📍 Этот день в истории.

🎬 27 августа родилась Фаина Раневская.
🎬 Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра и кино. Современными журналистами именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».
🎬 Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: „Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе „и др.““». Невзирая на небольшие, порой эпизодические, образы, зрители и режиссёры заприметили актрису уже после первой кинороли — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934). В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей — она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947) и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).
🎬 Почти четверть века Фаина Георгиевна играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
🎬 Какие острые шутки на самом деле принадлежат Фаине Раневской, а какие цитаты ей приписали
🎬 То, что прекрасная советская актриса кроме таланта обладала невероятно острым языком, сегодня, к сожалению, известно молодому поколению гораздо лучше, чем те роли, в которых она блистала. Фаина Георгиевна действительно была неистощимым кладезем юмора, и ее образные, сочные фразки молва тут же растаскивала, превращая в анекдоты. Однако много позднее это привело к странному, обратному нарушению авторского права: Раневской сегодня приписывают такое количество острот, которое она просто не успела бы сказать за всю свою жизнь. Теперь, чтобы отделить настоящее от приписанного, остается только полагаться на воспоминания современников, сохранивших память об этом уникальном человеке.
🎬 Все знакомые Фаины Георгиевны знали, как она ненавидит свою собственную фразу, ставшую для зрителей ее «коронным номером». Почти все поклонники, узнав актрису, кричали ей: «Муля, не нервируй меня!». Эти слова из фильма «Подкидыш» мгновенно превратились в крылатую фразу. Кстати, авторство ее оспаривали три прекрасные дамы: Агния Львовна Барто, которая написала сценарий для фильма, Рина Зеленая (соавтор) и сама Раневская, актриса рассказывала об этом в 1964 году в программе «Кинопанорама». Фаина Георгиевна действительно часто импровизировала и придумывала тексты для своих героинь, так что ничего удивительного в этом нет. Однако в данном случае она и правда «выкопала себе яму своими руками».
🎬 Интересно, что роль в фильме «Подкидыш» Раневская считала одной из самых незначительных для себя, поэтому неожиданную популярность просто возненавидела, однако «Муля» преследовала актрису на каждом шагу. Последней каплей стало вручение ордена Ленина в 1976 году, когда Леонид Брежнев, вручая 80-летней актрисе орден, произнес: «А вот идёт наша Муля-не-нервируй-меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генеральный секретарь ЦК КПСС смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
🎬 Ее действительно любили абсолютно все. Даже сам Иосиф Виссарионович, сравнивая таланты наших актеров, однажды заметил: «Вот Жаров в разном гриме и разных ролях — везде одинаков, а Раневская без грима, но везде разная». И это при том, что главных ролей у нее практически не было, даже в театральных постановках. Об этом очень мило шутил писатель-юморист Эмиль Кроткий: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“». Сама же Фаина Гергиевна к своему таланту относилась иронично, но вот к подбору ролей подходила действительно серьезно. По ее выражению, «Сняться в плохом фильме всё равно, что плюнуть в вечность. Деньги съедены, а позор останется».
🎬 Вообще, собственная жизнь чаще всего и становилась для Раневской поводом для шуток. Например, поселившись в квартире, под которой располагались кинотеатр и булочная, она иронизировала: «Я живу над хлебом и зрелищами»; по поводу прорехи в юбке объясняла: «Напора красоты не может сдержать ничто!»; к тому, как она сама выглядит, актриса относилась философски: «Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я - не любили меня. Моя внешность лишила меня личной жизни!»; а упав на улице, могла потребовать у незнакомого мужчины: «Поднимите меня! Народные артистки на дороге не валяются…».
🎬 Судя по воспоминаниям друзей, знакомых и коллег, чаще всего Фаину Георгиевну возмущала человеческая глупость. Ее высказывания по этому поводу действительно можно собирать в сборник философских цитат:
- Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
- Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
- Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
🎬 Встречаясь с проявлениями этого искрометного, но порой слишком острого юмора, люди, чаще всего, бежали записывать «вылетевшую» фразу и разносили ее по знакомым. Однако, некоторые отвечали… Оказывается, у одного из самых образных высказываний Фаины Георгиевны есть прекрасное продолжение. В воспоминаниях актрисы описан ее диалог с давним другом, актером и режиссером Соломоном Михоэлсом:
- Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В вас живет Бог!
Режиссер, не задумываясь, ответил:
- Если во мне живет Бог, то Он в меня сослан.
🎬 Ушла на заслуженный отдых Раневская в 86 лет! По ее собственным словам, «устав симулировать здоровье». Возраст, разумеется, тоже был для нее прекрасным поводом для шуток. Она вполне могла сказать сама про себя: «Стареть скучно, но это единственный способ жить долго» или: «Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть». Незадолго до смерти с сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».
🎬 Были, на самом деле, у актрисы и другие фразы – горькие и печальные, о таланте, разрушившем личное счастье, о страшном одиночестве, стоит вспомнить хотя бы ее сакраментальное: «Все сбудется, стоит только расхотеть…», однако больше все-таки мы любим ее острые, но невероятно оптимистичные высказывания... «Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться».
19 июля 1984 года после инфаркта и пневмонии великая актриса Фаина Георгиевна Раневская умерла в Москве и была похоронена на Донском кладбище столицы.

📍 Этот день в истории. - 5362220516409
📍 Этот день в истории. - 5362220516921
📍 Этот день в истории. - 5362220517177
📍 Этот день в истории. - 5362220517945

Комментарии

Комментариев нет.