ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".

Часть 5-я. Страница 27.2.2.
Глава XXVII. "РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
в ПЕРИОД СОЦИАЛИЗМА и ПЕРЕХОДА к КОММУНИЗМУ в СССР, ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ПРЕВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА
в МИРОВУЮ СИСТЕМУ, УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" (1937 - 1960 года).
Содержание:
- §2. "Развитие марксистско-ленинской философии в СССР в условиях завершения строительства социализма и перехода к развёрнутом строительству коммунистического общества (1953 1960 года)", автор - М.Т.Иовчук. б). "Дальнейшее обоснование и развитие теории научного коммунизма". "Диалектика перерастания социализма в коммунизм".
- в). "Диалектика международного развития 50 -х годов ХХ века".
- г). "Разработка проблем философии в советской науке.
- д). "Проблемы эстетики, этики, коммунистического воспитания".
Дополнительно: Терминология.

ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949727907625
gif
б). "ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБОСНОВАНИЕ и
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА".
"ДИАЛЕКТИКА ПЕРЕРАСТАНИЯ СОЦИАЛИЗМА в КОММУНИЗМ".

В докладе Н.С.Хрущева "О 40-ка летии Великой Октябрьской социалистической революции" и в "Декларации совещания представителей коммунистических и рабочих партий" в ноябре 1957-го года, были раскрыты "общие для СССР и других социалистических стран закономерности перехода от капитализма к коммунизму", было показано, что:

- "В главном и основном пути строительства социализма являются общими для всех стран, совершивших социалистическую революцию".
В решениях ХХ съезда КПСС и в "Докладе Н.С.Хрущева на съезде разрабатывалась теория "научного коммунизма" и важный для "философии" вопрос "О качественных изменениях и противоречиях". Он говорил:

- "Главную черту нашей эпохи, составляет выход из социализма за рамки 1-й страны и превращение его в мировую систему. Капитализм оказался бессильным помешать этому всемирно-историческому процессу. Одновременное существование 2-х противоположных мировых экономических систем - капиталистической и социалистической, развивающихся по разным законам и в противоположных направлениях, стало непреложным фактом"*(*10).

*(*10). - /Н.С.Хрущев "Отчётный Доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ХХ съезду партии", на стр.6/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949703867177
На ХХ съезде партии были подвергнуты критике отступления отдельных работников от "марксистско-ленинской диалектики", в частности:

- "Утопические иллюзии о необходимости отказа от социалистического принципа материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, необоснованные предложения о форсировании замены советской торговля прямым продуктообменом, что означало бы субъективистское перепрыгивание через непройденные ступени общественного развития".

В решениях и документах XXI съезда партии "марксистско-ленинская теория научного коммунизма и её философская основа - диалектический и исторический материализм" - были обогащены новыми положениями и выводами, раскрывающими диалектику развития социалистического общества, его перерастания в коммунизм". В докладе на XXI съезде КПСС Н.С.Хрущев показал, что:

- "Советский Союз достиг не только полной, но и ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДЫ социализма и вступил в период развёрнутого строительства коммунистического общества".

Далее было отмечено, что:

- "Переход от социалистической стадии развития к высшей фазе - это закономерный исторический процесс, который нельзя произвольно нарушать или обходить... К коммунизму общество не может перескочить из капитализма, не пройдя социалистическую стадию развития"*(*11).

Марксизм-ленинизм опираясь на опыт социалистического строительства в СССР и других странах, выступал против уравниловки и преждевременных попыток вводить принципы коммунизма, к примеру:

- "Было бы не верным уже теперь отказываться от социалистического способа распределения и немедленно заменять его коммунистическим способом распределения по потребностям, поскольку достигнутый уровень развития производства и другие условия не дают ещё возможности это сделать".

При всём отличии коммунизма от социалистической стадии:

- "Между ними нет какой-то стены, отделяющей эти фазы общественного развития. Коммунизм вырастает из социализма, является его прямым продолжением. В нашем обществе имеется много ощутимых и зримых черт коммунизма, которые будут развиваться и совершенствоваться"*(*12).

- "Исходя из того, что уже теперь, при социализме, растут коммунистические формы труда*(*13) и общественные формы удовлетворения потребностей*(*14) партия поддерживает и развивает новые формы общественной жизни, увеличение общественных фондов для удовлетворения потребностей людей бесплатно или на льготных условиях, что является элементом коммунистического способа распределения. Партия ведёт линию на значительный рост неделимых фондов колхозов, что способствует повышению уровня колхозов собственности и создаёт условия для слияния в дальнейшем кооперативно-колхозной и государственной собственности в единую коммунистическую собственность.

- "Постепенный переход к коммунизму нельзя понимать как какое-то замедленное движение. Закономерный процесс перерастания социализма в коммунизм может быть ускорен на основе высокого развития материального производства, которое достигается ещё в период социализма".

Н.С.Хрущев говорил, что:

- "Нельзя торопиться и поспешно вводить то, что ещё не созрело - это бы привело к извращениям и компрометации нашего дела. Но нельзя и задерживаться на достигнутом, т.к. это вело бы к застою"*(*15).

*(*11). - /"Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза", Стенографический отчёт, I, Госполитиздат, М., 1959 года, на стр.93/.

*(*12). - /"Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза", Стенографический отчёт, I, Госполитиздат, М., 1959 года, на стр.94/.

*(*13). - /Например: бригады и предприятия коммунистического труда/.

*(*14). - Школы-интернаты и другие детские учреждения, общественное питание, бесплатное образование, лечение и т.д./.

*(*15). -/"Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза", Стенографический отчёт, I, Госполитиздат, М., 1959 года, на стр.54/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949727990569
Общий вывод "об ускоренном движении к коммунизму":

"Партия направляла против утверждений "буржуазной пропаганды" о том, что по мере развития социализма темпы экономического развития якобы "неизбежно" снижаются. Этот вывод опровергал "метафизические представления о том, что постепенный характер развития будто бы исключал коренные скачкообразные изменения в жизни социалистического общества". Новые процессы жизни советского общества рассматривались в 60-х годах ХХ столетия, т.е. на момент "современной для того времени стадии социализма, как:

- "Создание материально технической базы коммунизма", обеспечивающего решение основной экономической задачи СССР, победу в историческом соревновании с капитализмом; стремительный прогресс техники, приближающий новые технические революции; подготовка всесторонне развитых и образованных людей, означающая стирание граней между умственной и физическим трудом% постепенное сближение колхозной и общенародной форм социалистической собственности; борьба за превращение труда в первейшую жизненную потребность, дополняющая материальные стимулы к труду моральными; рост коммунистических форм распределения - свидетельствовал о том, что при переходе от социализма к коммунизму постепенно осуществлялись коренные, качественные, скачкообразные изменения общественной жизни". В решениях и документах XXI съезда партии были выдвинуты глубокие положения о диалектике развития социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление. Главным направлением в развитии социалистической государственности были приняты:

- "Всемерное развитие демократии".

- "Вовлечение самых широких масс в управление делами общества.

- "Передача ряда функций государства общественным организациям".

Причиной тому было утверждение о том, что, когда в дальнейшем:

- "Государство отомрёт*(*16), то функции общественного управления утратят свои политический характер и превратятся в непосредственное народное управление делами общества"*(*17).

*(*16). - /Ещё Маркс, рассматривал "государство" как "деспотическую силу давления и угнетения", демагогически утверждая, что: - "Со временем такая форма управления должна отмереть"... По этой мысли, функции поддержки людям должны были бы проводить общественные организации, вроде профсоюзов, корпораций. Мы уже в 1-й из предыдущих тем говорили о том, что каждый вид философии использует для своей прямой и косвенной выгоды инструментарий из других направлений, т.е. даже в извращённой людоедской теории "мальтузианства" заимствованы марксистские и ленинские революционные технологии/.

*(*17). - /Интересно рассматривать термин "государство" в различных словарях, разных лет издания, как-нибудь выкрою время для оформления темы-выжимки по временным промежуткам для данного термина/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949719317289
Образцом "диалектического подхода " к решению проблем "перерастания социализма в коммунизм приняли постановку на XXI съезде вопроса "о воспитании коммунистической сознательности и морали у всех членов общества":

- "Высокие идеалы / идеи коммунизма неотделимы от деятельности людей, производящих все материальные блага общества. Перейти к полному коммунизму, организовать жизнь общества на коммунистических началах можно лишь:

- Во-1-х, при условии всемерного развития материального производства. которое приведёт к изобилию материальных благ, даст возможность распределять их по принципу коммунизма:

- "Каждому по потребностям".

- Во-2-х, при условии, если у людей войдёт в привычку относиться к труду как первейшей жизненной потребности, если будут развиты у людей такие лучшие качества. как коллективизм и трудолюбие, интернационализм и патриотизм, высокая мораль, основанные на марксистско-ленинской идеологии".

- "Утверждение коммунистических взглядов и норм поведения наступит в процессе труда на благо общества. в результате большой организаторской и воспитательной работы, в борьбе с пережитками капитализма, проявлениями буржуазных взглядов и нравов, которые сами по себе не исчезнут".

Большое "философское" значение имело решение партией "проблемы существенных отличий между умственным и физическим трудом", В тезисах ЦК партии "об укреплении связи школы с жизнью", говорилось дословно:

- "Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Разрабатываемые и осуществляемые партией программы ускорения технического прогресса, внедрения автоматизации и комплексной механизации производства*(*18), а также укрепления связи школы с жизнью, соединение обучения с производительным трудом дают возможность подготовить всесторонне образованных людей, способных сочетать функции физического и умственного труда".

*(*18). - /Напоминаю, что "механизация производства" в СССР аргументировалась тем, что "необходимо беречь каждого человека", причиной тому стали демографические искажения в период "Второй Мировой войны" и невосполнимые потери лошадей, чьё погибшее поголовье так и не стали возрождать в средней полосе Советской России, заменив живых помощников человека на технику. Уже в тот период стало понятно, что в связи с большими потерями человеческой численности, снижение демографии неизбежно/.
#ДальнейшееОбоснованиеИРазвитиеТеорииНаучногоКоммунизма
#ДиалектикаПерерастанияСоциализмаВКоммунизм
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949703832361
б). "ДИАЛЕКТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ 50 -х годов ХХ века".

В решениях XX - XXI съездов партии и в докладах Н.С.Хрущева на разных выступлениях был дан диалектический анализ важнейших вопросов, современному данному периоду, международного развития. Раскрыто основное содержание и характерные особенности современной для периода эпохи, определяемые развитием мировой социалистической системы, силами, борющимися против империализма, за социалистическое переустройство общества. В докладе Н.С.Хрущева "За новые победы мирового коммунистического движения" было дано обоснование 2-х основных этапов "послеоктябрьского периода общественного развития. Согласно предлагаемому контенту:

- "1-й начался с победой "Октябрьской Революции - это период утверждения и развития национальной диктатуры пролетариата, т.е. диктатура пролетариата в национальных пределах России. 2-й этап связан с образованием мировой социалистической системы, когда диктатура рабочего класса вышла за пределы 1-й страны и стала интернациональной силой. Это революционный процесс всемирно-исторического значения".

В документах КПСС, в докладах и выступлениях Н.С.Хрущев показал, что:

- "На мировой арене всё более проявляется перевес сил социализма над империализмом, сил мира над силами войны, достигнутый в результате победы социализма СССР, образования и укрепления мировой социалистической системы, активного процесса распада колониальной системы, нарастания классовых битв в капиталистическом мире, дальнейшего упадка и разложения мировой капиталистической системы. Разработан ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным общественным устройством, доказано, что возникли благоприятные условия для предотвращения мировой войны, для сохранения мира на Земле. Конкретно-исторический подход к вопросу о войне позволял изменить старое, верное для своего времени, положение марксизма-ленинизма о том, что:- "ПОКА СУЩЕСТВУЕТ ИМПЕРИАЛИЗМ, ВОЙНЫ НЕИЗБЕЖНЫ".

ХХ съезд партии сделал вывод о том, что:

- "Фатальной неизбежности войн теперь нет!"

- "Теперь имеются мощные общественные и политические силы, которые располагают серьёзными средствами для того, чтобы не допустить развязывания войны империалистами, а если они попытаются её начать - дать сокрушительный отпор агрессорам, сорвать их авантюристические планы... Чем активнее народы будут защищать мир, тем больше гарантий, что новой войне не бывать"*(*19).

Развивая новое положение "ленинизма" о возможности "предотвращения империалистических войн в современную эпоху, XXI съезд партии пришёл к выводу, что:

- "В результате роста помощи СССР и других социалистических стран. растущего перевеса сил стран социализма ещё до полной победы социализма во всемирном масштабе создаётся реальная возможность исключить мировую войну из жизни общества".

Вместе с тем "марксизм-ленинизм" учитывал, что:

- "Пока не прекращена ГОНКА ВООРУЖЕНИЯ в империалистических странах, не осуществлено всеобщее РАЗОРУЖЕНИЕ, не исключена возможность нападения империалистических стран на социалистические страны, а следовательно, требуется ВЫСОКАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ и готовность СОКРУШИТЬ ЛЮБОГО АГРЕССОРА".

По словам Н.С.Хрущева:

- "ЕСТЬ ТОЛЬКО ДВА ПУТИ - ЛИБО МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ, ЛИБО САМАЯ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ в ИСТОРИИ ВОЙНА.
ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО!"*(*20).

*(*19). - /Н.С.Хрущев "Отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ХХ съезду партии", на стр.40-41/.

*(*20). - /Н.С.Хрущев "Отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ХХ съезду партии", на стр.39/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949719337257
В документах КПСС были творчески развиты положения "марксизма-ленинизма" - "о путях и формах перехода различных стран к социализму и коммунизму". Новый опыт общественного развития, в т.ч. опыт победы народно-демократической революции и её перерастания в социалистическую в ряде стран без вооружённого восстания при использовании парламентских форм государственной власти, подтверждал предвидение В.И.Ленина о том, что:

- "Каждая нация может внести своеобразие в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата. в тот или иной темп социалистических преобразований общественной жизни".

Исторический опыт ряда стран показывал, что:

- "Наряду с советской формой переустройства общества на социалистических началах формой такого же переустройства является НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ"*(*21).

В 60-е года ХХ века утверждалось, что:

- "В современных условиях, когда силы социализма и демократии неизмеримо возросли, а капитализм стал намного слабее, имеется возможность мирного пути осуществления социалистической революции: в ряде капиталистических стран рабочий класс может объединить под своим руководством большинство народа, завоевать государственную власть без гражданской войны и обеспечить переход основных средств производства в руки народа. Условием мирного осуществления социалистической революции является завоевание прочного большинства в парламенте и превращение его в ОРГАН НАРОДНОЙ ВЛАСТИ*(*22), широкая внепарламентская борьба масс, ломающая сопротивление немирного пути развития к социализму, пути гражданской войны".

Утверждалось, что:

- "Переход к социализму в любых условиях НЕВОЗМОЖЕН без классовой борьбы против эксплуататоров, без установления диктатуры пролетариата. т.е. без социалистической революции".

Н.С.Хрущев говорил:

- "Путь к социализму пролегает через пролетарскую революцию и установление диктатуры пролетариата"*(*23).

Н.С.Хрущев выдвинул новые теоретические положения о путях перехода стран мировой социалистической системы к коммунизму, утверждая, что:

- "Уже сейчас постепенно выравнивается уровень экономического и культурного развития всех социалистических стран. усиливается международное разделение труда в рамках мировой социалистической системы, растёт взаимная помощь и единство стран социализма".

XXI съезд партии выдвинул и обосновал положение о возможности более или менее одновременно го перехода социалистических стран к коммунизму, доказывая. что:

- "Не может быть такого положения, чтобы 1-на из стран социализма пришла к коммунизму, а другие оставались на начальных стадиях строительства социализма"*(*24).

*(*21). - /На этом моменте можно было бы подискутировать на предмет, преобразования общественного социума. Переход из РОДовых общин в соседские. миграция населения... В современных городах 1-н сосед не желает знать другого, каждый друг другу конкурент, все дружно, но по-своему пытаются не вылететь из корзины потребления. По экологическому закону равновесия биома, происходит самостерилизация и старение населения. Всё труднее находить формы общественного скрепления по общинному принципу "религиозные", "клубные", "клиентские", "по нац.признаку, по принадлежности к стране. Но сейчас дискутировать в мои планы не входит, отложим до следующего раза/.

*(*22). - /Интересно было бы подвести к знаменателю какого конкретно НАРОДА в многонациональном человеческом обществе "орган народной власти", занимает ключевые управленческие позиции и чьи интересы лоббирует.../.

*(*23). - /Н.С.Хрущев "За новые победы мирового коммунистического движения". Госполитиздат, М., 1961 года, на стр.51/.

*(*24). - /Мне это субъективно напоминает наблюдение за разновозрастной группой детей, где старшие дети сознательно начинают себя вести как младшие. И манеру преподавания в классах младшей и средней школы, когда акцент делается на уравнение по единому принципу, как правило с оглядкой на отстающих детей/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949719742249
Н.С.Хрущев подчёркивал, что:

- "Теоретически правильнее предположить, что страны социализма, успешно используя заложенные в социалистическом строе возможности, более или менее одновременно будут переходить в высшую фазу коммунистического общества"*(*25).

Такое положение подтверждалось практикой развития социалистических стран исследуемого периода и свидетельствовало о том, что:

- "Решающую роль в развитии стран, переходящих к социализму. играют не те или иные особенности этого развития, имеющиеся в отдельных странах, а ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, присущие их совместному поступательному движению к коммунизму".

Тем самым опровергались отступления "ревизионистов" от "пролетарского интернационализма", от учения "марксизма-ленинизма", проявляющиеся утверждениях о том, что, якобы:

- "Каждая страна пойдёт к социализму и коммунизму отдельно, своим особым путём"*(*26).

*(*25). - /"Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчёт, 1, на стр.107-108/.

*(*26). - /Время и практика показала, что для большинства стран постсоветского пространства путь оказался собственный, отдельный, а за "социализмом" со стороны благодетелей спряталась "идеалистическая социальная философия" и "реакция", прославляющая "Златого Тельца" и корпорации монстров/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949719755049
В выступлениях Н.С.Хрущева на XV съезде "Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций в сентябре 1960-го года и в других его работах давалась глубокая научная критика системы колониализма, доказывалось, что она обречена на гибель, обосновывались подлинно гуманистические идеи свободного развития всех народов и наций.
#ДиалектикаМеждународногоРазвития50хгодовХХвека
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949719953193
в). "РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ в СОВЕТСКОЙ НАУКЕ".

Главное внимание "марксистско-ленинской философии" того периода было обращено на теоретическое обоснование актуальных проблем "научного коммунизма" и современного исследуемому периоду "исторического материализма". "Философская наука" в СССР занималась и рядом других проблем "философского знания:

- "Вопросами диалектики и её применения в естествознании".

- "Логическими и психологическими исследованиями".

- "Историей философии и критикой буржуазной философии".

- "Вопросами этики, эстетики, теории и истории атеизма"

и многими другими исследованиями.

Советские учёные создали ряд работ, в которых исходя из "ленинского философского наследия", рассматривалась роль "диалектики", как науки, закона единства и борьбы противоположностей, как сути, ядра диалектики, выяснялись характер и пути разрешения неантагонистических противоречий при социализме, показывалась сущность закона отрицания отрицания и категории диалектики, освещалась роль трудов Маркса*(*26), Ленина*(*27) в разработке "материалистической диалектики" и т.д.*(*28). На основе достижений науки того времени, особенно учения "о происхождении жизни", физиологии ВНД*(*29) и других, разрабатывались вопросы "теории познания" и "философские вопросы психологии", рассматривалось "зарождение сознания у людей", "философски обобщались законы ВНД человека", анализировалась способность человека "отражать внешний мир", особенности познавательной деятельности человеческого мозга, решались вопросы о соотношении мышления и форм языка и т.д.*(*30).

Идеи диалектического материализма разрабатывались также в трудах советских учёных - естествоиспытателей и философов, работающих над философскими проблемами естествознания". В указанный период исследовались с позиций "диалектического материализма истории науки, в особенности борьбы материализма с идеализмом, диалектики и метафизики в естествознании*(*31). В рассматриваемый период "советская наука продолжала исследование наследия "классиков философской мысли", разрабатывая "научную историю материализма" и его борьбы против "идеалистической философии Советские учёные создали исследования о философских учениях античных и средневековых мыслителей, о философии Декарта, Гельвеция, Гегеля и других западных философов, о выдающихся философах восточных народов, о мировоззрении революционных мыслителей России и других народов СССР"*(*32). Были созданы работы об отдельных периодах истории "марксистской философии марксизма", которые опровергали антинаучные представления о "догматизме марксистского учения и его философской необоснованности", доказывающие, что "марксистская философия" носила творческий характер и постоянно развивалась в борьбе с "буржуазной философией" и "ревизионизмом"*(*33). Главное внимание "историков философии" в СССР исследуемого периода было обращено на создание обобщающих научных трудов по истории всемирной философии и философии народов СССР. Было выпущено в свет4-ре тома 6-ти томной "Истории философии", освещающей "историю всемирной философии от древности до наших дней"; были изданы "Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР". В этих трудах советских "историков философии" было показано, что:

- "История философии не представляет собой простое чередование философских учений и не есть результат "филиации идей", а представляет собой закономерный процесс развития философских представлений. обусловленный развитием человеческого общества".

Опровергая "европоцентристскую" т.з., советские "историки философии" показали. что:

- "Философская мысль с древности до наших дней, и прежде всего материалистическая философия. связанная с наукой и прогрессивными общественными движениями. развивалась не только в странах Западной европы, но и в странах Востока. в странах Америки, Восточной европы и других. В отличии от "эмпиризма буржуазных историко-философских концепций советские историки философии исследовали важнейшие закономерности развития философии"*(*34).

В рассматриваемый период советские "философы" принимали активное участие в "международных конгрессах" по "философии", "социологии", "эстетике", "философии науки", "психологии" и других. Расширялись исследования современной этому периоду "зарубежной западной и восточной философии", была дана "научно-обоснованная критика ряда буржуазных философских и социологических концепций"*(*35).

*(*26) - /"Капитал"/.

*(*27). - /Философские тетради"/.

*(*28). - /Подробнее можно ознакомиться изучив книги:
- В.П.Тугаринов "Законы объективного мира, их познание и использование".
- В.П.Чертков "Неантагонистические противоречия при социализме".
- Коллективный труд "Категории материалистической диалектики".
- Б.М.Кедров "Отрицание отрицания".
- Ф.Т.Архипцев "Ленин о научном понятии материи".
- М.В.Розенталь "Вопросы диалектики в "Капитале" Маркса", ""Принципы диалектической логики".
- Коллективный труд "О философских тетрадях" В.И.Ленина".
- М.Н.Руткевич "Диалектический материализм".
- М.Н.Алексеев "Диалектика форм мышления"
и ряд других/.

*(*29). - /"Физиология высшей нервной деятельности"/.

*(*30). - /Подробнее можно узнать из книг:
- С.А.Рубинштейн "Бытие и сознание".
- Коллективный труд "Мышление и язык".
Н.Н.Ладыгина-Котс "Развитие психики в процессе эволюции организмов".
- Е.В.Шорохова "Материалистическое учение И.П.Павлова о сигнальных системах"
и других/.

*(*31). - /Подробнее можно узнать из книг:
- В.М.Кедров "Эволюция понятия элемента в химии", "День одного великого открытия". "Философский анализ первых трудов Менделеева о периодическом законе".
- Г.В.Платонов "Дарвин, дарвинизм и философия"
и многих других/.

*(*32). - /Подробнее можно изучить в книгах:
- Ю.П.Францев "У истоков религии и свободомыслия".
- А.С.Ахматов "Логическое учение Аристотеля".
- О.В.Трахтенберг "Очерки по истории западноевропейской средневековой философии".
- В.Ф.Асмус "Декарт".
- Х.Н.Момджан "Философия Гельвеция".
- М.Ф.Овсяников "Философия гегеля".
- И.М.Муминов "Из истории развития общественно-исторической мысли в узбекистане конца XIX и начала XX веков.
- С.Б.Морочник "Философские взгляды Омара Хайяма".
- Г.И.Габов "Общественно-исторические взгляды декабристов".
- Г.И.Степанов "Философские и социологические воззрения В.Г.Белинского.
- М.В.Яковлев "Мировоззрение Н.П.Огарева.
- Я.Д.Дмитерко "Общественно-политические и философские взгляды Т.Г.Шевченко".
- З.В.Смирнова "Вопросы художественного творчества в эстетике русских революционных демократов".
- А.Н.Маслин "Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х годах XIX века/.
- И.С.Нарский "Мировоззрение Э.Дембовского. Из истории польской философии".
- Коллективный труд под редакцией И.Я.Щипанова "Против современных фальсификаторов истории русской философии"
и ряд других/.

*(*33). - /подробнее можно изучить в книгах:
- Е.А.Степанцова "Фридрих Энгельс".
- М.В.Серебряков "Фридрих Энгельс в молодости".
- Т.И.Ойзерман "Развитие марксистской теории на опыте революции 1848 года".
- В.А.Фомина "Философские взгляды Г.В.Плеханова".
- Б.А.Чагин "Из истории борьбы В.И.Ленина за развитие марксистской философии", "Борьба марксизма-ленинизма против философского ревизионизма в конце XIX и начала XX веков".
М.Г.Шестаков "Борьба В.И.Ленина против идеалистической социологии народничества".
- А.Ф.Окулов "Борьба В.И.Ленина против философии реформизма и ревизионизма".
- Коллективный труд "Великое произведение воинствующего материализма"
и других работ/.

*(*34). - /"Борьба материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой", "относительная самостоятельность философии, зависимость её от характера и уровня естествознания"; "преемственность философских традиций" и т.д./.

*(*35). - /Подробнее можно узнать из коллективных трудов:
- "Современный субъективный идеализм".
- "Проблемы социальных изменений ХХ века".
- "Доклады и выступления представителей советской философской науки на XII Международном философском конгрессе".
А также в книгах:
- С.Ф.Одуев "Реакционная сущность ницшеанства".
- Ю.К.Мельвиль "Американский прагматизм".
И.С.Кон "Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли"
и других работ/.
#РазработкаПроблемФилософииВСоветскойНауке

г). "ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ, ЭТИКИ,
КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ".

В указанный период ЦК КПСС поставила в центр "идеологической работы жизненно важные вопросы этики. эстетики, коммунистического воспитания. В работе Н.С.Хрущева "За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа". в его выступлении на III Всесоюзном съезде советских писателей. в других партийных документах и выступлениях руководителей партии были рассмотрены проблемы связи искусства с жизнью, правдивого и яркого отображения действительности. Подвергнуты критике метафизические теории "бесконфликтности", а также "идеологические шатания отдельных деятелей литературы и искусства. которые не понимали сущности критики "культа личности и стали нагромождать и раздувать в своих произведениях отрицательные стороны жизни нашего общества. были разоблачены "ревизионистские извращения в эстетике, ставившие под сомнение принцип "партийности" и основной художественный метод советской литературы и искусства - "метод социалистического реализма"*(*36). В работах советских "философов" по проблемам эстетики, было показано. что "социалистический реализм не есть система омертвевших догм и канонов, представляет собой творческий метод, означающий воспроизведение жизни во всём её богатстве и многосторонности, в революционном развитии, требующий новаторства, творческого дерзания, многообразия стилей, жанров в искусстве*(*37). В области "этики" советскими философами были открыты исследования, дающие теоретические обоснование вопросов коммунистической морали и анализировались лучшие эстетические*(*38) традиции прошлого*(*39).

После ХХ съезда партии наступило значительное оживление научной работы в области "философии", усилилась её связь с жизнью. с практикой, однако в деятельности научных работников в области "философии" имелось известное отставание от требований жизни, которое усугубилось по известным причинам в конце XX столетия. В постановлении ЦК КПСС "О задачах партийной пропаганды в современных условиях", от 1960-го года, подвергавших критике этот недостаток, определялись пути развития общественных наук, в т.ч. "философии". в целях "коммунистического воспитания народа". В этом постановлении теоретически было обосновано возрастание роли общественного сознания в условиях перехода к коммунизму, подчёркивалось, что:

- "От повышения сознательности трудящихся в значительной мере зависит осуществление программы коммунистического строительства".

- "Воспитание, убеждение становятся прочным основным методом регулирования жизнедеятельности советского общества".

Выступая за всестороннее развитие личности советского человека, партия определяла программу коммунистического воспитания трудящихся. Главной ведущей стороной в разностороннем процессе воспитания должна служить воспитание в процессе труда, осуществление принципа:

- "КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ".

Особо важное значение приобретало научное овладение "марксистско-ленинской теорией" и формирование "научного коммунистического мировоззрения" у всех членов общества. Весьма важной стороной воспитания посчитали: овладение научным знанием и подъём культурно-технического уровня трудящихся, их интернациональное*(*40), патриотическое воспитание, атеистическое и эстетическое воспитание. формирование коммунистической нравственности. Из решений партии вытекала необходимость дальнейшего подъёма общественных наук, в т.ч. "философии", их активного вторжения в жизнь, обобщения опыта борьбы партии и народа, разработки актуальных проблем коммунистического строительства.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949724976169
*(*36). - /"Социалистический реализм" - творческий метод "социалистического искусства", зародившийся в начале XX века, как "отражение объективных процессов развития художественной культуры в эпоху социалистической революции". Практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор ситуации, конфликты, драматические коллизии, нового героя - революционного пролетария), которая нуждалась не только в "политическом" и "философском", но и в "художественно-эстетическом" осмыслении и воплощении, потребовала обновления и развития средств "классического реализма". Впервые новый метод художественного творчества нашёл воплощение в творчестве М.Горького, на "волне" событий 1-й российской революции (это роман "Мать" и пьеса "Враги", 1906 - 1907 года). В "советской литературе и искусстве "социалистический реализм" занял ведущее положение на рубеже 20 - 30-х годов, теоретически ещё не был осознан. Само понятие "социалистический реализм" - как выражение "художественно-концептуальной специфики нового искусства" вырабатывалось в ходе бурных дискуссий, напряжённых теоретических поисков, в которых принимали участие многие деятели "советской" художественной культуры. Так, писатели первоначально по-разному определяли метод формирующейся "социалистической" литературы: "пролетарский реализм" по Ф.В.Гладкову, Ю.Н.Либединскому; "тенденциозный реализм" - по Маяковскому; "монументальный реализм" - по А.Н.Толстому; "реализм с социалистическим содержанием" - по В.П.Ставскому. Итогом дискуссий - явилось определение этого творческого метода "социалистического искусства" - как "социалистический реализм". В 1934 году термин был закреплен в уставе "Союза писателей СССР" в виде требования "правдивого, исторически конкретного изображения жизни в её революционном развитии". Наряду с методом "социалистического реализма" в "социалистическом искусстве" продолжали существовать и другие творческие методы, такие как: "критический реализм", "романтизм", "авангардизм", "фантастический реализм". Однако на почве новой "революционной действительности" они претерпевали определенные изменения и вливались в общий поток "социалистического искусства". В теоретическом плане "социалистический реализм" означал продолжение и развитие традиций "реализма" предшествующих форм, однако в отличие от последнего он опирался на "коммунистический общественно-политический" и "эстетический" идеалы. Именно этим прежде всего и определялся "жизнеутверждающий характер, исторический оптимизм социалистического иск-ва". Не случайно "социалистический реализм" предполагал включение в художественное мышление "романтики", т.н. "романтика революционная" - образная форма исторического предвосхищения в искусстве, мечты, основанной на реальных тенденциях развития действительности. Объясняя изменения в обществе общественными, объективными причинами, "социалистическое искусство видело свою задачу в раскрытии новых человеческих отношений ещё в рамках старой "социальной формации", их закономерное поступательное развитие в дальнейшем. Судьбы "общества" и самой "личности" выступали в произведениях "социалистического реализма" в тесной взаимосвязи. Присущий "социалистическому реализму" - "историзм образного мышления", т.е. "художественное мышление" способствовал объемному изображению "эстетически многогранных характеров", (образ Г.Мелехова в романе "Тихий Дон" М.А.Шолохова), художественному раскрытию "созидательного потенциала человека", "идеи ответственности личности перед историей и единства общеисторического процесса при всех его "зигзагах" и драматизме: препятствия и поражения на пути прогрессивных сил, наиболее трудные периоды исторического развития осмысляются как преодолимые благодаря обнаружению жизнеспособных, здоровых начал в обществе и человеке, оптимистической в конечном счете устремленности в будущее" - такими предстают произведения М.Горького, А.А.Фадеева, разработка в "советском искусстве темы "Великой Отечественной войны", освещение "злоупотреблений периода культа личности, застоя, далее уже освещение - перестройки, августовского переворота, постсоветского периода становления строя". Историческая конкретность обретала в искусстве "социалистического реализма" - последующую форму описательного "реализма", не имеющую своего названия, можно смело именовать "постсоциалистический реализм". Новое качество, где : "время" - становится "трехмерным", что позволяет художнику отражать, говоря словами Горького: - "три действительности" - "прошлое - настоящее - будущее". В совокупности всех отмеченных проявлений историзм "социалистического реализма" непосредственно смыкался с "коммунистической партийностью" в искусстве. Верность художников этому "ленинскому принципу" мыслилась как "залог правдивости искусства", т.е. "правда художественная", что отнюдь не противоречило проявлению "новаторства", напротив, нацеливало на творческое отношение к действительности, на художественное постижение её реальных противоречий и перспектив, побуждало пойти дальше ранее добытого и известного как в области содержания, сюжета, так и в поисках изобразительно-выразительных средств. Отсюда вышло многообразие видов "искусства", "жанров", "стилей", "художественных форм". Наряду со "стилевой ориентацией на жизнеподобие формы" в "социалистическом искусстве" многообразно использовалась т.н. "вторичная условность". Маяковский обновил "средства поэзии", творчество создателя "эпического театра" Брехта во многом определило "общее лицо сценического искусства" XX века, постановочная "режиссура" создала "поэтический" и "философско-притчевый театр", "кинематограф" и т. д. О реальных возможностях для проявления в художественном творчестве "индивидуальных склонностей" свидетельствует факт "плодотворной деятельности" таких разных художников, как А.Н.Толстой, М.А.Шолохов, Л.М.Леонов, А.Т.Твардовский - в литературе; Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и Вахтангов - в театре; Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Г.Н. и С.Д. Васильевы - в кино; Д.Д.Шостакович, С.С.Прокофьев, И.О.Дунаевский, Д.Б.Кабалевский, А.И.Хачатурян - в музыке; П.Д.Корин, В.И.Мухина, А.А.Пластов, М.Сарьян - в изобразительном искусстве. "Социалистическое искусство" по своей природе "интернационально". Его "народность" не ограничивалось "отражением национальных интересов", а воплощает конкретные интересы "всего прогрессивного человечества". "Многонациональное советское искусство" - сохраняет и приумножает богатства "национальных культур". Произведения "советских" писателей (Ч.Айтматова, В.Быкова, И.Друцэ), работы режиссёров. (Г.Товстоногова, В.Жялакявичюса, Т.Абуладзе) и других художников воспринималось "советскими людьми разных национальностей" - как явления собственной культуры. Будучи исторически открытой системой "художественно-правдивого воспроизведения жизни", творческий метод "социалистического искусства" находился в состоянии постоянного развития, впитывал в себя и творчески перерабатывал достижения "мирового художественного процесса". В искусстве и литературе второй половины ХХ века, озабоченных "судьбами всего Мира и человека как родового существа", делались попытки "воссоздания действительности на основе творческого метода, обогащённого новыми чертами, базирующегося на художественном осмыслении глобальных социально-исторических закономерностей, всё больше обращающихся к общечеловеческим ценностям" - это произведения Ч.Айтматова, В.Быкова, Н.Думбадзе, В.Распутина, А.Рыбакова и многих других. Познание и художественное открытие Мира, порождающего новые "жизненные конфликты", "проблемы", "человеческие типы", возможно лишь на основе "революционно-критического отношения искусства и его теории к действительности", способствующего её "обновлению" и "преобразованию" - в "духе гуманистических идеалов". Не случайно поэтому в период "перестройки", затронувшей в т.ч. "духовную сферу общества, оживились дискуссии о насущных проблемах теории "социалистического реализма", они вызваны закономерной потребностью подойти к осмыслению многих десятков лет - пути, пройденного "советским искусством", пересмотреть неверные, "авторитарно-субъективистские" оценки, данные некоторым значительным явлениям художественной культуры во времена "культа личности", "застоя", преодолеть несоответствие между художественной практикой, реалиями творческого процесса и теоретическим его истолкованием.../.

*(*37). - /Подробнее в книгах:
- "Основы марксистско-ленинской эстетики" под редакцией В.Ф.Берестнева и Г.А.Недошивина.
- Г.А.Недошивин "Очерки теории искусства".
- В.С.Рюриков "О богатстве искусства".
- В.С.Кеменов "Статьи об искусстве".
- А.И.Буров "Эстетическая сущность искусства".
- А.Г.Егоров "Искусство и общественная жизнь".
- Ю.Б.Борев "Основные эстетические категории"
и прочие/.

*(*38). - /Словарь по эстетике, тоже планируется, он будет составлен чуть позже, в заготовках-черновиках, он уже фрагментально готов/.

*(*39). - /Подробнее в книгах:
- А.Ф.Шишкин "Основы коммунистической морали", "Из истории этических учений".
- А.Г.Харчев "Семья в советском обществе"/
и другие.

*(*40). - /Термин сложен из 2-х слов "народ" + "между"/.
#ПроблемыЭстетикиЭтикиКоммунистическогоВоспитания
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949725017129
Дополнительно: "ТЕРМИНОЛОГИЯ".

Далее пройдёмся по ключевой терминологии (взято из заготовок для будущего словаря по эстетике):

1). Термин "Неореализм" от греческого слова "neos" - "новый" и позднелатинского слова "realis" - "вещественный", "действительный". Направление в итал. кино и лит-ре 40-50-х годов XX века, возникшее на волне "антифашистского Сопротивления", борьбы за демократическое национальное искусство. Большую роль в создании "неореализма", ставшего как бы модификацией "критического реализма" и нацеленного на показ жизни естественной, "разгримированной", сыграли кинорежиссеры и сценаристы, объединившиеся вокруг журнала "Бьянко э неро" (Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани. М. Антониони и др.). Своеобразным художественным манифестом "неореализма" стал фильм "Рим - открытый город" Р.Росселлини (1945 год), повествующий о борцах "антифашистского Сопротивления". Расцвет "неореализма" знаменовался выпуском на экран фильмов "Похитители велосипедов", "Шуша", "Умберто Д.", "Крыша" Де Сика, "Рим, 11 часов" и "Нет мира под оливами" Дж.Де Сантиса, "Земля дрожит" и "Рокко и его братья" Л.Висконти, "Под небом Сицилии" и "Машинист" П.Джерми, "Два гроша надежды" Р.Кастеллани, пронизанных "гуманистическим пафосом" борьбы за социальную справедливость, за достоинство простого человека. С сочувственным вниманием всматриваясь в лица измученных жизнью полуголодных людей, в недетские глаза их ребятишек, показывая жизнь, озлобляющую людей, кинокамера мастеров "неореализма" тем не менее утверждала их доброту, их отзывчивость, "гуманистические" начала человеческих отношений. Достоверность киноизображений, точность деталей, привлечение непрофессиональных исполнителей, использование простонародного языка, включая местные диалекты, сближали игровые фильмы "неореализма" с документальными. Утверждению художественной "правды" на экране служила сдержанность, суровость киноизображения, выбор натуры (нищие деревни, грязные городские окраины, выжженные солнцем дороги или унылые пустыри). "Неореализм" в киноискусстве существовал в своих пределах развития, на его опыт и традиции оказали заметное влияние на мировой кинематографический процесс и получили как бы новую жизнь в прогрессивном зарубежном "политическом кино" 60-70-х годов ХХ века. В литературе главными представителями "неореализма" были В.Пратолини, К.Леви, Э.Де Филиппе. "Эстетические принципы неореализма" изложены в книге писателя и сценариста Ч.Дзаваттини "Некоторые мысли о кино" и других его трудах. "Неореализм" прочно вошёл в СМИ/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949724602665
2). Термин "Идейность в искусстве" - от греческого слова idea" - "идея", "первообраз", "идеал" - определённость общественно-политической позиции художника, сознательная приверженность конкретной "идее" или системе "идей", ценностных ориентаций, "идеалов", выражение авторского отношения к изображаемому в художественном произведении "тенденционность", мировоззренческая направленность последнего. "Идейность" является важнейшим критерием социальной значимости произведений искусства. выступая в качестве обобщённого суждения о явлениях действительности, программы как самого художественного произведения так и его воспитательного воздействия, она предполагает глубокую убеждённость художника в правоте и ценности тех или иных идей, представлений. Маркс выделял такие "идеи": - "которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им" (том 1, стр. 118).
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949724621353
Понятие "идейность в искусстве" разрабатывалось уже в философско-эстетической мыли прошлого, особенно в "революционно-демократической эстетике" (Белинский и Чернышевский), но как категориальная концепция получило осмысление и методологическое обоснование в "марксисткой эстетике", в учении о социальной детерминированности искусства. его классовости, партийности, о мировоззрении и методе художника, единстве содержания и формы художественного произведения. "Идейность" - является неотъемлемым атрибутом искусства, подлинный художник не может творить, если в его мозгу не выстроилась определённая Картина Мира. Его творчество не может выразить того или иного отношения к основам природного и социального бытия, к предназначению человека, эта сторона отражается в его деятельности, в созданных им произведениях. Плеханов писал: - "... не может быть художественного произведения, лишённого идейного содержания. Даже те произведения, авторы которых дорожат только формой и не заботятся о содержании, так или иначе всё-таки выражают идею". По словам М.Горького: - "Искусство - это всегда борьба "за" или "против", т.к. художник всегда что то утверждает и что-то отрицает". Характеризуя содержательную сторону произведения искусства "идейность" тесно слита с "художественностью": она проявляется не столько в декларациях в заявлениях, сколько в конкретно-чувственной форме, в образной системе того или иного вида искусства. Можно сказать, что "идейность в искусстве" выступает как системообразующий фактор целостной содержательно-формальной структуры художественного произведения, цементирующий все его слои. Она предстаёт как выражение идей философских, политических, этических, религиозных и т.д., получивших эстетическую трансформацию. Проявление "идейности" в художественном произведении многообразно: через тематику и конфликты, обобщение определённых сторон действительности, через образы героев, авторское отношение, его симпатии и антипатии. Она может выражаться в прямой, публицистической форме ("Стихи о советском паспорте" Маяковского), через отрицание негативного, отживающего, уходящего с позиций передового "эстетического идеала" (сатирические жанры), через воплощение положительного героя (роман "Как закалялась сталь" Павел Корчагин, автора Н.А.Островского, Василий Губанов в фильме "Коммунист", Ю.Я.Райзмана и др.), через постановку острой проблемы (фильм "Чучело", Р.А.Быкова, "Тема" Г.А.Панфилова и др.). Передовые художники и представители "эстетической мысли" всегда выступали за высокое общественное назначение и прогрессивную идейную направленность искусства. "Идейности" также может предстать в искусстве как отстаивание реакционных идей, поддерживающих отжившее, уходящее, отмирающее, как выражение идеи общественного индифферентизма, проявление "безнадёжного отрицательного", по характеристике Плеханова, отношения к окружающей социальной среде. Многочисленные разновидности "формализма" и "модернизма" связаны с отрицанием роли "идейности в искусстве" провозглашают принципы "деологизации". Однако в современном буржуазно-капиталистическом искусстве позиция консерватизма, по существу, является не чем иным, как возвратом к "идеологизированности". В прогрессивном искусстве "идейность" проявляется в верности и глубине художественного постижения действительности, в оценке ведущих тенденций общественного развития, соотношения направленности произведений с целями и задачами общества. В "марксистско-ленинской эстетике" последовательно породилась идущая от Ленина мысль об "идеализации" как о выражении идеалов и интересов рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии. Понимаемая так "идейность" сочетает в себе гносеологический и аксиологический подходы к реальной действительности, является фактором воспитания у человека прогрессивного мировоззрения, активной жизненной позиции. Поэтому на всех этапах развития советской художественной культуры КПСС уделяли огромное внимание идейной направленности литературы и искусства. "Идейность" по мнению социализма должна была быть синонимом "народности", идейность следует рассматривать как эстетическую категорию, она глубока и влияет на характер отношения человека к действительности, пробуждает у него "эстетическое чувство", способствуя гармоническому развитию. Художественное творчество становится социально значимым, когда общественные проблемы рождают у художника желание и стремление подняться в творчестве на уровень больших вопросов современности. На XVII съезде КПСС подчёркивалось: - "Только литература - идейная, художественная, народная - воспитывает людей сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени"/.
ОЧЕРК  по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 949724581161
3). Термин "Искусство и философия" - 2-а рода духовной деятельности, сопоставимые по признаку особого качества осуществляемого ими познания. В отличии от научных дисциплин, исследующих специально выделяемые частные аспекты действительности "философия" ставит вопрос о мире как целом, а "искусство" прослеживает отражение цельности мара в цельности образа, в "эстетическом феномене гармонии". художественный вымысел направлен на преодоление случайности факта ради выяснения необходимых глубинных связей - именно это утверждал Аристотель, отмечавший что "поэзия философичнее истории". "История и философия" могут давать друг другу прямые импульсы: достаточно вспомнить "эвристическую роль художественной метафорики у Гераклита или Платона и воздействие "дзэн-буддизма (чань) на китайскую живопись эпохи Сун, христианского платонизма на византийскую русскую иконопись, прямую популяризацию философского образа мира у таких поэтов как лукреций и Данте.Музыка вагнера, испытав влияние Шопенгауэра, в свою очередь повлияла на раннего Ницше. Порой один и тот же человек совмещал в себе гениальность художника и философские способности (Леонардо да Винчи, Гёте, А.Н.Скрябин). С т.з. "эстетики" принципиально важны не эти пересечения линий "искусства и философии". Качество "философичности" добывается художественным творчеством на собственных путях, по ходу решения собственных жизнеутверждающих проблем. П.Сезани не проявлял никакого интереса к философии, однако его живопись несравнимо богаче философским смыслом, нежели картины множества художников, шедших по пути иллюстрирования философских идей и доктрин (к примеру тех же неоромантиков). Простота пушкинской поэзии содержательнее, чем намеренная "интеллектуальность поэзии П.Валери, тем философичнее чем художественнее, т.е. вернее своей сущности как "искусству". В "философии" красота мысли, родственная "эстетической гармонии", не зависит от внешнего употребления приёмов, заимствованных у "искусства", может появляться у трезвых мыслителей вроде Декарта, Аристотеля или даже у Канта. Философская рефлексия (самопознание) повсюду начинает с того. что замечает близость "философии" к поэзии и музыке, тем более что эти "мусические" (по обозначению греков) виды искусства были обычным способом фиксации традиционной предфилософской "мудрости" (например собирание и канонизация песен конфуцианцами Древнего Китая). Платон в своём диалоге "Федон" назвал "философию" величайшей из "мусических искусств". Отношение к "изобразительным искусствам" было первоначально менее уважительно, лишь у поздних авторов (Цицерон, Дион Хрисостом, Плотин) возникали суждения о Фидии как о художнике, творящем статую зевса не по эмпирическим впечатлениям от натуры, но согласно высшей интуиции (мотив оказал влияние на эстетику Возрождения). Довершил распространение высокого статуса на "изобразительное искусство" Ренесанс: живопись и скульптура переставали рассматриваться как "механические искусства" и становились разновидностями философского умозрения. Т.н. "пантеизм романтиков", отразившийся в философской системе Шеллинга, рассматривал "искусство" как наиболее совершенное познание. У Гегеля "искусство" выступало как несовершенное предварение окончательного прихода абсолютного духа к самому себе, орудием которого может быть только "философия". Под знаком "декаданса" возращение к романтическим концепциям" происходит у Ницше, поставившем артистическую "ложь" в качестве утверждения инстинкта жизни над философской истиной как якобы отрицанием жизни. "Эстетика модернизма" ХХ века по видимости возрождала древнюю веру в торжество "искусства и философии" (или дофилософской и донаучной мудрости), на деле же опустошала её: "искусство" призывалось противопоставить хаосу бытия произвольный упорядочивающий принцип (геометризация вещей в кубизме, двенадцатитоновая система - додекафония в музыке) и этим компенсировать отсутствие "философии", способной усмотреть в мире органическую упорядоченность. Только реалистический подход (реализм), утверждающий познавательную функцию "искусства", при этом не допускающий вульгаризаторского отождествления собственно "философского" в "искусстве" с его содержанием в отрыве от формы, адекватно отражает отношение "искусства к философии". Преодоление "формализма", снимающего вопрос об отношении "искусства к философии" как псевдопроблему, возможно лишь на пути поисков "философского смысла" в самом единстве содержания и формы в искусстве. 8 мыслей Ницше об искусстве:
- 1. "Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая её дымкой нечистого мышления".
- 2. "Целью мира является безболезненное созерцание, чистое эстетическое наслаждение: этот мир иллюзии противостоит миру боли и противоречия".
- 3. "Человек должен сам желать иллюзорного - в этом лежит трагическое".
- 4. "Искусство - это избыток цветущей телесности в мире образов".
- 5. "Чувство прекрасного - это преумножение чувства власти".
- 6. "Подобно тому, как прежде художник создавал изображения Богов, теперь ему следовало бы работать над прекрасными человеческими образами, отыскивая их в современном мире действительности".
- 7. "В красоте есть борьба, и неравенство, и война, и власть, и чрезмерная власть".
- 8. "Всё безобразное ослабляет и огорчает человека"/.
#Терминология

Комментарии

Комментариев нет.