Дивертисмент От фр. divertissement (букв. — развлечение)
Вставной номер в оперном, балетном или драматическом спектакле, обычно не имеющий непосредственной связи с сюжетом театрального представления и демонстрирующий виртуозное мастерство исполнителей. Дивертисмент был популярен в европейском театре XVII – XIX вв. В качестве дивертисмент могли представать одноактные комедии или отдельные сцены из драм и трагедий (в этом случае они игрались по завершении основного спектакля); особенно часто это практиковалось на бенефисах.
Сцены бала в «Горе от ума» и «Маскараде», иногда составлявшие дополнительный танцевальный акт, могли иметь сугубо зрелищную ценность, но могли становиться и значимым компонентом целостного сценического произведения (напр., мазурка Скалозуба). Еще теснее связаны с образной структурой пьесы романсы Ларисы в «Бесприданнице», предусмотренные драматургом.
В эпоху режиссерского театра танцевальные, вокальные и цирковые вставные эпизоды стали частью партитуры спектакля, контрапунктически сопрягающейся с диалогом и событийным рядом (танцы и романс Нины в «Маскараде» В. Э. Мейерхольда, 1917).
Музей МХАТ
#театр_в_терминах
Дивертисмент
От фр. divertissement (букв. — развлечение)
Вставной номер в оперном, балетном или драматическом спектакле, обычно не имеющий непосредственной связи с сюжетом театрального представления и демонстрирующий виртуозное мастерство исполнителей.
Дивертисмент был популярен в европейском театре XVII – XIX вв. В качестве дивертисмент могли представать одноактные комедии или отдельные сцены из драм и трагедий (в этом случае они игрались по завершении основного спектакля); особенно часто это практиковалось на бенефисах.
Сцены бала в «Горе от ума» и «Маскараде», иногда составлявшие дополнительный танцевальный акт, могли иметь сугубо зрелищную ценность, но могли становиться и значимым компонентом целостного сценического произведения (напр., мазурка Скалозуба). Еще теснее связаны с образной структурой пьесы романсы Ларисы в «Бесприданнице», предусмотренные драматургом.
В эпоху режиссерского театра танцевальные, вокальные и цирковые вставные эпизоды стали частью партитуры спектакля, контрапунктически сопрягающейся с диалогом и событийным рядом (танцы и романс Нины в «Маскараде» В. Э. Мейерхольда, 1917).