тоже на ней. Каждый трюм размером со спортзал: «Сначала работает bobcat (небольшой экскаватор-погрузчик), но потом всё равно все берут лопаты, вёдра и вычищают остатки груза. Затем следует замывка трюмов. Надо не только руководить, но ещё и вкалывать. Какая бы погода ни была, как бы ты себя ни чувст­вовал. Море не любит слабых».
Последние два года Марина работает 2-м помощником капитана на атомном ледоколе «Ямал». В её обязанности входят планирование и контроль маршрута атомохода, работа с электронными и бумажными картами. Она следит за ледовой обстановкой, метеопрогнозом, структурой льда, глубинами, за судами, которые идут следом за ледоколом.

Обычно её график выглядит так: 4 месяца в море и столько же дома. В начале года видел по ТВ специальный репортаж о Марине – «Штурман Старовойтова».
В отпуске всё своё время ­посвящает сыну. Вместе с близкими любит ездить на рыбалку с ночёвкой в палатке. Занимается огородом, выращивает клубнику, смородину, малину.

Журналисты часто спрашивают Марину, ставит ли она цель – стать капитаном. Она же предпочитает не загадывать. Море научило её жить настоящим. Но если такое случится, то Марина станет первой в мире женщиной – капитаном атомного ледокола.
Материал
PRO History | История

Комментарии

  • 26 фев 2024 05:59
    Штурман морского судна - это мужская профессия. Раньше в мореходные училища не поступали девушки, как и в педагогические не поступали юноши. Считалось как-то не комильфо. А в последнее время всё перевернулось с ног на голову. Это против природы. Не женское это дело - быть штурманом. Это ставит штурманов - мужчин в неловкое положение, что они докатились до такой жизни, что женщины уже им составляют конкуренцию в сугубо мужских сферах деятельности
  • 26 фев 2024 06:16
    Анна Щетинина потому и стала капитаном, что обладала мужским характером - была суровой, властной, волевой, целеустремленной женщиной, смогла конкурировать с мужчинами и добилась права быть с ними наравне. Согласитесь, что это против природы, ведь женщина должна быть женственной, нежной, а не мужиком в юбке
  • 26 фев 2024 07:11
    Хорошая, уважаемая для женщины профессия - учитель русского языка и литературы. Зачем было всё бросать, заставлять сына ждать маму долгими месяцами? И всё из-за духа авантюризма, желания конкурировать с мужчинами, доказывать право равенства с ними или даже превосходства над ними
  • 26 фев 2024 21:26
    Согласен в общем. Но характер люди, как правило, вырабатывают в себе. Бытие определяет сознание. Много женщин-капитанов в Норвегии, Швеции. В США 3 женщины адмиралами стали. Да и у нас на судах река-море женщины в должностях капитана, старпома не редкость.
  • Комментарий удалён.
  • 27 фев 2024 01:36
    Ну да, технический прогресс, новые современные технологии и всё такое. И прежде сугубо мужские профессии перестали быть таковыми. Да и мужчины уже не те, что раньше, коли уже женщины составляют им конкуренцию, а порой и превосходят их
  • 27 фев 2024 01:49
    И если мужчины выбирают мужские профессии, потому что они всё таки мужчины, то женщины идут туда не от хорошей жизни - у многих присутствуют проблемы в личной жизни или финансовые трудности. Женщине по её природе нужен уют и стабильность, комфорт, что вполне возможно найти на современном транспортном судне. Это не рыболовная шхуна и не старинное парусное судно
  • 1 авг 11:54
    Илья , ума нет совсем или через край, у тебя сколь педагогов было мужчин........ дальше ду нот ****
  • 8 авг 02:59
    Все спецпредметы преподавали мужчины. Женщины, да, хорошие преподаватели, но я их редко встречал. Ну и рыболовный флот - это не женский вид деятельности, и если туда идут женщины, то только те, которые обладают жестким характером
  • 8 авг 03:28
    Ты нацарапал что в "педагогический не поступали юноши", у меня в школе половина учителей было мужчин - например Русский и Литература, история, преподавали мужчины , в мореходке - экономика, этика и эстетика , английский язык преподаватели все женщины были, далёк ты от моря и от жизни в целом.....
  • 8 авг 05:28
    Когда я пробовал поступить в педучилище, мне сказали, что это женское учебное заведение. А в мореходке у нас спецпредметы преподавали мужчины - капитаны, механики, начальники радиостанций, инженеры-судостроители. Английский язык, да, женщина преподавала, но она так и сказала, что к морю отношения не имеет. А в своей работе судоводителем я женщин-судоводителей на рыболовном флоте не встречал. Для мужчины работа не из легких, а для женщин тем более. И если идут, то не от хорошей жизни
  • 8 авг 06:24
    А я встречал , у нас в конторе была на БМРТ девка - 3-й помощник, раньше ещё при СССР работали рядом на СТР была баба 3-й помощник, капитан нахваливал - на мостике говорит всегда чисто.... вот так
  • 8 авг 08:35
    Не спорю, бывает. Но в основном встречаются на транспортных судах. Техника современная - компьютеры, электроника, условия проживания комфортнее на больших судах, где маленькие экипажи, есть возможность индивидуального проживания, возможность выхода на берег и почти нет голодных мужиков
  • 8 авг 09:49
    Если женщина водит автомобиль, то сможет и судном управлять. Но чтобы стать судоводителем, нужно пройти практику матросом палубной команды. Мы швартовались с СРТМ-к, там девка таскала швартовные концы, девка крупного и крепкого телосложения, вьюшку крутила лихо. Ну и командирские навыки необходимы, чтобы подниматься по служебной лестнице и чтобы мужики подчинялись… У нас в группе поначалу учились на судоводителей две девочки, ходили на первую плавпрактику, а затем перевелись на грузоперевозки
  • Комментарий удалён.