Отрывок из моей новой книги «Русский Север», которая выйдет в конце ноября.
Издание доступно для предзаказа в книжном магазине «Читай-город». Оформившие предзаказ получат свой экземпляр уже с моим автографом. ДРЕВНИЙ ПОГОСТ САУНИНО. На ровном берегу маленькой речки, вдали от жилых построек деревни Кипрово, возвышается храмовый комплекс погоста Саунино, датируемый второй половиной XVII века. Ансамбль изначально включал три здания: теплую церковь во имя святых мучеников Фрола и Лавра, холодную церковь Иоанна Златоуста и колокольню. Вероятно, все три здания были возведены одновременно, хотя документально установлена лишь дата сооружения одного из них — Златоустовского храма, который, судя по надписи на храмозданном кресте, хранившемся в церкви до ее закрытия, был построен в 1665 году. Датировку комплекса подтверждает также опубликованный в «Известиях Археологической комиссии» текст надписи на одном из колоколов, висевших на колокольне: «Лета 7203 (1665) февраля 4 дня куплен ко храму сей колокол Каргопольского уезда в Павловскую волость к церкви Иоанна Златоуста и Фролу и Лавру, весу 15п, купил Демид Иванков на сборные деньги». Церковь Иоанна Златоуста является самым распространенным типом деревянного храма в Каргополье — шатровым. В основании постройки находится куб, на который поставлен восьмигранник, завершенный шатром. С востока к основному объему примкает апсида, покрытая бочкой криволинейного профиля с острым верхним щипцом, из которого вырастает небольшая главка. С запада - более поздняя трапезная. Шатер, главное украшение храма, обшит тесом и завершается главкой, покрытой лемехом. В интерьере внимание привлекает сохранившийся четырехъярусный иконостас и расписное «небо». «Небо» или же «небеса» — потолочное перекрытие в форме усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу или прямоугольнику. Такое решение перекрытия было широко распространено в храмовом зодчестве Русского Севера. Характерной особенностью «небес» является их расположение на небольшой высоте от пола. Несмотря на значительную высоту внешних стен храма, основная часть внутреннего объема остается незадействованной. Такая специфика строительства обусловлена необходимостью сохранения тепла в условиях сурового северного климата. Этим объясняется и крайне малая высота молельного пространства в церкви Иоанна Златоуста - всего 5,7 метра от пола до «неба», в то время как общая высота храма достигает 33,7 метра. Роспись «неба» была выполнена во второй половине XVIII века, предположительно онежской артелью иконописцев Богдановых-Карбатовских. Центральным элементом композиции является изображение «Новозаветной Троицы», которое располагается в медальоне. По сторонам от медальона, на 12 треугольных гранях свода, нарисованы «Распятие Господне», четыре евангелиста и семь архангелов. В угловых частях размещены изображения трубящих ангелов. Роспись выполнена в смешанной технике, сочетающей масляные и темперные краски, нанесенные на тонкий слой левкаса. Радиальные балки каркаса и центральный круг окрашены в темно-синий цвет и усеяны золотистыми звездами. Композиции радиальных граней разворачиваются на однотонном синем фоне, а центрального круга — на охристой основе. Цветовая гамма росписи сдержанна и ограничена в цветах. Позолоченные нимбы святых выделяются яркими пятнами, создавая необходимый контраст. Одежда персонажей преимущественно выполнена в красном и синем цветах, чередующихся между собой. Исключение составляют архангелы Михаил и Гавриил, чьи одежды отличаются большей детализацией и разнообразием цветов. В целом роспись оригинальна и самобытна. Использование темперных красок придает ей особую контрастность, а мастерское исполнение фигур и композиционная целостность создают неповторимый образ, наполняющий интерьер церкви особой атмосферой. Южнее Златоустовской церкви расположена деревянная колокольня необычной шестигранной формы. Такая форма чаще встречается в оборонительных построиках, нежели в храмовом зодчестве, но в районе верхнего течения Онеги сложилась традиция строительства именно рубленых шестигранных колоколен. В основании постройки валунный фундамент, на нем — приземистый сруб, исполненный в технике «в лапу», подчеркивающий строгую геометричность граней, лишенных декоративных элементов. Внутри поставлены вертикальные столбы, которые на верхней раскрытой площадке образуют пролеты звонницы. Строгий облик колокольни контрастирует с изящной главой и барабаном, венчающими шатер. Они покрыты лемехом — традиционным северным кровельным материалом, придающим постройке северный колорит. В начале ХХ века архитектурный ансамбль Саунинского погоста постигла трагедия: церковь Флора и Лавра, которая ранее находилась немного севернее Златоустовского храма, была уничтожена пожаром. В советский период церковь Иоанна Златоуста, подобно многим другим, была закрыта и переоборудована поочередно под склад, зернохранилище и сельский клуб. В это же время были уничтожены валунная ограда и деревянные ворота, что привело к потере аутентичности исторического комплекса. Однако в 1970-1980-х годах начались обширные реставрационные работы, направленные на восстановление храмового комплекса. Опытные мастера с большим вниманием к деталям и уникальным материалам не только смогли сохранить сооружения, но и восстновить утраченные детали, вернув памятникам их первозданный вид. Сегодня Саунинский погост представляет большой интерес как образец деревянного церковного зодчества, отражающего архитектурные и культурные особенности Русского Севера в XVII веке.
Неизвестная Россия
Отрывок из моей новой книги «Русский Север», которая выйдет в конце ноября.
Издание доступно для предзаказа в книжном магазине «Читай-город». Оформившие предзаказ получат свой экземпляр уже с моим автографом.
ДРЕВНИЙ ПОГОСТ САУНИНО.
На ровном берегу маленькой речки, вдали от жилых построек деревни Кипрово, возвышается храмовый комплекс погоста Саунино, датируемый второй половиной XVII века. Ансамбль изначально включал три здания: теплую церковь во имя святых мучеников Фрола и Лавра, холодную церковь Иоанна Златоуста и колокольню.
Вероятно, все три здания были возведены одновременно, хотя документально установлена лишь
дата сооружения одного из них — Златоустовского храма, который, судя по надписи на храмозданном кресте, хранившемся в церкви до ее закрытия, был построен в 1665 году. Датировку комплекса подтверждает также опубликованный в «Известиях Археологической комиссии» текст надписи на одном из колоколов, висевших на колокольне: «Лета 7203 (1665) февраля 4 дня куплен ко храму сей колокол Каргопольского уезда в Павловскую волость к церкви Иоанна Златоуста и Фролу и Лавру, весу 15п, купил Демид Иванков на сборные деньги».
Церковь Иоанна Златоуста является самым распространенным типом деревянного храма в Каргополье — шатровым. В основании постройки находится куб, на который поставлен восьмигранник, завершенный шатром. С востока к основному объему примкает апсида, покрытая бочкой криволинейного профиля с острым верхним щипцом, из которого вырастает небольшая главка. С запада - более поздняя трапезная.
Шатер, главное украшение храма, обшит тесом и завершается главкой, покрытой лемехом.
В интерьере внимание привлекает сохранившийся четырехъярусный иконостас и расписное «небо». «Небо» или же «небеса» — потолочное перекрытие в форме усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу или прямоугольнику. Такое решение перекрытия было широко распространено в храмовом зодчестве Русского Севера.
Характерной особенностью «небес» является их расположение на небольшой высоте от пола. Несмотря на значительную высоту внешних стен храма, основная часть внутреннего объема остается незадействованной.
Такая специфика строительства обусловлена необходимостью сохранения тепла в условиях сурового северного климата.
Этим объясняется и крайне малая высота молельного пространства в церкви Иоанна Златоуста - всего
5,7 метра от пола до «неба», в то время как общая высота храма достигает 33,7 метра.
Роспись «неба» была выполнена во второй половине XVIII века, предположительно онежской артелью иконописцев Богдановых-Карбатовских. Центральным элементом композиции является изображение «Новозаветной Троицы», которое располагается в медальоне. По сторонам от медальона, на 12 треугольных гранях свода, нарисованы «Распятие Господне», четыре евангелиста и семь архангелов. В угловых частях размещены изображения трубящих ангелов. Роспись выполнена в смешанной технике, сочетающей масляные и темперные краски, нанесенные на тонкий слой левкаса.
Радиальные балки каркаса и центральный круг окрашены в темно-синий цвет и усеяны золотистыми звездами. Композиции радиальных граней разворачиваются на однотонном синем фоне, а центрального круга — на охристой основе. Цветовая гамма росписи сдержанна и ограничена в цветах. Позолоченные нимбы святых выделяются яркими пятнами, создавая необходимый контраст.
Одежда персонажей преимущественно выполнена в красном и синем цветах, чередующихся между собой.
Исключение составляют архангелы Михаил и Гавриил, чьи одежды отличаются большей детализацией и разнообразием цветов.
В целом роспись оригинальна и самобытна.
Использование темперных красок придает ей особую контрастность, а мастерское исполнение фигур и композиционная целостность создают неповторимый образ, наполняющий интерьер церкви особой атмосферой.
Южнее Златоустовской церкви расположена деревянная колокольня необычной шестигранной формы. Такая форма чаще встречается в оборонительных построиках, нежели в храмовом зодчестве, но в районе верхнего течения Онеги сложилась традиция строительства именно рубленых шестигранных колоколен. В основании постройки валунный фундамент, на нем — приземистый сруб, исполненный в технике «в лапу», подчеркивающий строгую геометричность граней, лишенных декоративных элементов. Внутри поставлены вертикальные столбы, которые на верхней раскрытой площадке образуют пролеты звонницы.
Строгий облик колокольни контрастирует с изящной главой и барабаном, венчающими шатер.
Они покрыты лемехом — традиционным северным кровельным материалом, придающим постройке северный колорит.
В начале ХХ века архитектурный ансамбль Саунинского погоста постигла трагедия: церковь Флора и Лавра, которая ранее находилась немного севернее Златоустовского храма, была уничтожена пожаром. В советский период церковь Иоанна Златоуста, подобно многим другим, была закрыта и переоборудована поочередно под склад, зернохранилище и сельский клуб. В это же время были уничтожены валунная ограда и деревянные ворота, что привело к потере аутентичности исторического комплекса.
Однако в 1970-1980-х годах начались обширные реставрационные работы, направленные на восстановление храмового комплекса. Опытные мастера с большим вниманием к деталям и уникальным материалам не только смогли сохранить сооружения, но и восстновить утраченные детали, вернув памятникам их первозданный вид.
Сегодня Саунинский погост представляет большой интерес как образец деревянного церковного зодчества, отражающего архитектурные и культурные особенности Русского Севера в XVII веке.