Часть 5-я. Страница 27.1.3. Глава XXVII. "РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ в ПЕРИОД СОЦИАЛИЗМА и ПЕРЕХОДА к КОММУНИЗМУ в СССР, ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ПРЕВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА в МИРОВУЮ СИСТЕМУ, УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" (1937 - 1960 года). Содержание: - §1. "Марксистско-ленинская философия в СССР накануне Второй Мировой войны, в период войны и в послевоенные годы", 1937 - 1953 годы, автор - Т.Иовчук. - г). "Вопросы эстетики". - д). "Вопросы истории философии".
г). "ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ"*(*16).
В решениях и указаниях ЦК Партии по идеологическим вопросам в 1946-1953 годы со всей остротой был поставлен вопрос о политике партии как об "основе советской литературы, искусства, философии, общественной науки, всей духовной культуры социалистического общества". Это посчитали делать особенно необходимым по тому, что расширившееся в конце войны и в послевоенный период общение советских людей с людьми воспитанными в "буржуазном" обществе, усилилась возможность проникновения "буржуазных взглядов и настроений в сознание отдельных советских людей, в некоторых произведениях литературы и искусства, научные работы" и т.д. Развивая принципы "марксистско-ленинской эстетики". партия высоко подняла знамя коммунистической идейности и народности,социалистического реализма в литературе и искусстве. В Постановлении ЦК ВКП(б) ло журналах "Звезда" и "Ленинград", говорилось:
- "Задача Советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодёжь, ответить на её запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в своё дело, не боящимся препятствий, готовым преодолевать всякое препятствие. Потому всякая проповедь бездейственности, аполитичность, "искусства для искусства" чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах"*(*17).
В партийных документах, выступлениях А.А.Жданова, М.И.Калинина и других руководителей партии разоблачалась "космополитическая идеология империалистической буржуазии", подвергались критике отдельные проявления"низкопоклонства перед капиталистическим Западом", протаскивание в среду советской молодёжи "буржуазных нравов" и т.п. В них раскрывалась преемственность передовых традиций в "эстетике", показывалось, что "советская литература и искусство" продолжают лучшие традиции "революционно-демократической эстетики", русской литературы" и "искусства" XIX века, боровшиеся против "искусства для искусства", ставили себя на службу народа, отвечая на самые острые вопросы современности. выступали против "раболепия господствующих классов России перед "буржуазным Западом, были на уровне передовых идей своей эпохи. Партийные документы по вопросам литературы и искусства явились серьёзным вкладом в "марксистско-ленинскую эстетику, в борьбу за партийность*(*18) социалистической идеологии".
*(*16). - /1). "Эстетика" - от греческого слова "αἰσθητικός" - "чувствующий", "чувственный". "Разумное чувствование", "нечто относящееся к чувственному восприятию", которое, в свою очередь, произошло от "αἰσθάνομαι", означавшее "я воспринимаю, чувствую ... Равным образом, безобразное может оказываться низменным и комическим (определение Аристотеля: - "смешное есть подражание безобразному", тогда как возвышенное и прекрасное обыкновенно не смешиваются. Философская наука, изучающая сферу "эстетического" как специфического проявления ценностного отношения между человеком и Миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленилась в 18 веке у А.Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения науки о чувственном знании" - т.н. "низшие теории познания, дополняющие логику. И у И.Канта "эстетика" - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической "эстетике" 18 - начала 19 веков развивалось понимание "эстетики" как "философии искусства", закрепляющееся у Г.В.Ф.Геккеля. Основной проблемой "философско-эстетической мысли" древности, средневековья и в значительной мере т.н. "нового времени" была проблема "прекрасного". "Марксистко-ленинская эстетика" утверждала общественно-исторический характер "эстетических" явлений и художественного творчества, обосновывает принципы: "реализма", "народности", "партийности" искусства. 2). "Техническая эстетика" изучает "социально-культурные", технические и "эстетические" проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта, отдыха людей. Составляет теоретическую основу "дизайна". "Эстика труда" изучает общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера)... - На данном ресурсе, по моей инициативе, создана отдельная группа-блог-фан клуб "Концептуальная эстетика в палитре творчества", в котором планировалось создать "Словарь терминов по эстетике", ознакомиться с уже выложенным материалом можно по ссылке: ok.ru/conceptestetica /.
*(*17). - /"Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП(б)", Госполитиздат, 1947 года, стр.544/.
*(*18). - /"Партийность в искусстве" - от латинского слова "рartes" - "партия", "обязанность", "долг". такое проявление "классовости искусства", связано с высоким уровнем развития борющихся за власть "социальных лагерей" и с появлением их "идеологических" и "политических" партий. Сюжетность стара, как человеческая цивилизация. Вернёмся к относительно недавней и уже закрытой эпохе "революционно-демократического" партийного" творчества" Чернышевского, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, которое выражало "накал борьбы с самодержавно-крепостническим строем и его идеологией". С середины ХХ века, наиболее последовательной являлась "коммунистическая партийность", которое гордо именовали в эстетике Советского Союза "высшее, открытое и осознанное выражение народности в мировом искусстве". Она противостояла "партийности буржуазно-капиталистической". Если объективный смысл "буржуазно-капиталистической партийности" не всегда чётко осознаётся даже её "проводниками" (нередко намеренно маскируется), то художники, отстаивающие идеалы и принципы коммунизма, открыто провозглашают идею "партийности", сознательно и целеустремленно проводили её в жизнь. Первыми к "партийности" с научно-обоснованных "пролетарских позиций" подошли к рассмотрению вопросов художественной деятельности - идеологи "коммунизма" - К.Маркс и Ф.Энгельс. В тоже время, считается заслугой всесторонней разработки и практического осуществления идеи "партийности" искусства в новых "исторических условиях" принадлежала В.И.Ленину и Коммунистической партии Советского Союза. В статье "Партийная организация и партийная литература" (1905 года) и в других работах, приписываемых В.И.Ленину, был определён критерий "коммунистической партийности" в литературе, указывающий дословно: - "на органическое единство свободы, широкой творческой инициативы писателей революционного рабочего класса, их сопричастности идеям и делам партии нового типа". Этот критерий предполагал осознание того, что литература должна быть поставлена на службу трудовому народу, возглавляемому рабочим классом, что наиболее успешно выполнить такую задачу можно, лишь участвуя своим творчеством в выработке и проведении "партийной политики", сознательно и убеждённо руководствуясь в литературной работе программой, идеями, решениями, практическим опытом "Коммунистической партии" и опытом революционной борьбы в других странах. Это относилось не только к теоретической и агитационно-пропагандистской, но и к художественной литературе, к искусству "нового типа" в целом. "Истинность критерия" - "коммунистической партийности" была проверена художественной практикой: его подтверждением стали книги Горького, Маяковского, М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского, Е.Чаренца, А.Упита, Ч.Айтматова, музыка Д.Д.Шостаковича, С.С.Прокофьева, революционные спектакли советского театра, фильмы Эйзенштейна, Пудовкина, братьев Васильевых, Довженко, Н.Шенгелая, скульптуры Н.А.Андреева, В.И.Мухиной, живопись позднего М.В.Нестерова, М.Сарьяна, А.А.Пластова, творчество многих других советских советских художников. Ещё недавно "коммунистическая партийность" проявлялась в творческой деятельности членов партии и беспартийных художников, отстаивающих дело и идеи партии. "Единство партии и народа", что и являлось основой единства, т.е. "партийности" и "народности многонационального советского искусства. Художественное творчество, проникнутое "коммунистической партийностью", также развивалось в других странах "социалистического лагеря" и прокладывало себе дорогу в "капиталистическом мире" (Л. Арагон, М. Андерсен-Нексе, Р. Гуттузо, X. Бидструп и др.). Т.ч. на поверку мы сейчас имеем дело с "симбиотическим замесом" разнородных идеологических направлений. "Партийность" является объективной закономерностью, определяющей важные черты "эстетического своеобразия произведения искусства, их функции в обществе. Так, "красота" в "советском искусстве была неотделима от утверждения "социалистического идеала" художественного выявления его в тенденциях реальности, связана с воздействием творческого воображения, направленного на активизацию "усилий народа на преобразование Мира", с умением глубоко заинтересовать людей "революционной постановкой коренных вопросов бытия и вызвать у них чувство гармонической завершённости таким ответом на эти вопросы, найти которой помогало "марксистское мировоззрение и практика социалистического строительства" ". Особое значение в борьбе за обновление "социализма" принадлежало "познавательно-воспитательной функции искусства, художественному постижению правды. Участие художника в борьбе за "социализм", называемый "подлинной гуманизацией отношений в обществе", одухотворенностью "марксистско-ленинскими" идеями (воспринимаемыми не догматически, а творчески, на основе диалектического осмысления закономерностей общественного развития), с позиций "советской эстетики" расширяли сферу художественной правды, способствующей "верному отражению самых глубоких пластов жизни". "Марксистско-ленинская партийность" определяла выбор "центра тяжести" обобщающих художественных образов, тех "несущих конструкций", с которыми в значительной степени была связана "новаторская специфика" всей системы изобразительно-выразительных средств в произведениях "социалистического искусства". При всём многообразии идей, тем, проблематики и поэтики, обусловленном задачей воспитания всесторонне развитой личности, в его содержании есть особо важные грани, связанные с утверждением возможностей строя, с художественным осмыслением "партийной перспективы" и борьбы за неё. Это никоим образом не означает апологетики действительности, наоборот: "марксистско-ленинская партийность" побуждала художника к "революционному вскрытию конфликтов" и "отражению недостатков во имя всестороннего совершенствования реальности". "Ленинская идея партийности" находила ныне своё развитие в "программной установке КПСС" на участие художественной культуры в борьбе с "психологией застоя", в решительной перестройке народной жизни. Старая, добрая мечта, о том, что диалектикой "классовой борьбы" за "будущее общество без классов", была обусловлена диалектикой "классового" и "общечеловеческого" в "социалистическом искусстве". Ещё совсем недавно верили в то, что это являлось "предтечей грядущего бесклассового, общечеловеческого искусства - коммунизма". При желании, можете ознакомиться с понятием "партийность" в группе "ПОЛИТОЛОГИЯ", набрав это слово в поисковике, список оцифрованных статей выйдет внушительный. https://ok.ru/group/61501402120233/topic/151322110020905 /. #ВопросыЭстетики
д). "ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".
Борясь с реакционной "буржуазной идеологией", прежде всего с "идеологией фашизма", "марксистско-ленинская философия" отстаивала "прогрессивное наследие философской мысли человечества" В Советском Союзе издавались и широко изучались труды классиков мировой философии, характеризующие её важнейшие направления и системы"*(*16).
В этой научной работе были допущены серьёзные нарушения, проявившиеся в сближении "диалектического материализма" с предшествующими ему "философскими учениями", некритическом объективистском к ним отношении, в отступлениях от "ленинского принципа партийности философии". "Коммунистическая партия" дала "философской науке идейно-теоретическое направление в научных исследованиях истории философии". В постановлении ЦК ВКП(б) о недостатках в научной работе в области "философии"*(*19) были подвергнуты критике принципиальные ошибки допущенные в III томе "Истории философии", выразившиеся в неправильном "сближении научного, пролетарского мировоззрения с буржуазным, материалистической диалектики Маркса с идеалистической диалектикой Гегеля", в некритическом отношении к консервативным взглядам немецких "идеалистов" начала XVIII - конца XIX веков. В III томе "Истории философии" было смазано противоречие между консервативной системой и диалектическим методом, пронизывающее все философские воззрения Гегеля, диалектика Гегеля неправильно изображена как завершённая и всеобъемливающая, скрадывалось коренное отличие диалектики Гегеля, обращённое исключительно к прошлому, от диалектики Маркса, обращённой не только к прошлому, но и к настоящему и будущему. Проведённая ЦК ВКП(б) в 1947-м году "философская дискуссия по книге Г.Ф.Александрова*(*20) "История западно-европейской философии" показала, что:
- "В этой книге нарушался ленинский принцип партийности философии, не показывалось принципиальное коренное отличие диалектического материализма от всей предшествующей философии, не подвергались острой критике буржуазные философские концепции, допускалось объективистское освещение этих концепций".
А.А.Жданов, выступавший в ходе дискуссии, особо подчеркивал, что:
- "Возникновение диалектического материализма есть революционный переворот в философии".
Он дал определение предмета истории философии, согласно которому:
- "История философии есть история зарождения, возникновения и его законов, а поскольку содержанием истории философии является борьба материализма с идеализмом, постольку история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. Предметом философии является также история возникновения, зарождения и развития философии".
"Философская дискуссия" 1947-го года сыграла большую роль в подъёме "философской" работы в СССР*(*21).
*(*18). - /Среди книг, изданных в 1937-1953 годах по истории философии/.
*(*19). /Май 1944-го года/.
*(*20). - /"Древнегреческие "атомисты"; Г.Ф.Александров. Аристотель; М.А.Дынник "Очерк истории философии классической Греции"; Б.С.Чернышев "Софисты"; И.К.Луппол " Дени Дидро"; Ян Хиншун "Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение; А.А.Петров "Ван-Чун - древнекитайский материалист и просветитель"; Я.Б. Радуль-Затуловский "Конфуцианство и его распространение в Японии" и другие/.
*(*21). - /К огромному сожалению, сделав акцент на материалистически-производственном отношении, руководство СССР недооценило масштаб и возможные последствия от слабого развития и использования некогда именуемой "служанкой богословия" науки "философия". Гуманитарное направление, не расцениваемое всерьёз, как не приносящее потенциального дохода и материальной выгоды было отринуто, по итогам, идеология страны потерпела фиаско в "Холодной войне". Захлебнувшись в заграничных информационных вливаниях, информационных атаках (по-началу волнами, позже валами и цунами, смывала укрепления и топила в профанации самые благие начинания отечественных философов/.
Рисунок выше - /Существует легенда, что однажды Бог Времени, 1-м из имён которого является Крон, вынесет из Пещеры девушку, по имени "Обнажённая Истина", даже где-то есть такая картина, где старец выносит обнажённую фигурку Истины. В разные временные промежутки, на революционных баррикадах и кое-где ещё рисовали частично обнажённую женскую фигурку, это означало, что Истина для остальных скрыта, лишь чуть-чуть обнажена, ровно настолько, насколько им нужно знать. Подобный символизм полностью "Обнажённой Истины" означает "окончание философии", как науки, поскольку, считается, что когда люди узнают всю правду без покрова тайны, т.е. одежды, манипулировать ими будет невозможно/.
1-м из достижений "советской философской науки" в годы ВОВ и послевоенный период явилось исследование "истории философской и общественно-политической мысли народов СССР". Советская наука подвергла критике "реакционные космополитические теории буржуазных историков и философов", отрицавших самостоятельность "философской мысли русского народа и других народов СССР", утверждавших, что:
- "Русская философия, или как раньше называлось "любомудрие" либо была подражанием Западу, либо носила "религиозно-мистический характер", была чужда "материализму и науке". Следуя указаниям Ленина, советские учёные в обобщающих работах и книгах о выдающихся представителях русской "материалистической философии", показывали, что:
- "У русского народа есть солидная материалистическая традиция, связанная с освободительным движением против крепостничества и капитализма. с передовой наукой и литературой, что наиценнейший вклад в развитие мировой философской мысли внесли революционеры-демократы XIX века"*(*22) особенно Герцен, Огарев, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, чьи труды составляют классическую русскую материалистическую философию XIX века, выражающую идеологию революционного крестьянства".
Советские учёные раскрывали "историческую роль русской материалистической философии в развитии мировой науки, литературы и общественной мысли", показывали, что:
- "Классическая материалистическая философия русских революционеров-демократов XIX века была новым этапом в развитии материалистического мировоззрения, высшей формой домарксистского материализма"*(*23).
В исследуемый период развернулась работа по исследованию "Истории философской и общественно-политической мысли других народов СССР. В частности были созданы книги, дающие научное освещение мировоззрения выдающихся мыслителей народов СССР XIX века, их борьбы против феодальной реакции и религиозного обскуратизма, их роли в развитии передовой культуры"*(*24). Краткое рассмотрение развития философии в СССР в 1937 - 1953 годах свидетельствовало вопреки утверждениям "буржуазных реакционеров и ревизионистов о том, что:
- "Философская мысль в Советском Союзе и в этот период развивалась на идейно-теоретической основе ленинизма"*(*25)
*(*22). - Я бы значительно добавила данный фрагмент, но сейчас нет на это времени, если не забуду, в будущем, разберу более фрагментально и досконально/.
*(*23). - /Тем кто желает разобраться в "Истории русской философии", рекомендуются следующие книги, опубликованные в 1937 - 1953 годах, к большому сожалению на оцифровку данного материала ушло бы слишком много времени, поэтому ищем самостоятельно, если нет в сети, тогда в библиотеках: - Г.С.Васецкий и М.Т.Иовчук "Очерки по истории русского материализма XVIII-XIX веков. - Коллективные труды учёных: МГУ под редакцией И.Я.Щипанцова "Из истории русской философии" и "Из истории русской философии XVIII-XIX веков". - Сборник "Великий русский мыслитель В.Г.Белинский" под редакцией Э.В.Смирновой. - Д.И.Чесноков "Мировоззрение Герцена". - В.С.Кружков "Мировоззрение Добролюбова". - А.А.Максимов "Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании". - В.М.Каганов "Мировоззрение И.М.Сеченова". - Г.В.Платонов "Мировоззрение К.А.Тимирязева" и многие другие/.
*(*24). - /На языках народов СССР издавали свои работы по "Истории философской и общественно-политической мысли народов СССР: - Д.Ф.Острянин, И.Д.Назаренко, А.С.Брагинец (Малороссия). - И.Н.Лушицкий (Белоруссия). - И.М.Муминов (Узбегистан). - Г.Н.Гусейнов, М.М.Касумов, А.О.Маковельский (Азербайджан). - Г.Габриэльян, В.К.Чалоян, Х.Н.Момджян (Армения). - Ш.Нуцубидзе, И.Д.Панцхава, Ш.В.Хидашели (Грузия). - Н.Джандильдин, К.Буйсембиев (Казахстан). - А.М.Богоутдинов (Таджикистан). - А.Алтмышбаев (Киргизия). - В.Н.Ермуратский (Молдавия). - П.И.Валескалн, В.Самсон (Латвия). - Г.И.Наан (Эстония). - Ю.И.Жюгжда (Литва и многие другие/.
"ФИЛОСОФИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО НАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА"
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".
Часть 5-я. Страница 27.1.3.
Глава XXVII. "РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
в ПЕРИОД СОЦИАЛИЗМА и ПЕРЕХОДА к КОММУНИЗМУ в СССР, ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ПРЕВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА
в МИРОВУЮ СИСТЕМУ, УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" (1937 - 1960 года).
Содержание:
- §1. "Марксистско-ленинская философия в СССР накануне Второй Мировой войны, в период войны и в послевоенные годы", 1937 - 1953 годы, автор - Т.Иовчук.
- г). "Вопросы эстетики".
- д). "Вопросы истории философии".
В решениях и указаниях ЦК Партии по идеологическим вопросам в 1946-1953 годы со всей остротой был поставлен вопрос о политике партии как об "основе советской литературы, искусства, философии, общественной науки, всей духовной культуры социалистического общества". Это посчитали делать особенно необходимым по тому, что расширившееся в конце войны и в послевоенный период общение советских людей с людьми воспитанными в "буржуазном" обществе, усилилась возможность проникновения "буржуазных взглядов и настроений в сознание отдельных советских людей, в некоторых произведениях литературы и искусства, научные работы" и т.д. Развивая принципы "марксистско-ленинской эстетики". партия высоко подняла знамя коммунистической идейности и народности,социалистического реализма в литературе и искусстве. В Постановлении ЦК ВКП(б) ло журналах "Звезда" и "Ленинград", говорилось:
- "Задача Советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодёжь, ответить на её запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в своё дело, не боящимся препятствий, готовым преодолевать всякое препятствие. Потому всякая проповедь бездейственности, аполитичность, "искусства для искусства" чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах"*(*17).
В партийных документах, выступлениях А.А.Жданова, М.И.Калинина и других руководителей партии разоблачалась "космополитическая идеология империалистической буржуазии", подвергались критике отдельные проявления"низкопоклонства перед капиталистическим Западом", протаскивание в среду советской молодёжи "буржуазных нравов" и т.п. В них раскрывалась преемственность передовых традиций в "эстетике", показывалось, что "советская литература и искусство" продолжают лучшие традиции "революционно-демократической эстетики", русской литературы" и "искусства" XIX века, боровшиеся против "искусства для искусства", ставили себя на службу народа, отвечая на самые острые вопросы современности. выступали против "раболепия господствующих классов России перед "буржуазным Западом, были на уровне передовых идей своей эпохи. Партийные документы по вопросам литературы и искусства явились серьёзным вкладом в "марксистско-ленинскую эстетику, в борьбу за партийность*(*18) социалистической идеологии".
*(*16). - /1). "Эстетика" - от греческого слова "αἰσθητικός" - "чувствующий", "чувственный". "Разумное чувствование", "нечто относящееся к чувственному восприятию", которое, в свою очередь, произошло от "αἰσθάνομαι", означавшее "я воспринимаю, чувствую ... Равным образом, безобразное может оказываться низменным и комическим (определение Аристотеля: - "смешное есть подражание безобразному", тогда как возвышенное и прекрасное обыкновенно не смешиваются. Философская наука, изучающая сферу "эстетического" как специфического проявления ценностного отношения между человеком и Миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленилась в 18 веке у А.Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения науки о чувственном знании" - т.н. "низшие теории познания, дополняющие логику. И у И.Канта "эстетика" - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической "эстетике" 18 - начала 19 веков развивалось понимание "эстетики" как "философии искусства", закрепляющееся у Г.В.Ф.Геккеля. Основной проблемой "философско-эстетической мысли" древности, средневековья и в значительной мере т.н. "нового времени" была проблема "прекрасного". "Марксистко-ленинская эстетика" утверждала общественно-исторический характер "эстетических" явлений и художественного творчества, обосновывает принципы: "реализма", "народности", "партийности" искусства.
2). "Техническая эстетика" изучает "социально-культурные", технические и "эстетические" проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта, отдыха людей. Составляет теоретическую основу "дизайна". "Эстика труда" изучает общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера)...
- На данном ресурсе, по моей инициативе, создана отдельная группа-блог-фан клуб "Концептуальная эстетика в палитре творчества", в котором планировалось создать "Словарь терминов по эстетике", ознакомиться с уже выложенным материалом можно по ссылке: ok.ru/conceptestetica /.
*(*17). - /"Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП(б)", Госполитиздат, 1947 года, стр.544/.
*(*18). - /"Партийность в искусстве" - от латинского слова "рartes" - "партия", "обязанность", "долг". такое проявление "классовости искусства", связано с высоким уровнем развития борющихся за власть "социальных лагерей" и с появлением их "идеологических" и "политических" партий. Сюжетность стара, как человеческая цивилизация. Вернёмся к относительно недавней и уже закрытой эпохе "революционно-демократического" партийного" творчества" Чернышевского, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, которое выражало "накал борьбы с самодержавно-крепостническим строем и его идеологией". С середины ХХ века, наиболее последовательной являлась "коммунистическая партийность", которое гордо именовали в эстетике Советского Союза "высшее, открытое и осознанное выражение народности в мировом искусстве". Она противостояла "партийности буржуазно-капиталистической". Если объективный смысл "буржуазно-капиталистической партийности" не всегда чётко осознаётся даже её "проводниками" (нередко намеренно маскируется), то художники, отстаивающие идеалы и принципы коммунизма, открыто провозглашают идею "партийности", сознательно и целеустремленно проводили её в жизнь. Первыми к "партийности" с научно-обоснованных "пролетарских позиций" подошли к рассмотрению вопросов художественной деятельности - идеологи "коммунизма" - К.Маркс и Ф.Энгельс. В тоже время, считается заслугой всесторонней разработки и практического осуществления идеи "партийности" искусства в новых "исторических условиях" принадлежала В.И.Ленину и Коммунистической партии Советского Союза. В статье "Партийная организация и партийная литература" (1905 года) и в других работах, приписываемых В.И.Ленину, был определён критерий "коммунистической партийности" в литературе, указывающий дословно: - "на органическое единство свободы, широкой творческой инициативы писателей революционного рабочего класса, их сопричастности идеям и делам партии нового типа". Этот критерий предполагал осознание того, что литература должна быть поставлена на службу трудовому народу, возглавляемому рабочим классом, что наиболее успешно выполнить такую задачу можно, лишь участвуя своим творчеством в выработке и проведении "партийной политики", сознательно и убеждённо руководствуясь в литературной работе программой, идеями, решениями, практическим опытом "Коммунистической партии" и опытом революционной борьбы в других странах. Это относилось не только к теоретической и агитационно-пропагандистской, но и к художественной литературе, к искусству "нового типа" в целом. "Истинность критерия" - "коммунистической партийности" была проверена художественной практикой: его подтверждением стали книги Горького, Маяковского, М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского, Е.Чаренца, А.Упита, Ч.Айтматова, музыка Д.Д.Шостаковича, С.С.Прокофьева, революционные спектакли советского театра, фильмы Эйзенштейна, Пудовкина, братьев Васильевых, Довженко, Н.Шенгелая, скульптуры Н.А.Андреева, В.И.Мухиной, живопись позднего М.В.Нестерова, М.Сарьяна, А.А.Пластова, творчество многих других советских советских художников. Ещё недавно "коммунистическая партийность" проявлялась в творческой деятельности членов партии и беспартийных художников, отстаивающих дело и идеи партии. "Единство партии и народа", что и являлось основой единства, т.е. "партийности" и "народности многонационального советского искусства. Художественное творчество, проникнутое "коммунистической партийностью", также развивалось в других странах "социалистического лагеря" и прокладывало себе дорогу в "капиталистическом мире" (Л. Арагон, М. Андерсен-Нексе, Р. Гуттузо, X. Бидструп и др.). Т.ч. на поверку мы сейчас имеем дело с "симбиотическим замесом" разнородных идеологических направлений. "Партийность" является объективной закономерностью, определяющей важные черты "эстетического своеобразия произведения искусства, их функции в обществе. Так, "красота" в "советском искусстве была неотделима от утверждения "социалистического идеала" художественного выявления его в тенденциях реальности, связана с воздействием творческого воображения, направленного на активизацию "усилий народа на преобразование Мира", с умением глубоко заинтересовать людей "революционной постановкой коренных вопросов бытия и вызвать у них чувство гармонической завершённости таким ответом на эти вопросы, найти которой помогало "марксистское мировоззрение и практика социалистического строительства" ". Особое значение в борьбе за обновление "социализма" принадлежало "познавательно-воспитательной функции искусства, художественному постижению правды. Участие художника в борьбе за "социализм", называемый "подлинной гуманизацией отношений в обществе", одухотворенностью "марксистско-ленинскими" идеями (воспринимаемыми не догматически, а творчески, на основе диалектического осмысления закономерностей общественного развития), с позиций "советской эстетики" расширяли сферу художественной правды, способствующей "верному отражению самых глубоких пластов жизни". "Марксистско-ленинская партийность" определяла выбор "центра тяжести" обобщающих художественных образов, тех "несущих конструкций", с которыми в значительной степени была связана "новаторская специфика" всей системы изобразительно-выразительных средств в произведениях "социалистического искусства". При всём многообразии идей, тем, проблематики и поэтики, обусловленном задачей воспитания всесторонне развитой личности, в его содержании есть особо важные грани, связанные с утверждением возможностей строя, с художественным осмыслением "партийной перспективы" и борьбы за неё. Это никоим образом не означает апологетики действительности, наоборот: "марксистско-ленинская партийность" побуждала художника к "революционному вскрытию конфликтов" и "отражению недостатков во имя всестороннего совершенствования реальности". "Ленинская идея партийности" находила ныне своё развитие в "программной установке КПСС" на участие художественной культуры в борьбе с "психологией застоя", в решительной перестройке народной жизни. Старая, добрая мечта, о том, что диалектикой "классовой борьбы" за "будущее общество без классов", была обусловлена диалектикой "классового" и "общечеловеческого" в "социалистическом искусстве". Ещё совсем недавно верили в то, что это являлось "предтечей грядущего бесклассового, общечеловеческого искусства - коммунизма". При желании, можете ознакомиться с понятием "партийность" в группе "ПОЛИТОЛОГИЯ", набрав это слово в поисковике, список оцифрованных статей выйдет внушительный. https://ok.ru/group/61501402120233/topic/151322110020905 /.
#ВопросыЭстетики
Борясь с реакционной "буржуазной идеологией", прежде всего с "идеологией фашизма", "марксистско-ленинская философия" отстаивала "прогрессивное наследие философской мысли человечества" В Советском Союзе издавались и широко изучались труды классиков мировой философии, характеризующие её важнейшие направления и системы"*(*16).
В этой научной работе были допущены серьёзные нарушения, проявившиеся в сближении "диалектического материализма" с предшествующими ему "философскими учениями", некритическом объективистском к ним отношении, в отступлениях от "ленинского принципа партийности философии". "Коммунистическая партия" дала "философской науке идейно-теоретическое направление в научных исследованиях истории философии". В постановлении ЦК ВКП(б) о недостатках в научной работе в области "философии"*(*19) были подвергнуты критике принципиальные ошибки допущенные в III томе "Истории философии", выразившиеся в неправильном "сближении научного, пролетарского мировоззрения с буржуазным, материалистической диалектики Маркса с идеалистической диалектикой Гегеля", в некритическом отношении к консервативным взглядам немецких "идеалистов" начала XVIII - конца XIX веков. В III томе "Истории философии" было смазано противоречие между консервативной системой и диалектическим методом, пронизывающее все философские воззрения Гегеля, диалектика Гегеля неправильно изображена как завершённая и всеобъемливающая, скрадывалось коренное отличие диалектики Гегеля, обращённое исключительно к прошлому, от диалектики Маркса, обращённой не только к прошлому, но и к настоящему и будущему. Проведённая ЦК ВКП(б) в 1947-м году "философская дискуссия по книге Г.Ф.Александрова*(*20) "История западно-европейской философии" показала, что:
- "В этой книге нарушался ленинский принцип партийности философии, не показывалось принципиальное коренное отличие диалектического материализма от всей предшествующей философии, не подвергались острой критике буржуазные философские концепции, допускалось объективистское освещение этих концепций".
А.А.Жданов, выступавший в ходе дискуссии, особо подчеркивал, что:
- "Возникновение диалектического материализма есть революционный переворот в философии".
Он дал определение предмета истории философии, согласно которому:
- "История философии есть история зарождения, возникновения и его законов, а поскольку содержанием истории философии является борьба материализма с идеализмом, постольку история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. Предметом философии является также история возникновения, зарождения и развития философии".
"Философская дискуссия" 1947-го года сыграла большую роль в подъёме "философской" работы в СССР*(*21).
*(*18). - /Среди книг, изданных в 1937-1953 годах по истории философии/.
*(*19). /Май 1944-го года/.
*(*20). - /"Древнегреческие "атомисты"; Г.Ф.Александров. Аристотель; М.А.Дынник "Очерк истории философии классической Греции"; Б.С.Чернышев "Софисты"; И.К.Луппол " Дени Дидро"; Ян Хиншун "Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение; А.А.Петров "Ван-Чун - древнекитайский материалист и просветитель"; Я.Б. Радуль-Затуловский "Конфуцианство и его распространение в Японии" и другие/.
*(*21). - /К огромному сожалению, сделав акцент на материалистически-производственном отношении, руководство СССР недооценило масштаб и возможные последствия от слабого развития и использования некогда именуемой "служанкой богословия" науки "философия". Гуманитарное направление, не расцениваемое всерьёз, как не приносящее потенциального дохода и материальной выгоды было отринуто, по итогам, идеология страны потерпела фиаско в "Холодной войне". Захлебнувшись в заграничных информационных вливаниях, информационных атаках (по-началу волнами, позже валами и цунами, смывала укрепления и топила в профанации самые благие начинания отечественных философов/.
1-м из достижений "советской философской науки" в годы ВОВ и послевоенный период явилось исследование "истории философской и общественно-политической мысли народов СССР". Советская наука подвергла критике "реакционные космополитические теории буржуазных историков и философов", отрицавших самостоятельность "философской мысли русского народа и других народов СССР", утверждавших, что:
- "Русская философия, или как раньше называлось "любомудрие" либо была подражанием Западу, либо носила "религиозно-мистический характер", была чужда "материализму и науке". Следуя указаниям Ленина, советские учёные в обобщающих работах и книгах о выдающихся представителях русской "материалистической философии", показывали, что:
- "У русского народа есть солидная материалистическая традиция, связанная с освободительным движением против крепостничества и капитализма. с передовой наукой и литературой, что наиценнейший вклад в развитие мировой философской мысли внесли революционеры-демократы XIX века"*(*22) особенно Герцен, Огарев, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, чьи труды составляют классическую русскую материалистическую философию XIX века, выражающую идеологию революционного крестьянства".
Советские учёные раскрывали "историческую роль русской материалистической философии в развитии мировой науки, литературы и общественной мысли", показывали, что:
- "Классическая материалистическая философия русских революционеров-демократов XIX века была новым этапом в развитии материалистического мировоззрения, высшей формой домарксистского материализма"*(*23).
В исследуемый период развернулась работа по исследованию "Истории философской и общественно-политической мысли других народов СССР. В частности были созданы книги, дающие научное освещение мировоззрения выдающихся мыслителей народов СССР XIX века, их борьбы против феодальной реакции и религиозного обскуратизма, их роли в развитии передовой культуры"*(*24). Краткое рассмотрение развития философии в СССР в 1937 - 1953 годах свидетельствовало вопреки утверждениям "буржуазных реакционеров и ревизионистов о том, что:
- "Философская мысль в Советском Союзе и в этот период развивалась на идейно-теоретической основе ленинизма"*(*25)
*(*22). - Я бы значительно добавила данный фрагмент, но сейчас нет на это времени, если не забуду, в будущем, разберу более фрагментально и досконально/.
*(*23). - /Тем кто желает разобраться в "Истории русской философии", рекомендуются следующие книги, опубликованные в 1937 - 1953 годах, к большому сожалению на оцифровку данного материала ушло бы слишком много времени, поэтому ищем самостоятельно, если нет в сети, тогда в библиотеках:
- Г.С.Васецкий и М.Т.Иовчук "Очерки по истории русского материализма XVIII-XIX веков.
- Коллективные труды учёных:
МГУ под редакцией И.Я.Щипанцова "Из истории русской философии" и "Из истории русской философии XVIII-XIX веков".
- Сборник "Великий русский мыслитель В.Г.Белинский" под редакцией Э.В.Смирновой.
- Д.И.Чесноков "Мировоззрение Герцена".
- В.С.Кружков "Мировоззрение Добролюбова".
- А.А.Максимов "Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании".
- В.М.Каганов "Мировоззрение И.М.Сеченова".
- Г.В.Платонов "Мировоззрение К.А.Тимирязева"
и многие другие/.
*(*24). - /На языках народов СССР издавали свои работы по "Истории философской и общественно-политической мысли народов СССР:
- Д.Ф.Острянин, И.Д.Назаренко, А.С.Брагинец (Малороссия).
- И.Н.Лушицкий (Белоруссия).
- И.М.Муминов (Узбегистан).
- Г.Н.Гусейнов, М.М.Касумов, А.О.Маковельский (Азербайджан).
- Г.Габриэльян, В.К.Чалоян, Х.Н.Момджян (Армения).
- Ш.Нуцубидзе, И.Д.Панцхава, Ш.В.Хидашели (Грузия).
- Н.Джандильдин, К.Буйсембиев (Казахстан).
- А.М.Богоутдинов (Таджикистан).
- А.Алтмышбаев (Киргизия).
- В.Н.Ермуратский (Молдавия).
- П.И.Валескалн, В.Самсон (Латвия).
- Г.И.Наан (Эстония).
- Ю.И.Жюгжда (Литва
и многие другие/.
*(*25). - /Именно поэтому, совершенно безосновательными и даже лживыми являются утверждения врагов "коммунизма" о том, что:
- "На смену "ленинизму" в этот период в теории и на практике пришёл "сталинизм". В отдельных произведениях И.В.Сталина, как и у некоторых других теоретических работников были недостатки и ошибки, в целом "марксистская философская мысль" в СССР, как и во всём международном "коммунистическом движении", была верной "ленинизму" и пропагандировала, отстаивая, разрабатывала "ленинское философское наследие", применяла "принципы "философии марксизма к практике социалистического строительства", тем самым двигала её "ВПЕРЁД к СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ", которому так было и не суждено случиться, по причине предательства руководства страны/.
#РазвитиеМарксистскоЛенинскойФилософииВПериодСоциализмаИПереходаККоммунизмувСССРВторойМировойВойныПревращенияСоциализмаВМировуюСистемуУглублениеКризисаКапиталистическойсистемы1937/1960года
#ИсторическиеУсловияРазвитияМарксизмаЛенинизмав1937/1960годах
#МарксистскоЛенинскаяФилософиявСССРнаканунеВторойМировойВойныВПериодВойныИВПослевоенныеГоды1937/1953годы