"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".

Часть 5-я. Страница 27.1.2.
Глава XXVII. "РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
в ПЕРИОД СОЦИАЛИЗМА и ПЕРЕХОДА к КОММУНИЗМУ в СССР, ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ПРЕВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА
в МИРОВУЮ СИСТЕМУ, УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" (1937 - 1960 года).
Содержание:
- §1. "Марксистско-ленинская философия в СССР накануне Второй Мировой войны, в период войны и в послевоенные годы (1937 - 1953 годы", автор - Т.Иовчук.
- в). "Вопросы исторического материализма".

"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949530072105
Рисунок выше - /Сталин на картине В. А. Серова "Ленин провозглашает Советскую власть". Марка СССР, 1954 г./.

в). "ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА".

Центральное место в развитии "марксистско-ленинской философии" в рассматриваемый нами период занимали вопросы "исторического материализма", разрабатываемы в связи с практической деятельностью КПСС и всего советского народа. Излагая т.з. "марксизма-ленинизма" на основы "исторического материализма" в работе "О диалектическом и историческом материализме", И.В.Сталин развивал понятие "условия материальной жизни общества". Он показал роль географической среды и народонаселения в жизни общества. Эти условия ускоряют или, напротив, замедляют общественное развитие, но их влияние на последнее обусловлено способом производства материальных благ, который является главной, определяющей силой развития общества. В своей работе Сталин раскрывал ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА", видя эти особенности, во-1-х, в том, что:

- "Производство всегда находится в состоянии изменения и развития, вызывая изменения общественного строя, духовной жизни, политического уклада и т.д.".

Во 2-х:

- "Общественное развитие начинается с изменения производительных сил общества - наиболее подвижного и революционного элемента производства".

В 3-х:

- "Возникновение новых производительных сил и соответствующих им производственных отношений происходит в недрах старого строя стихийно, независимо от воли людей лишь до известного момента, т.е. до того момента, когда новые производительные силы созреют и вступят в непримиримый конфликт с господствующим и производственными отношениями и их носителями - господствующими классами, после чего стихийный процесс развития уступает место сознательной действительности людей, мирное развитие - насильственному перевороту, эволюция - революции".

В связи с этим И.В.Сталин показывал "мобилизирующую, организующую и преобразующую роль идей в жизни общества". Среди проблем "исторического материализма" партия ставила на первый план теорию "социалистического государства" и вопрос о "движущих силах развития социалистического общества". Разрабатывая "марксистское учение о государстве при социализме" и при "переходе к "коммунизму", Сталин настаивал на том, что:

- "В своём развитии Советское государство прошло 2-е главные фазы: 1-е - от Октябрьской революции до ликвидации эксплуататорских классов и 2-е, после ликвидации капиталистических элементов города и деревни и победы социалистической системы хозяйства. В ходе развития социалистического государства изменялись его функции, некоторые из них отмирали*(*9), появлялись новые функции"*(*10).

Хотя Сталин не сформулировал все функции "социалистического государства", но он верно подчеркнул, что:

- "Функции и формы социалистического государства не остаются неизменными, а меняются и будут меняться в зависимости от развития социализма в нашей стране и изменения внешней обстановки".

Уточняя положение Энгельса о том, что:

- "Государство отмирает при социализме"*(*11), Сталин показывал, что это:

- "Положение применимо при условии, если социализм уже победил во всех странах или в большинстве стран, и неприменимо в условиях, когда социализм победил в 1-й, отдельно взятой, стране в обстановке капиталистического окружения".

Сталин исходил из того, что:

- "Социалистическое государство должно сохраниться и в процессе перехода от коммунизма и при коммунизме, если сохранится капиталистическое окружение, если оно не будет заменено окружением социалистическим".

В докладе о работах ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии, сделанном Сталиным, было показано, что:

- "Советское социалистическое общество свободно от классовых столкновений и представляет картину дружественного сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции".

В докладе говорилось:

- "На основе этой общности и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм"*(*12).

В документах партии было подчёркнуто, что:

- "Как в годы войны, так и в мирное время источниками силы и жизненности Советского Союза явились социалистический общественный строй, советский многонациональный государственный строй, дружба народов нашей страны, руководящая роль Коммунистической партии, советский патриотизм, в котором гармонически сочетаются национальные традиции и общественные жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза".

В 1937-м году, на 1-м из своих докладов И.В.Сталин выдвинул утверждение:

- "По мере дальнейшего продвижения Советского государства к социализму классовая борьба в стране должна всё более и более обостряться"*(*13).

Такой тезис Сталина, на взгляд развенчателей "культа личности":

- "Не соответствовал исторической обстановке, сложившейся в СССР после победы "социализма", был использован политическим авантюристом Берия, Ежова и других в качестве обоснования массовых репрессий против политически разгромленных идейных противников партии, т.е. против многих ни в чём не повинных людей. В послевоенный период И.В.Сталин в работе "Экономические проблемы социализма в СССР", поставили вопрос "об условиях перехода от социализма к коммунизму, подчёркивая, что:
- "Этими условиями являются:
а). Непрерывный рост всего общественного производства.
б). Постепенный подъём колхозной собственности до уровня общенародной собственности.
в). Культурный рост общества, который бы обеспечивал всем членам общества всестороннее развитие из физических и умственных способностей".

Сталин посчитал, что:
- "Товарное обращение несовместимо с перспективой перехода от социализма к коммунизму и что потому необходимо постепенно заменить товарное обращение системой продуктообмена".

После смерти И.В.Сталина, посчитали, что:
- "В такой замене не было и нет необходимости до того, пока не будет достигнуто изобилие материальных благ и осуществлён переход к коммунистическому способу распределении".

Сталин конкретизировал положение "исторического материализма" об уничтожении противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом. По его мнению:

- С построением социализма в нашей стране исчезла ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Некоторые отличия между городом и деревней останутся и при коммунизме, поскольку условия труда труда в промышленности и в сельском хозяйстве в известном смысле будут отличаться, но существенное различие между ними, состоящее прежде всего в различии форм социалистической собственности - государственной и колхозно-кооперативной, - отпадёт в процессе перехода от социализма к коммунизму, на основе повышения уровня колхозной формы социалистической собственности до уровня общенародной собственности. Некоторые, хотя и несущественные различия между физическим и умственным трудом останутся при коммунизме, но существенное различие между ними будет преодолено в процессе перехода к коммунизму в том смысле. что культурно-технический уровень рабочих мест будет поднят до уровня инженерно-технического персонала".

Большое место в послевоенных документах партии и выступлениях И.В.Сталина, А.А.Жданова. М.А.Калинина, Н.С.Хрущёва и других руководителей партии занимали вопросы о руководящей роли и развитии социалистической сознательности масс и в связи с этим теоретическая проблема о месте субъективного фактора в развитии общества при социализме. В документах партии - Докладе И.В.Сталина о работе ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии, в Докладе Н.С.Хрущева на XIX съезде партии об изменениях в уставе партии, в решениях ЦК партии по вопросам идеологической работы - была основана возросшая в период социализма руководящая роль партии в жизни общества, определены её главные задачи. поскольку острие классовой борьбы против капитализма в послевоенный период было перенесено в область идеологии партия развернула борьбу против "буржуазной идеологии" и "пережитков капитализма" в сознании людей, поднимая "социалистическую сознательность трудящихся и направляя массы на завершение строительства социализма"*(*14).

*(*9). - /Имеется ввиду функция подавления эксплуататоров/.

*(*10). - /Функция охраны социалистической собственности и другие/.

*(*11). - /Убедительно прошу не путать "пророчество" об "упразднении /отмирании государства" с переиначенным последователями людоедской теорией Мальтуса "о ликвидации государственных границ от Рейкьявика до Владивостока". На досуге, когда адаптируюсь к новому сменному графику работы, составлю интересную (на мой взгляд) статью на предмет трансформации отношения к термину "упразднение государства", в различных идеологических вариациях/.

*(*12). - /И.В.Сталин "Вопросы ленинизма". Изд. 11, Госполитиздат, 1953 года, Стр. стр.629/.

*(*13). - /Следует уяснить, что подобное отношение к И.В.Сталину могло быть озвучено лишь после развенчания "Культа ли́чности Ста́лина", т.е. после попытки свержения возвеличивания личности И.В.Сталина средствами массовой пропаганды /СМИ, в произведениях культуры и искусства, государственных документах/.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563150377
*(*14). - /Культ личности И.В.Сталина мешал дальнейшему руководству и управлению страной, по этой причине,подвергся развенчанию. Далее цитируется описание из "Википедии", по вопросу "развенчания "культа личности" И.В.Сталина:

- "Культ личности Сталина начался в середине 1930-х годов и продолжался до 1956 года, когда на XX съезде КПСС произошло его официальное развенчание. Период 1956-1961 гг. характеризовался всеобщим избавлением от наследия культа личности, символической т.з. данного процесса стал вынос тела Сталина из Мавзолея и его захоронение у Кремлёвской стены в ночь на 31 октября 1961 года. Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей этого периода: М.И.Калинина, В.М.Молотова, А.А.Жданова, Л.П.Берия и других, однако сопоставимым с культом И.В.Сталина был только культ В.И.Ленина. После развенчания "культа личности", уже в 60-х годах ХХ века данный тезис И.В.Сталина посчитали ошибочным, не соответствующим исторической обстановке, потому что сложившийся на тот момент в СССР после победы социализма, был использован политическим авантюристом Берия, Ежовым и другими для "обоснования" массовых репрессий против политическим разгромленных идейных противников партии, утверждалось, что:

- "Репрессии проводились "против многих ни в чём не повинных людей". Далее в Википедии пишется:
- "На XVI съезде ВКП(б), в 1930 году "сталинской группировке" удалось избавиться от "правой оппозиции", возглавляемой Бухариным и Рыковым, преемником Ленина на посту главы Совнаркома, и выступавшей за умеренный подход к коллективизации и индустриализации. Как отмечал американский историк Шейла Фицпатрик:
- "Это была последняя из открыто действовавших партийных фракций, и её разгром знаменовал запоздалый ввод в действие ленинского запрета на фракционную деятельность от 1921 года. В дальнейшем всем партийным группировкам оставалось лишь быть мелкими и тайными, все их будут давить в зародыше".
По мнению Фицпатрик, именно в это время оформился культ Сталина: все правительственные инициативы теперь приписывались Сталину ЛИЧНО. Уже в первые 100 дней после смерти И.В.Сталина произошёл отказ от линии культа, который, однако, не подразумевал сомнений в величии и авторитете Сталина - это произошло чуть позднее.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949547973161
Выражение "культ личности" впервые употребил председатель Совета министров СССР Г.М.Маленков вскоре после смерти Сталина. 10 марта 1953 года при обсуждении на закрытом заседании Президиума ЦК КПСС публикации газеты "Правда" по поводу похорон Сталина, в которой некоторые члены Президиума ЦК были названы "верными соратниками", а другие упомянуты без эпитетов, Маленков заявил:
- "В прошлом у нас были крупные ненормальности, многое шло по линии культа личности. И сейчас надо сразу поправить тенденцию, идущую в этом направлении… Считаем обязательным прекратить политику культа личности! Было бы неправильным, скажем, цитировать выступление (на траурном митинге) 1-го. Мы не можем цитировать 1-го, потому что это, во-1-х, незаслуженно, а во-2-х, неправильно с т.з. культа личности. Считаем обязательно прекратить политику культа личности. Цитаты (только) 1-го человека нельзя публиковать".
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949547970345
Вскоре Маленков предложил созвать в апреле 1953 года внеочередной пленум ЦК КПСС для обсуждения этой темы. Внося это предложение на обсуждение, он заранее подготовил тезисы доклада, а также постановления ЦК по данному вопросу. Историк А.П.Куропаткин считает, что в документах Маленкова главный акцент был сделан не на обсуждении личных качеств покойного, а на необходимости сохранения и укрепления "коллективного руководства". Ю.Н.Жуков полагал, что изначально речь пошла об осуждении именно культа, что вызвало двоякую реакцию членов Президиума ЦК. К сторонникам Маленкова он относил М.Г.Первухина, М.З.Сабурова, П.Н.Поспелова и Н.Н.Шаталина, а к противникам - "тяжеловесов" партии В.М.Молотова, К.Е.Ворошилова, Н.А.Булганина, Л.М.Кагановича, А.И.Микояна, а также в тот момент и Н.С.Хрущёва и М.А.Суслова. Поскольку вторые в тот момент были в большинстве, "мягкая десталинизация" была отвергнута, и предлагавшийся Маленковым пленум так и не состоялся, хотя имя Сталина практически сразу исчезло со страниц газет и журналов. Термин получил широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н.С.Хрущёва "О культе личности и его последствиях" и в постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий". Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, исходя из марксистского положения о равенстве, теоретически отвергал "вождизм", ограничивая "роль личности в истории". В то же время некоторые учёные считали "вождизм" - естественным следствием практического социализма. Например, русский философ Н.А.Бердяев считал, что:
- "Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигал вождя масс, наделённого диктаторской властью".
После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы "вожди революции" и просто "вожди" применительно к В.И.Ленину и Л.Д.Троцкому.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949530087209
Рисунок выше - /"Мир победит войну". В детском саду:
- "Спасибо родному Сталину за счастливое детство". Художник Е.Буланова (ЦФА / АО "Марка", № 1561)/.

Возникновение культа личности И.В.Сталина связывают как с направленной деятельностью высшего руководства ВКП(б) и самого И.В.Сталина, так и с историческими и культурными особенностями развития государства в тот период. Так, по мнению политолога А.А.Кара-Мурзы, культ личности был создан самим И.В.Сталиным, который занимался этим как приоритетной темой все годы своего правления, вплоть до марта 1953 года. Идея культа заключалась в том, чтобы весь советский народ всем оказывался обязан партии, государству и своему вождю. 1-м из аспектов этой системы являлась необходимость выражения благодарности И.В.Сталину, например, за социальные услуги и вообще за всё, что есть у граждан. Профессор русской истории университета Джонса Хопкинса Джеффри Брукс отмечал, что известная фраза:
- "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!", - подчёркивала, что у детей счастливое детство потому лишь, что его обеспечил им И.В.Сталин.
В учебнике для юридических вузов и факультетов "Теория государства и права", изданном авторским коллективом под редакцией профессора С.С.Алексеева, об 1-й из причин культа личности Сталина говорилось следующее:
- "Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х годов тоталитарный режим стал суровой политической реальностью".
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563227945
Далее в Вики, сказано, что:
- "Среди лиц, положительно оценивающих правление И.В.Сталина (часть коммунистов, этатистов и других, бытовало мнение, что:
- "Культ был вызван личностными чертами Сталина и успехами, связанными с его правлением".
После "разоблачения культа личности" получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М.А.Шолохову (но также и другим персонам):
- "Да, был культ… Но была и личность!".
Сталина при жизни практически никогда не называли "генеральным секретарём" (подробнее в "Дело Рютина"), вместо этого употреблялись разнообразные возвеличивающие эпитеты, что им весьма приветствовалось. После обретения И.В.Сталиным всей полноты власти применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы:
- "Отец народов".
- "Отец, учитель и друг".
- "Великий вождь".
- "Великий вождь и учитель".
- "Величайший корифей мировой науки".
- "Величайший учёный всех времён".
- "Величайший полководец всех времён и народов".
- "Гениальный учёный".
- "Лучший друг (учёных, писателей, физкультурников и др.)".
- "Мудрейший вождь".
- "Солнцеликий".
и т. п.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563505193
В сталинский период советская пропаганда создавала вокруг И.В.Сталина ореол "непогрешимого вождя". И.В.Сталин был единственным "Генералиссимусом" Советского Союза. Ввиду объявления И.В.Сталина теоретиком марксизма-ленинизма его имя упоминалось и его портретный образ помещался в 1-м ряду с К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.И.Лениным, а также, подобно "марксизму-ленинизму", иногда использовался термин "сталинизм", десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением. Именем И.В.Сталина (а также его ближайших соратников) были названы многочисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. В честь Сталина были названы следующие крупные советские населенные пункты:
- Сталинград (1925-1961, до 1925 года - Царицын, с 1961 года - Волгоград).
- Сталинабад (1929-1961, до 1929 года - Дюшамбе, с 1961 года - Душанбе).
- Сталинск (1932-1961, до 1932 и с 1961 года - Новокузнецк).
- Сталиногорск (1933-1961, до 1933 года - Бобрики, с 1961 года - Новомосковск).
- Сталинири (Сталинир) (1934-1961, до 1934 и с 1961 года - Цхинвали (Цхинвал)).
В 1937-1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в Сталинодар. В 1950-е годы города, названные в честь И.В.Сталина, были во всех странах СЭВ и Варшавского договора (на тот момент), кроме Чехословакии:
- Народная Республика Болгария - Варна (Сталин, 1949-1956).
- Румынская Народная Республика - Брашов (Орашул-Сталин, 1950-1960).
- Народная Республика Албания - Кучова (Сталин, 1950-1990).
Венгерская Народная Республика - Дунауйварош (Сталинварош, 1952-1961).
- Польская Народная Республика - Катовице (Сталиногруд, 1953-1956)
- Германская Демократическая Республика - Айзенхюттенштадт (Шталинштадт (Сталинштадт), 1953-1961).
- В ГДР и ВНР города были построены практически с нуля и должны были стать "новыми социалистическими городами".
- Сталинешты (Черновицкая область УССР).
- Сталинчиляр (с азерб. - "Сталинцы", Дагестанская АССР, РСФСР).
Названия, связанные с И.В.Сталиным, были присвоены высочайшим вершинам СССР (Пик Коммунизма), Болгарии (Мусала), Словакии и всех Карпат (Герлаховски-Штит), а также расположенной на территории Канады горе Маунт-Пек.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563508009
Имя И.В.Сталина носили станции метро "Семёновская" и "Измайловский парк" в Москве, Беломорско-Балтийский канал, Завод имени Лихачёва, ряд вузов, в т.ч. Тбилисский государственный университет, Московский институт стали и сплавов (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"), Московский государственный горный университет, Московский государственный технологический университет "Станкин", Белорусский национальный технический университет и др. В честь И.В.Сталина были названы серии танков, паровозов и бронепоезд. Образ И.В.Сталина стал 1-м из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в т.ч. Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги "Сталин"), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие И.В.Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР. "Сталиниана" постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники И.В.Сталину, как и памятники В.И.Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 года и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета И.В.Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа И.В.Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563363113
Далее в Вики говорится, что:
- "Главную роль в искажении и создании мифологической картины советской истории сыграл созданный частью лично И.В.Сталиным, частью под его редакцией "Краткий курс истории ВКП(б)". К концу сталинского периода из истории революции и Гражданской войны исчезли многие деятели, игравшие видные роли в этих событиях. Их действия были приписаны И.В.Сталину и узкому кругу его соратников, зачастую игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли, и нескольким видным большевикам, умершим до начала большого террора: Я.М.Свердлову, Ф.Э.Дзержинскому, М.В.Фрунзе, С.М.Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась. Отдельным лидерам революции приписывались предательские и контрреволюционные действия. В официальной историографии Великой Отечественной войны для описания крупнейших наступательных операций Красной Армии, приведших к разгрому Третьего Рейха, использовался термин "Десять Сталинских ударов". Также при И. В. Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, произошло изменение отношения к дореволюционной истории России, в частности, к правлению Ивана Грозного и Петра Первого, что было связано с акцентированием внимания на роли государства и сильного правителя. Культ личности И.В.Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После XX съезда КПСС сталиниская направленность государственной политики и связанный с ней культа личности И.В.Сталина сохранились в Албании (до 1990 г.), КНР и КНДР, а также во Вьетнаме.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563384873
В настоящее время на официальном уровне отдельные проявления культа существуют в КНР, где есть ряд памятных изображений И.В.Сталина и выпускаются сувениры с его изображением, а также в КНДР и Вьетнаме. К наследию И.В.Сталина обращаются отдельные партии коммунистической направленности по всему миру. Имя Сталина носит ряд улиц в разных городах Российской Федерации. Кроме того, в постсоветской России появились музеи, посвященные Сталину, были установлены его бюсты. По состоянию на 2016 год скульптурные изображения Сталина стояли в следующих городах России:
- Бюст в музее-заповеднике "Линия Сталина" (Псковская область), был установлен 22 февраля 2016 года.
- Ростовая скульптура Шелангер (Марий Эл).
- Музеи о деятельности Сталина в России (по состоянию на 2016 год) существовали в следующих населенных пунктах:
- Музей-изба "Калининский фронт. Август 1943 года" в деревне Хорошево (Тверская область). Открыт в июле 2015 года.
- "Сталин-центр" в Пензе открыт в декабре 2015 года.
- Частный музей в Махачкале.
- Частный музей в Нальчике.
По состоянию на 2016 год в Дагестане имя Сталина носили 6 улиц и 1 проспект (в Дагестанских огнях с 2002 года), в Северной Осетии имя Сталина носили 15 улиц. На станции Московского метрополитена "Курская" в 2009 году была восстановлена надпись:
- "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил".
/Надпись была на месте по состоянию на 2016 год/.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563406121
Портрет Сталина с атрибутируемой ему цитатой "О победе пролетарской революции во всех штатах Индонезии" в райкоме комсомола Сукабуми.
Портреты Сталина некоторые жители России размещают на одежде - например, на футболках. В постсоветской России существовала "неканоническая практика изображения Сталина на православных иконах, которые, как ни удивительно, освящались в храмах". Писатель Александр Проханов освятил в Святском монастыре в Брянске икону с изображением Сталина в окружении маршалов Победы. В 2015 году с этой иконой отслужил молебен афонский иеромонах Афиноген вопреки позиции Белгородской митрополии, которая напомнила, что некоторые из изображенных на этой картине были "откровенными гонителями церкви".
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949530095401
Рисунок выше - /Витрина книжного магазина в Одессе в 1931 году/.

Н.С.Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС, утверждал, что:
- "И.В.Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Так, Н.С.Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, И. В.Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя "вождём народов" / "великим полководцем" / "высочайшим теоретиком марксизма", "гениальным учёным" и т. д. В частности, Н.С.Хрущёв утверждал, что самим И.В.Сталиным был вписан следующий отрывок:
- "Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования".
На замечание Лиона Фейхтвангера "О безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью", И.В.Сталин:
- "Пожал плечами" и "извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус".
В то же время известно, что И.В.Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по словам писателя О.С.Смысловского, первые эскизы орденов Победы и Славы были выполнены с профилем И.В.Сталина, однако Сталин якобы попросил заменить его профиль на Спасскую башню. В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, И.В.Сталин категорически возразил:
- "Главный университет страны может носить лишь 1-го имя - Ломоносова".
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563433001
С т.з. Википедии:
- "Современные исследователи сталинской эпохи считают, что подобные действия должны были символизировать т.н. "сталинскую скромность" - 1-ну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой".
По словам немецкого историка Яна Плампера[de]:
- "Сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего".
Российская исследовательница Ольга Эдельман считала феномен "сталинской скромности":
- "Хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания "выпячивать" свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати, и т.о. самому формировать свой общественный образ".
Публичное поведение Сталина также играло важную роль. Согласно воспоминаниям:
- "Возьмем, например, его [Сталина] проходы по коридорам Кремля. Это было 1-м из своеобразных ритуалов его культа. Идешь с бумагами, смотришь: сам, в окружении охраны. Впереди Сталина метрах в 25-30 шёл 1-н охранник. А за ним примерно в 2-х метрах шло ещё 2-а человека. Полагалось стать к стене спиной, держать руки на виду и ждать, когда он пройдёт".
- "Насчёт того, как здороваться, никаких указаний не существовало. Я, к примеру, когда он проходил мимо меня, говорил:
- "Здравствуйте, товарищ Сталин".
Он в ответ поднимал правую руку и молча шёл дальше. Шёл уверенно, размеренно, спокойно, причём смотрел не на того, кто с ним здоровался, а куда-то вдаль, впереди себя. Выражение лица было такое значительное, что я тогда думал:
- "Наверное, голова у него занята какими-то особыми мыслями, до которых нам, смертным, и не додуматься никогда".
/Михаил Смиртюков. Воспоминания заместителя заведующего секретариатом Совнаркома СССР/.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563462441
По мнению Вики:
- "Самым известным разоблачителем культа личности был Н.С.Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом "О культе личности и его последствиях", в котором он развенчал культ личности покойного И.В.Сталина. Н.С.Хрущёв, в частности, сказал:
- "Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры г.о. потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. 1-м из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его "Краткой биографии", вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого "великого вождя" и "непревзойдённого полководца всех времён и народов". Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагромождённые в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги".
Также, в своём докладе Н.С.Хрущев выделил кинематограф как 1-н из инструментов насаждения культа личности; в последующие 5 лет художественные фильмы, где присутствовала фигура И.В.Сталина, не демонстрировались. В 1961 году тело И.В.Сталина было вынесено из Мавзолея Ленина - Сталина, этому способствовала определённая предподготовка. Прошли массовые переименования. В частности, город Сталинград был переименован в Волгоград, столица Таджикской ССР Сталинабад - в Душанбе. Почти повсеместно в 1956-1963 годах был произведен демонтаж памятников И.В.Сталину. По решению правительства многие художественные киноленты были подвергнуты цензуре и освобождены от (как тогда утверждалось: "навязчивого образа" И.В. Сталина. В 1962 году были переименованы паровозы ИС "Иосиф Сталин" в ФДп "Феликс Дзержинский, пассажирский вариант" и прочие объекты.
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949563486249
В годы правления Л.И.Брежнева не было ни дальнейших разоблачений, ни возрождения культа; дабы не накалять страсти в обществе по поводу столь противоречивой и резонансной темы, о И.В.Сталине без лишнего повода старались просто не вспоминать. О нём осталась нейтральная статья в Большой советской энциклопедии. В 1979 году сообщили о 100-летии И.В.Сталина в советских СМИ, но особых торжеств не устраивали. Первое время после прихода к власти М.С.Горбачёва политика в отношении Сталина и его эпохи оставалась как при Брежневе. 9 мая 1985 года в речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачёв упомянул Сталина в комплиментарном тоне. Однако с 1987 года ситуация резко изменилась: на волне "перестройки" и "гласности" тема И.В.Сталина и его правления вновь стала 1-й из самых обсуждаемых в обществе, начался новый этап "десталинизации".
"ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949530111529
Рисунок выше - /Портрет Сталина с атрибутируемой ему цитатой «о победе пролетарской революции во всех штатах Индонезии» в райкоме комсомола Сукабуми/.

В рассматриваемый период "советские философы под руководством партии разрабатывали важнейшие вопросы теории исторического материализма", особенно проблемы: "закономерностей общественного развития", "классов и классовой борьбы", "государства и демократии", "базиса и надстройки" и др./*(*15).

*(*15). - /Подробнее в работах: "Исторический материализм" под редакцией Ф.В.Константинова"; Ф.А.Горохов "Ленин и исторический материализм"; Г.Е.Глезерман "Ликвидация эксплуататорских классов и преодоление классовых различий в СССР"; А.Ф.Шишкин "Буржуазная мораль - оружие империалистической реакции"; П.Ф.Юдин "Марксизм-ленинизм о культуре и культурной революции" и многих других/.
#РазвитиеМарксистскоЛенинскойФилософииВПериодСоциализмаИПереходаККоммунизмувСССРВторойМировойВойныПревращенияСоциализмаВМировуюСистемуУглублениеКризисаКапиталистическойсистемы1937/1960года
#ИсторическиеУсловияРазвитияМарксизмаЛенинизмав1937/1960годах

#МарксистскоЛенинскаяФилософиявСССРнаканунеВторойМировойВойныВПериодВойныИВПослевоенныеГоды1937/1953годы

Комментарии

Комментариев нет.