Очельем называют твердую берестяную или мягкую тканевую повязку, которую в древности на Руси носили на голове. Выполняло очелье сразу три функции. Во-первых, оно удерживало челку и волосы по бокам, чтобы те не падали на глаза при ветре, во время работы в поле или по дому. Во-вторых, очелье служило украшением.
Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. Традиция обязательно покрывать голову появилась на Руси с древнейших времен.
Как известно, главной девичьей красой на Руси была ее коса, а потому головной убор девушки оставлял макушку открытой и был призван подчеркивать ее красоту. Обычно девицы носили крепившийся на затылке узкий металлический обруч. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями, становился венцом. Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очелье. Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому венцу. Если девушка носила венец, она была незамужней. Отсюда венец — это символ девичества.
Из праздничных уборов уже тогда у девушек существовало некое подобие кокошника — повязка и венец, а из украшений — височные кольца, очелья, подвески, бляшки и пряжки.Постепенно головной убор женщины, будучи изначально украшением, становится знаком ее социального статуса. После того как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на женский.
Головной убор замужней женщины предполагал полное покрытие головы. В X–XI веке это повой, или повойник Первоначально он представлял собой полотенце, которым женщины полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи. Поверх на голове, для закрепления, надевались повязка, или лента. В XV–XVI века под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на затылке веревочками или закрепленный на голове шерстяной лентой. Под него полностью убирались волосы, а сверху еще надевался убрус — вышитое полотняное, а у знатных женщин шелковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.
В XI–XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию нескольких уборов: повойник, убрус и поверх — круглая шапочка с мехом по краям, особенно зимой. Женщины менее богатые и знатные носили сороки и менее дорогие убрусы.
РУССКИЕ ДЕВУШКИ В ГОЛОВНЫХ УБОРАХ - ФОТОМОНТАЖ ГАЛИНЫ ЕГОРОВОЙ
ВЕДА «ВЕЧНОЕ».
:Галина Егорова (Коломчанка)
ЗАБЫТЫЕ ТРАДИЦИИ: ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НВ РУСИ
Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очелье. Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому венцу. Если девушка носила венец, она была незамужней. Отсюда венец — это символ девичества.
Из праздничных уборов уже тогда у девушек существовало некое подобие кокошника — повязка и венец, а из украшений — височные кольца, очелья, подвески, бляшки и пряжки.Постепенно головной убор женщины, будучи изначально украшением, становится знаком ее социального статуса. После того как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на женский.
Под него полностью убирались волосы, а сверху еще надевался убрус — вышитое полотняное, а у знатных женщин шелковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.
Женщины менее богатые и знатные носили сороки и менее дорогие убрусы.