Варвара Степанова

Художница Варвара Степанова, как и ее муж, фотограф Александр Родченко, переехала в Москву из Казани еще до революции. Они стояли у истоков конструктивизма и интересовались разными искусствами — от прикладной графики до театра. В 1924 году Степанова приняла вызов: откликнулась на объявление Первой ситценабивной фабрики в газете «Правда». Она решила на практике проверить идеи конструктивизма. Вместе с художницей Любовью Поповой они спроектировали множество рисунков для тканей. Напечатаны были немногие из них: одни не соответствовали техническим требованиям, другие были слишком радикальными.
Варвара Степанова - 975878248399

Композиции тканей строились на оптических иллюзиях, симультанных контрастах, которые лучше смотрелись на плоскости листа. В драпировках платья они терялись, создавая рябь вибраций, которая скорее настораживала, чем привлекала покупателя. Эксперимент длился всего год, и Степанова больше не обращалась к оформлению тканей. Она вернулась в полиграфию и успешно оформляла госзаказы, иллюстрирующие успехи столицы, — например, таблицы «От Москвы купеческой до социалистической» (1932) и книгу-альбом «Московский метрополитен» (1953). 
Варвара Степанова - 975878237135

И орнаменты Варвары Степановой, и ее модели одежды 1920-х годов были скорее художественным высказыванием, но еще не дизайном как таковым. Не случайно знаменитая спорт- и прозодежда так и остались сценическими костюмами. И все же решившись прийти на производство Степанова смогла создать новый образ художницы, важного звена в производственной цепочке. Романтический флер и богемность сменились рациональным и даже брутальным аскетизмом: отныне фигура художницы стояла вровень с работницами других цехов. И в снимках Родченко видно, как в облике Степановой проявляется этот новый типаж — с папиросой, но с новорожденной дочкой на руках; в рабочей косынке, но сшитой из ткани по ее собственному рисунку.
#москвичка_вмузеемосквы

Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» в Музее Москвы открыта до 25 августа 2024 г.

Комментарии