Если мы хотим проверить себя, если мы хотим узнать о своей вере, нам нужно пристально и внимательно посмотреть, как мы выстраиваем свои отношения с людьми, с теми, кто нас окружает, – близкими, родственниками, незнакомыми, верующими или неверующими.
Когда мы раздражаемся, если нас просят о помощи, и отталкиваем человека, когда ему плохо, когда смотрим искоса и внутренне осуждаем, сплетничаем и сами эти сплетни ищем, то все это говорит нам о том, что мы совершенно чужды Духа Христова. В сегодняшнем Евангелии эта тема звучит и раскрывается по-особому. После долгого путешествия Христос остановился с учениками для отдыха возле колодца. В то время, когда ученики отправились за пищей, Господь встретился с женщиной-самарянкой, которая набирала воду из колодца, и Спаситель, изнуренный жаждой, попросил у нее воды. Казалось бы, обычная человеческая просьба о помощи, но женщина, воспитанная в религиозной традиции своего народа, сделала замечание, что не должно ему просить о помощи, из-за того, что между иудеями и самарянами долгое время существовал затяжной религиозный конфликт. Если кратко, то издавна иудеи считали местом поклонения Богу Иерусалимский храм, а самаряне – гору Гаризим, вследствие чего иудеи, желающие сохранить издревле установленные обычаи, стали воевать с самарянами за право «обладания» Богом, считая Иерусалимский храм священным и требуя отсылки жертвоприношений именно туда. Самаряне же настаивали на требовании отправлять эти приношения на гору Гаризим. Не вдаваясь в саму суть конфликта, хочется сказать, что это повествование очень поучительно для нас. Ведь в этой истории мы узнаем себя: подобно этой женщине, мы так же готовы отгородиться от всех, лишь бы показать свое религиозное превосходство над другими. Мы себя считаем избранными, более приближенными к Богу, исключительными и ни на кого не похожими. Но являемся ли мы таковыми в глазах Божиих? Не живем ли мы во лжи и самообмане? Господь до сих пор жаждет и ждет от каждого из нас чистой и незамутненной воды нашей веры. Веры, которая обнаруживает себя в наших отношениях с людьми и познается из добрых дел. Готовы ли мы дать Господу эту живительную воду? Если бы мы оказались на месте Христа, то, вероятно, мы бы устроили скандал, пустились в оскорбления и стали бы подливать масло в огонь, еще больше раздувая конфликт. Так зачастую и происходит, когда наше внешнее христианство остается без внутреннего наполнения, когда красивая оболочка нашей веры остается без духовного содержания. Иеромонах Кирил Попов.
Любовь Православия
Если мы хотим проверить себя, если мы хотим узнать о своей вере, нам нужно пристально и внимательно посмотреть, как мы выстраиваем свои отношения с людьми, с теми, кто нас окружает, – близкими, родственниками, незнакомыми, верующими или неверующими.
Когда мы раздражаемся, если нас просят о помощи, и отталкиваем человека, когда ему плохо, когда смотрим искоса и внутренне осуждаем, сплетничаем и сами эти сплетни ищем, то все это говорит нам о том, что мы совершенно чужды Духа Христова. В сегодняшнем Евангелии эта тема звучит и раскрывается по-особому.
После долгого путешествия Христос остановился с учениками для отдыха возле колодца. В то время, когда ученики отправились за пищей, Господь встретился с женщиной-самарянкой, которая набирала воду из колодца, и Спаситель, изнуренный жаждой, попросил у нее воды. Казалось бы, обычная человеческая просьба о помощи, но женщина, воспитанная в религиозной традиции своего народа, сделала замечание, что не должно ему просить о помощи, из-за того, что между иудеями и самарянами долгое время существовал затяжной религиозный конфликт.
Если кратко, то издавна иудеи считали местом поклонения Богу Иерусалимский храм, а самаряне – гору Гаризим, вследствие чего иудеи, желающие сохранить издревле установленные обычаи, стали воевать с самарянами за право «обладания» Богом, считая Иерусалимский храм священным и требуя отсылки жертвоприношений именно туда. Самаряне же настаивали на требовании отправлять эти приношения на гору Гаризим.
Не вдаваясь в саму суть конфликта, хочется сказать, что это повествование очень поучительно для нас. Ведь в этой истории мы узнаем себя: подобно этой женщине, мы так же готовы отгородиться от всех, лишь бы показать свое религиозное превосходство над другими. Мы себя считаем избранными, более приближенными к Богу, исключительными и ни на кого не похожими. Но являемся ли мы таковыми в глазах Божиих? Не живем ли мы во лжи и самообмане?
Господь до сих пор жаждет и ждет от каждого из нас чистой и незамутненной воды нашей веры. Веры, которая обнаруживает себя в наших отношениях с людьми и познается из добрых дел. Готовы ли мы дать Господу эту живительную воду? Если бы мы оказались на месте Христа, то, вероятно, мы бы устроили скандал, пустились в оскорбления и стали бы подливать масло в огонь, еще больше раздувая конфликт. Так зачастую и происходит, когда наше внешнее христианство остается без внутреннего наполнения, когда красивая оболочка нашей веры остается без духовного содержания.
Иеромонах Кирил Попов.