Родителям: Сторителлинг, творческие игры, упражнения и задания для развития ваших детей (Часть1)
"Загадки". Предложите детям выбрать по одному сказочному персонажу/ предмету/ явлению природы/ цвету/ животному/ растению/ действию/ чувству и так далее, но не называть это слово вслух (можно записать на бумажке, чтобы не забыть самому и спрятать ее в карман), а потом описать остальным участникам то, что ты загадал, таким образом, чтобы случайно не назвать сам предмет. Другие дети должны внимательно выслушать рассказ и попробовать разгадать загадку. Можно использовать таймер или песочные часы, чтобы играть на время, а так же ввести жетоны, например, красивые пуговицы или камушки, чтобы выбрать того, кто больше всех разгадает загадок, либо сочинит самую трудную/ захватывающую/ смешную загадку. Эта игра развивает не только воображение и речь, но и память, внимание, ассоциативное мышление. "Сделай коллаж и расскажи". Для этой игры вам понадобятся: различные иллюстрированные журналы, которые вам не жалко пустить в дело, клей, ножницы, а так же плотные листы картона или ватмана. Участники получают задание найти наиболее понравившиеся им картинки в журнале, вырезать их и наклеить на более плотную основу так, чтобы у каждого получилось от 10 до 15 карточек. Размер произвольный и вы можете его выбрать заранее сами. Из иллюстраций можно по-своему усмотрению делать коллажи на карточках, либо просто произвольно наклеивать понравившиеся ребёнку фрагменты картинок из журнала. Последний способ подходит для детей младшего возраста. После подготовки карточки перемешиваются и кладутся картинками вниз. Участники игры по очереди открывают по одной карточке, придумывая и рассказывая свою часть общей истории, продолжая с того момента, где остановился предыдущий игрок. История должна иметь начало, завязку и конец. Взрослый может в это время записывать получившееся повествование, а потом прочесть всем, какая история получилась. "Сундук сказочных историй". Взрослому заранее необходимо самому или вместе с детьми вырезать из большого листа картона и раскрасить плоскую форму, напоминающую сундук или же шкатулку, а так же нарезать из плотной цветной или белой бумаги карточки размером примерно 10х10 см. Затем группа детей придумывает ключевые сюжетные элементы для будущей истории, делает небольшую картинку и надпись (буквально одно слово или словосочетание) для каждого элемента на карточках, а потом раскладывает их поверх нарисованного "сундука" так, чтобы всем было их хорошо видно. В качестве сюжетных элементов могут выступать различные сказочные персонажи, люди, животные, события, места действия, предметы, пейзажи, погодные условия, черты характеры или эмоции и так далее. Каждый ребёнок может нарисовать от 3 до 7-10 карточек. Не обязательно помещать в "сундук" сразу все карточки. Когда дети решат, что убранных в "сундук" карточек уже достаточно для придумывания захватывающей и осмысленной истории, можно будет начать сочинять и записывать общими усилиями сказку, опираясь на имеющиеся карточки. Чтобы расширить возможности этого упражнения для школьных занятиях, учитель может в начале дать какую-то объединяющую тему для карточек, которую дети сейчас изучают, например, "Моя семья", "Любимый праздник" и другие. "Кубические истории". Наверняка, многим из вас знакомы подобные кубики, продающиеся в магазинах настольных игр? Но гораздо интереснее изготовить их самим. Для этого вам понадобятся небольшие по размеру деревянные (можно использовать старые детские) или картонные кубики от 6 до 10 шт., способные уместиться в детской ладони, чтобы ребёнку было их удобно захватывать и кидать. На них можно нарисовать специальными тонкими фломастерами или же наклеить сверху различные символы, изображающие предметы, природные явления, людей, животных, сказочных существ, эмоции и вообще все что угодно, пришедшее вам в голову. Чтобы с помощью кубиков выпадали наиболее интересные комбинации, лучше всего сделать для каждой категории свой отдельный кубик, например, один только с персонажами, второй только с предметами, третий с событиями или местом действия и так далее. Тогда при бросании кубиков вы гарантированно получите для будущего сюжета все необходимые элементы. Как играть? Каждый участник по очереди бросает кубики и придумывает свою часть общего повествования так, чтобы фрагмент одного участника соединялся со следующим, пока у истории не появится начало, середина и конец. Наиболее интересные и удачные истории можно записывать и потом перечитывать вместе с детьми. "Волшебный мешочек". Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. В первом случае игроки могут записать для начала придуманные истории на бумаге, а потом зачитать их друг другу. Такой мешочек удобно брать с собой в поездки, чтобы отвлечь ребёнка. Педагоги могут в соответствии с темой урока подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море". "Истории с помощью разноцветных магнитиков". Эта игра помогает детям визуализировать детали будущей истории, научиться составлять план и сформировать пространственно-временные представления. Что вам понадобится? Различные небольшие разноцветные картинки, вырезанные из журналов, открыток или пособий (их можно заламинировать), плоские магниты, клей, магнитная доска. Картинки приклеиваются к магнитам и таким образом позволяют их перемещать в любой последовательности на пространстве доски. Ход игры можно организовать следующим образом: первый участник выбирает один магнит для себя и начинает рассказ, а потом прикрепляет ещё один магнит для следующего участника, так повествование идёт по кругу, пока все игроки не примут участие или история не примет завершенную форму. Играть можно по-разному, например, в свободной форме или придумать свои правила. Учителя могут создавать магниты с картинками на заданную тему в соответствии с целью и содержанием урока, например, собрать коллекцию магнитов "насекомые" по биологии, или "Средние века" по истории. "Поменяйся местами". Подобный приём используют в драматургии и психологии, особенно он будет полезен в работе детского психотерапевта, так как позволяет автору истории присвоить себе какие-то важные части своей личности, чувства, ценности и по-новому взглянуть на ситуацию, переосмыслить ее. После того, как ребёнок уже сочинил свою историю, вы можете предложить ему рассказать ее заново от лица других действующих персонажей, предметов или даже явлений природы, появляющихся в повествовании. Инструкция может звучать примерно так: "А теперь расскажи, пожалуйста, историю, как если бы ты был... (цветком в том волшебном саду/ могучим ветром/ спящей кошкой/ злым приведение) и мог говорить о случившемся! Что ты видел, ощущал, слышал, чувствовал или делал?" Картинки на камушках". Это творческое задание, во время которого взрослый вместе с детьми вырезает из кусочков цветной бумаги, журналов или лоскутов ткани небольшие фрагменты, создавая при помощи них и клея ПВА на плоской гальке картинки с изображением различных предметов, персонажей, явлений живой и неживой природы и прочее для будущих сказочных историй. По сути это работа в технике декупаж, а получившиеся арт-объекты напоминают по своей функции "story cubes". Когда клей высохнет, камушки лучше всего сложить в специальный мешочек, а потом доставать по очереди, чтобы использовать то, что на них изображено в своей истории. "Знакомые истории шиворот-навыворот". Попробуйте взять известную сказку и пересказать ее в другом жанре, предварительно обсудив с детьми на примерах художественной литературы и киноискусства, какие существуют жанры: комедия, трагедия, триллер, драма и мелодрама, фантастика, вестерн, боевик, детектив, фантасмагория и другие. Например, можно предложить детям в качестве разминки, переписать известную всем сказку "Репка" в жанре триллера или фантастики. Если вы устраиваете праздник или работаете с детской группой, то попросите участников разбиться на несколько команд, дав им задание разыграть одну общую сказку в различных жанрах и потом показать ее остальным зрителям. Или вы можете давать участникам сказки для инсценировок в тайне от остальных команд, а после просмотра небольшого выступления они должны будут угадать, какая сказка была перед ними разыграна в новом жанре. Ещё один вариант игры - пересказать какую-либо сказку, используя полные противоположности относительно ее структуры и компонентов: времени (прошлое заменить на будущее), места действия (не замок Снежной Королевы, а пустыня), персонажей (не деревянный человечек Буратино, а, допустим, стеклянный) основного сказочного конфликта, событий и так далее. Интересно будет увидеть как эти изменения повлияют на творческие идеи и новое развитие старого привычного сюжета. "Кукольный театр". Театр позволяет разнообразить сторителлинг, дополнив его с помощью кукол или игрушек, которые можно всегда найти в детской комнате или сшить вместе с ребёнком. Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. С детьми помладше персонажей для сказки лучше всего сделать из плотной бумаги и картона, прикрепив для удобства палочки, чтобы детям было комфортно их держать и показывать во время представления. Старшие ребята способны под руководством взрослых смастерить кукол из старых перчаток и носков, пуговиц, ленточек, шерстяных ниток или же сшить их из цветного фетра и ткани. Куклы могут быть не только перчаточными, но и марионеточными, либо пальчиковыми. В качестве сцены для кукол подойдёт задекорированный платками стол, либо картонная коробка, в которой вырезано специальное отверстие в центре. Кукольный театр можно показывать так же с помощью теневых фигур и настольной ширмы с лампой. Подобные кукольные представления порадуют всех участников процесса во время детского дня рождения или праздника не зависимо от их возраста. Когда у вас появится достаточный набор самодельных кукол, предложите детям выбрать понравившуюся им игрушку, придумать ей имя и сочинить историю с ее участием, а потом рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком. Младшие дети с удовольствием включатся в эту игру, так как часто сами фантазируют о том, что игрушки по ночам оживают, двигаются, общаются между собой и даже хулиганят. Используя перчаточные, пальчиковые или марионеточные куклы, вы сможете разыгрывать свои истории и у вас получится отличный домашний кукольный театр для весёлой детской компании! Источник: https://www.b17.ru/article/storytelling-s-detmi-i-podrostkami-2/
МБОУ "Васильдольская ООШ"
Родителям: Сторителлинг, творческие игры, упражнения и задания для развития ваших детей (Часть1)
"Загадки".
Предложите детям выбрать по одному сказочному персонажу/ предмету/ явлению природы/ цвету/ животному/ растению/ действию/ чувству и так далее, но не называть это слово вслух (можно записать на бумажке, чтобы не забыть самому и спрятать ее в карман), а потом описать остальным участникам то, что ты загадал, таким образом, чтобы случайно не назвать сам предмет. Другие дети должны внимательно выслушать рассказ и попробовать разгадать загадку. Можно использовать таймер или песочные часы, чтобы играть на время, а так же ввести жетоны, например, красивые пуговицы или камушки, чтобы выбрать того, кто больше всех разгадает загадок, либо сочинит самую трудную/ захватывающую/ смешную загадку. Эта игра развивает не только воображение и речь, но и память, внимание, ассоциативное мышление.
"Сделай коллаж и расскажи".
Для этой игры вам понадобятся: различные иллюстрированные журналы, которые вам не жалко пустить в дело, клей, ножницы, а так же плотные листы картона или ватмана. Участники получают задание найти наиболее понравившиеся им картинки в журнале, вырезать их и наклеить на более плотную основу так, чтобы у каждого получилось от 10 до 15 карточек. Размер произвольный и вы можете его выбрать заранее сами. Из иллюстраций можно по-своему усмотрению делать коллажи на карточках, либо просто произвольно наклеивать понравившиеся ребёнку фрагменты картинок из журнала. Последний способ подходит для детей младшего возраста. После подготовки карточки перемешиваются и кладутся картинками вниз. Участники игры по очереди открывают по одной карточке, придумывая и рассказывая свою часть общей истории, продолжая с того момента, где остановился предыдущий игрок. История должна иметь начало, завязку и конец. Взрослый может в это время записывать получившееся повествование, а потом прочесть всем, какая история получилась.
"Сундук сказочных историй".
Взрослому заранее необходимо самому или вместе с детьми вырезать из большого листа картона и раскрасить плоскую форму, напоминающую сундук или же шкатулку, а так же нарезать из плотной цветной или белой бумаги карточки размером примерно 10х10 см. Затем группа детей придумывает ключевые сюжетные элементы для будущей истории, делает небольшую картинку и надпись (буквально одно слово или словосочетание) для каждого элемента на карточках, а потом раскладывает их поверх нарисованного "сундука" так, чтобы всем было их хорошо видно. В качестве сюжетных элементов могут выступать различные сказочные персонажи, люди, животные, события, места действия, предметы, пейзажи, погодные условия, черты характеры или эмоции и так далее. Каждый ребёнок может нарисовать от 3 до 7-10 карточек. Не обязательно помещать в "сундук" сразу все карточки. Когда дети решат, что убранных в "сундук" карточек уже достаточно для придумывания захватывающей и осмысленной истории, можно будет начать сочинять и записывать общими усилиями сказку, опираясь на имеющиеся карточки. Чтобы расширить возможности этого упражнения для школьных занятиях, учитель может в начале дать какую-то объединяющую тему для карточек, которую дети сейчас изучают, например, "Моя семья", "Любимый праздник" и другие.
"Кубические истории".
Наверняка, многим из вас знакомы подобные кубики, продающиеся в магазинах настольных игр? Но гораздо интереснее изготовить их самим. Для этого вам понадобятся небольшие по размеру деревянные (можно использовать старые детские) или картонные кубики от 6 до 10 шт., способные уместиться в детской ладони, чтобы ребёнку было их удобно захватывать и кидать. На них можно нарисовать специальными тонкими фломастерами или же наклеить сверху различные символы, изображающие предметы, природные явления, людей, животных, сказочных существ, эмоции и вообще все что угодно, пришедшее вам в голову. Чтобы с помощью кубиков выпадали наиболее интересные комбинации, лучше всего сделать для каждой категории свой отдельный кубик, например, один только с персонажами, второй только с предметами, третий с событиями или местом действия и так далее. Тогда при бросании кубиков вы гарантированно получите для будущего сюжета все необходимые элементы. Как играть? Каждый участник по очереди бросает кубики и придумывает свою часть общего повествования так, чтобы фрагмент одного участника соединялся со следующим, пока у истории не появится начало, середина и конец. Наиболее интересные и удачные истории можно записывать и потом перечитывать вместе с детьми.
"Волшебный мешочек".
Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. В первом случае игроки могут записать для начала придуманные истории на бумаге, а потом зачитать их друг другу. Такой мешочек удобно брать с собой в поездки, чтобы отвлечь ребёнка. Педагоги могут в соответствии с темой урока подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море".
"Истории с помощью разноцветных магнитиков".
Эта игра помогает детям визуализировать детали будущей истории, научиться составлять план и сформировать пространственно-временные представления. Что вам понадобится? Различные небольшие разноцветные картинки, вырезанные из журналов, открыток или пособий (их можно заламинировать), плоские магниты, клей, магнитная доска. Картинки приклеиваются к магнитам и таким образом позволяют их перемещать в любой последовательности на пространстве доски. Ход игры можно организовать следующим образом: первый участник выбирает один магнит для себя и начинает рассказ, а потом прикрепляет ещё один магнит для следующего участника, так повествование идёт по кругу, пока все игроки не примут участие или история не примет завершенную форму. Играть можно по-разному, например, в свободной форме или придумать свои правила. Учителя могут создавать магниты с картинками на заданную тему в соответствии с целью и содержанием урока, например, собрать коллекцию магнитов "насекомые" по биологии, или "Средние века" по истории.
"Поменяйся местами".
Подобный приём используют в драматургии и психологии, особенно он будет полезен в работе детского психотерапевта, так как позволяет автору истории присвоить себе какие-то важные части своей личности, чувства, ценности и по-новому взглянуть на ситуацию, переосмыслить ее. После того, как ребёнок уже сочинил свою историю, вы можете предложить ему рассказать ее заново от лица других действующих персонажей, предметов или даже явлений природы, появляющихся в повествовании. Инструкция может звучать примерно так: "А теперь расскажи, пожалуйста, историю, как если бы ты был... (цветком в том волшебном саду/ могучим ветром/ спящей кошкой/ злым приведение) и мог говорить о случившемся! Что ты видел, ощущал, слышал, чувствовал или делал?"
Картинки на камушках".
Это творческое задание, во время которого взрослый вместе с детьми вырезает из кусочков цветной бумаги, журналов или лоскутов ткани небольшие фрагменты, создавая при помощи них и клея ПВА на плоской гальке картинки с изображением различных предметов, персонажей, явлений живой и неживой природы и прочее для будущих сказочных историй. По сути это работа в технике декупаж, а получившиеся арт-объекты напоминают по своей функции "story cubes". Когда клей высохнет, камушки лучше всего сложить в специальный мешочек, а потом доставать по очереди, чтобы использовать то, что на них изображено в своей истории.
"Знакомые истории шиворот-навыворот".
Попробуйте взять известную сказку и пересказать ее в другом жанре, предварительно обсудив с детьми на примерах художественной литературы и киноискусства, какие существуют жанры: комедия, трагедия, триллер, драма и мелодрама, фантастика, вестерн, боевик, детектив, фантасмагория и другие. Например, можно предложить детям в качестве разминки, переписать известную всем сказку "Репка" в жанре триллера или фантастики.
Если вы устраиваете праздник или работаете с детской группой, то попросите участников разбиться на несколько команд, дав им задание разыграть одну общую сказку в различных жанрах и потом показать ее остальным зрителям. Или вы можете давать участникам сказки для инсценировок в тайне от остальных команд, а после просмотра небольшого выступления они должны будут угадать, какая сказка была перед ними разыграна в новом жанре.
Ещё один вариант игры - пересказать какую-либо сказку, используя полные противоположности относительно ее структуры и компонентов: времени (прошлое заменить на будущее), места действия (не замок Снежной Королевы, а пустыня), персонажей (не деревянный человечек Буратино, а, допустим, стеклянный) основного сказочного конфликта, событий и так далее. Интересно будет увидеть как эти изменения повлияют на творческие идеи и новое развитие старого привычного сюжета.
"Кукольный театр".
Театр позволяет разнообразить сторителлинг, дополнив его с помощью кукол или игрушек, которые можно всегда найти в детской комнате или сшить вместе с ребёнком. Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. С детьми помладше персонажей для сказки лучше всего сделать из плотной бумаги и картона, прикрепив для удобства палочки, чтобы детям было комфортно их держать и показывать во время представления. Старшие ребята способны под руководством взрослых смастерить кукол из старых перчаток и носков, пуговиц, ленточек, шерстяных ниток или же сшить их из цветного фетра и ткани. Куклы могут быть не только перчаточными, но и марионеточными, либо пальчиковыми. В качестве сцены для кукол подойдёт задекорированный платками стол, либо картонная коробка, в которой вырезано специальное отверстие в центре. Кукольный театр можно показывать так же с помощью теневых фигур и настольной ширмы с лампой. Подобные кукольные представления порадуют всех участников процесса во время детского дня рождения или праздника не зависимо от их возраста.
Когда у вас появится достаточный набор самодельных кукол, предложите детям выбрать понравившуюся им игрушку, придумать ей имя и сочинить историю с ее участием, а потом рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком. Младшие дети с удовольствием включатся в эту игру, так как часто сами фантазируют о том, что игрушки по ночам оживают, двигаются, общаются между собой и даже хулиганят. Используя перчаточные, пальчиковые или марионеточные куклы, вы сможете разыгрывать свои истории и у вас получится отличный домашний кукольный театр для весёлой детской компании!
Источник: https://www.b17.ru/article/storytelling-s-detmi-i-podrostkami-2/