К Международному дню спички

К Международному дню спички - 947509597766

Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников — Международный день спички. Спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня.
Налаживанию спичечного производства в Сибири во многом способствовало наличие огромных запасов почти даровой осины, что в значительной мере компенсировало привоз химикатов из Англии и Германии. Поэтому наиболее предприимчивые люди, имеющие необходимый капитал, постепенно организовывают небольшие спичечные заведения.

Так в 1868 году в Иркутске имелось два кустарных предприятия, которые принадлежали отставному губернскому секретарю С.Н. Московскому и отставному унтер-офицеру Н.В. Власову. Оба заведения изготовляли серные (на белом фосфоре) спички довольно низкого качества.
В конце зимы 1888 года по Усолью прошел слух, что управляющий солеваренным заводом Павел Семенович Паршаков ищет в Усолье людей, которые смогли бы арендовать ему участок земли на берегу реки для постройки спичечной фабрики. Слух перешел в уверенность, когда состоялась сделка. По «уступочным актам» заключенным с Прокопием Бардо и Карлом Ли, Паршаков арендовал необходимый.
Надсмотрщик солеваренного завода 17 марта 1888 года доносил: «Потомственный почетный гражданин П.С. Паршаков действительно устраивает в Усольском селении спичечную фабрику и имеет открыть производство оной в текущем году… Выделка спичек предполагается исключительно безопасных (шведских) при помощи ручных станков. Производство спичек будет в год от 1 200 до 1 300 ящиков, по 1 000 коробок. Каждая коробка 75 шт». Когда все работы по устройству фабрики были закончены, П.С. Паршаков приступил к найму рабочей силы. Из всех предлагавших свои услуги местных жителей он выбрал 10 мужчин, 3 женщины и 4 подростка – всем остальным была обещана надомная работа.
О пуске спичечной фабрики в действие узнаем из донесения помощника Акцизного надзирателя В. Гантимурова Акцизному управлению: «… Имею честь донести, что фабрика зажигательных спичек, устроенная потомственным почетным гражданином П.С. Паршаковым… открыла действия и приступила к работам, по выделке спичек 22-го апреля 1888 года».
Рассмотрим, что представляло из себя заведение П.С. Паршакова. За деревянным забором с тесовыми воротами находилось построенное буквой «Г» длинное приземистое здание. Это был главный корпус. За ним два небольших амбара – один для химического сырья, другой для готовой продукции.
Каждое отделение производственного корпуса занимало всего одно помещение. Первым было машинное отделение. Здесь, из распиленной во дворе осины, гнали длинную, разной ширины и назначения, ленту-стружку. Из нее тут же рубили заготовку для коробочек и соломку (спички без головок). Все операции производились на 4 станках, приводимых в движение вручную.
После машинного отделения процесс раздваивался – производство шло двумя потоками: спичечный и коробочный.
Поскольку изготовление спичек было сложное и требовало применения машин, весь поток был централизован на предприятии. В наборном отделении соломка протравливалась в специально составленной жидкости (чтоб спичка не тлела) и в ситах помещалась в «духовые» шкафы для просушки. После этого сухую соломку помещали в специальные рамки. Набор спичек в рамки был очень трудоемок и производился с помощью 2-х наборных машин, которые также приводились в движение рабочими.
В макальном цехе, где были чрезвычайно вредные условия труда, происходило самое главное – соломка обретала головку и становилась спичкой. Сушили ее в специальных шкафах с ручным вентилятором и подведенным от печи теплым воздухом.
Сравнительно небольшим, но очень важным, отделением считалась «лаборатория», где в ступках и краснотерках размалывались химикаты и приготовлялась масса. Интересно заметить, что приготовление массы как для спичек, так и для коробочек было сосредоточено в одном помещении. Это весьма опасное соседство требовало большой осторожности, т.к. малейшая оплошность могла привести к взрыву.
Последнее, упаковочное отделение, было самым большим – здесь трудились подростки и женщины, всего 7-8 человек. Они вручную набивали спички в коробочки и намазывали их. Этикет не приклеивали, т.к. он был на ленте, которой оклеивали коробочку. Готовые спички укладывали по 10 коробок в пачки и оклеивали узкой полоской бумаги – бандеролью.
Склеивание коробочек – сравнительно простая операция, но она требовала большого труда, ведь фабрика в день потребляла 18-20 тысяч коробочек (наружных и внутренних). Чтобы удешевить производство и снизить себестоимость продукции, хозяин организовал склеивание коробочек на дому. Отчасти это было вызвано отсутствием коробкоклеильных машин и помещения. Надо заметить, что в России того времени надомный труд был весьма распространенным явлением – это была ранняя стадия развития и образования фабрик, когда в значительной степени еще сохранялись прежние кустарные формы организации производства. Для хозяина выгодны надомные работы, которые были очень велики, а за труд он платил дешевле, не беспокоился об освещении и отоплении надомников, т.к. они сами брали на себя эти заботы. Кроме того, Паршаков был спокоен – государственная инспекция не могла предъявить ему претензии за эксплуатацию детского труда и чрезвычайно продолжительный (15-17 часов) рабочий день.
В первые месяцы после открытия фабрика в день выпускала лишь 7-8 ящиков спичек. За год работы, к 1 мая 1889 года фабрика Паршакова выпустила 703 ящика спичек.
Но произвести спички было лишь половиной дела – нужно было их реализовать. Вот здесь-то и подстерегала хозяина главная опасность. Спички не покупали. Из выпущенных 703 ящиков, за весь год было продано лишь 400. Объясняется это многими причинами, но главное — это их дороговизна и большая конкуренция фабрик из европейской России. Ввиду сложившихся обстоятельств, первый год работы фабрики чуть не стал ее последним годом. Чтобы как-то помочь П.С. Паршакову, Акцизное управление на половину снизило налог.
Чтобы не обанкротиться окончательно и не закрыть производство, Паршаков подыскивает компаньона. Им оказался бывший хозяин Томской спичечной фабрики Моисей Исаевич Минский. Не выдержав конкуренции, он вынужден был закрыть свое предприятие и войти в компанию к Паршакову. Объединив наличный капитал по договору, заключенному в 1891 году, компаньоны приступили к делу.
По совместному решению компаньонов производство решили назвать «Товарищество спичечной фабрики «Сибирь» Обслуживало ее теперь до 40 человек на производстве и около 20 семей надомников. Выпуск же продукции в 1893 году составил более 4 тысяч ящиков спичек.
Этикет фабрики Паршакова. 1891-1899 гг.
Этикет фабрики Паршакова. 1891-1899 гг.
С постройкой железной дороги в Сибирь, у фабриканта появилась возможность приобретать станки и химикаты не только в России, но и за границей, т.к. доставка их была значительно облегчена. Первой «ласточкой» в августе 1897 г. начавшегося промышленного переворота на фабрике, была английская паровая машина мощностью 12 лошадиных сил. Но как бы не мал был паровик, он сумел сделать целую революцию в производстве. Перевод некоторых станков на машинную тягу, увеличил производительность их и освободил от каторжного труда десяток «крутильщиков».
В июне 1899 года по семейным обстоятельствам П.С. Паршаков покидает пределы Иркутской губернии и по договору фабрика переходит к М.И. Минскому, за что последний заплатил 20 тысяч рублей. Паршаков же обязался не заводить спичечного производства нигде и никогда, чтобы не стать конкурентом бывшего компаньона.
Оставшись полновластным хозяином фабрики М.И. Минский развернул кипучую деятельность. За сравнительно короткий срок он значительно улучшил технологию и качество шведских спичек и исключил из производства опасные серные.
Чтобы расширить предприятие и обновить оборудование, Минский решает вступить в компанию с состоятельными людьми. Он списывается с томским купцом Давыдом Михайловичем Кузнецом и ведет переговоры с Иркутским инженер-механиком Александром Ивановичем Ротовым. Когда их согласие было получено, 14 июня 1900 года на основе фабрики Минского учреждается «Товарищество паровой спичечной фабрики инж.-мех. Ротова, Минского и К». В 1901 году фабрика подверглась новой модернизации, было закуплено современное оборудование в Англии и Германии, численность рабочих выросла до 300 человек. Производство спичек выросло до 20 тыс. ящиков в год. В период между 1900 и 1905 годами спички фабрики получили ещё 5 российских и зарубежных золотых медалей на выставках и «Гран-при» на выставке в Вене в 1904-1905 годах.
Этикет «Товарищества А. Ротова, М. Минcкаго и К».  А. Ротова и М. Минcкаго». 1900-1901 гг.
Этикет «Товарищества А. Ротова, М. Минcкаго и К». А. Ротова и М. Минcкаго». 1900-1901 гг.
Теперь фабриканты не довольствуются внутренним рынком, а ищут пути для реализации своего товара за границей. Наиболее подходящим оказывался Монгольский рынок, куда продажа спичек была особо выгодна. Спички в Монголию отправлялись через Иркутскую таможню, небольшими партиями по 250-500 ящиков специального изготовления.
После русско-японской войны и революции 1905-1907 гг., экономическое положение России было крайне неустойчивое. Начавшаяся в стране промышленная депрессия, граничащая с кризисом, имела распространение и в Сибири.
Спичечная фабрика Минского находилась в чрезвычайно тяжелом положении. Из-за недостатка сырья снизился объем производства, а качество спичек продолжало оставаться низким. Сибирский рынок все боле подпадал под влияние спичечного синдиката «РОСТ», который был создан в 1907 году и объединил многие спичечные фабрики Европейской России. Не видя путей выхода из сложившегося положения, Минский продает фабрику А.И. Ротову. Фабрика продолжает получать станки и ведется строительство каменного корпуса.
Каменное здание спичечной фабрики в с. Усолье. 1915 год.
Каменное здание спичечной фабрики в с. Усолье. 1915 год.
Увеличив капитальное строительство, Ротов почувствовал, что довести дело до конца не удастся – ощущался недостаток капитала. Чтобы не обанкротиться, Ротов в 1908 году сдает фабрику в аренду на 3 года Иркутскому владельцу винно-бакалейной торговли И.Д. Камову и известному в губернии скотопромышленнику А.Л. Кринкевичу, которые с целью увеличения наличного капитала, приглашают в компанию состоятельного С.Е. Шишкина.
Проделав большую работу по реконструкции, компаньоны в 1911 году выкупают фабрику у А.И. Ротова. Теперь она называется «Восточно-Сибирское спичечное товарищество И.Д. Камов, А.Л. Кринкевич и С.Е. Шишкин» и переживает вплоть до I империалистической войны пору наивысшего расцвета. В 1911 году фабрика полностью перешла в руки арендаторов, получила название «Солнце» и считалась одним из крупных предприятий Восточной Сибири. Полная механизация трудоемких процессов, позволила к 1912 году довести выработку до 55 тысяч ящиков в год.
Этикет «Товарищества паровой спичечной фабрики А.Л. Кринкевичъ и Ко». Арендаторы Тва Ротовыхъ.1911 год.
Этикет «Товарищества паровой спичечной фабрики А.Л. Кринкевичъ и Ко». Арендаторы Тва Ротовыхъ.1911 год.
Последний предвоенный 1913 год явился для фабрики годом наивысшего расцвета. Фабрика за год выпустила 60 тысяч ящиков спичек, ее продукция не раз экспонировалась на Российских и заграничных промышленных выставках. Спички с фабричной маркой «Солнце» знали далеко за пределами Иркутской губернии, а этикет на коробочке украшают пять золотых медалей и почетная награда за качество «Гран-при» в 1905 году в Вене.
Набойный цех. 1913 год
Набойный цех. 1913 год
Лаборатория фабрики
Лаборатория фабрики
Упаковочный цех
Упаковочный цех
После установления в Сибири Советской власти, в июне 1920 года, фабрика была национализирована и передана в ведение губернского отдела Всероссийского бюро химической промышленности. Предприятие нуждалось в капитальном ремонте, в замене оборудования.
В конце 1924 года фабрика «Солнце» получила новое название – «Байкал». Прошли тяжёлые времена реконструкции, производство было восстановлено, и в 1925 году фабрика начала работать с полной нагрузкой. В том же году её продукция экспонировалась на выставке в г. Харбине, после чего был заключён договор на поставку в Монголию выпускаемых «Байкалом» спичек. Пришлось улучшить и внешний вид коробок, изготовить специальные этикетки с изображением каравана верблюдов и национального орнамента.
Этикет фабрики «Байкал». 1926 год
Этикет фабрики «Байкал». 1926 год
В 1927 году фабрика вступила в Общероссийский спичечный синдикат. В годы первой пятилетки на предприятие стало поступать новое усовершенствованное оборудование: коробкоклеильные машины, сушильные и спичечные автоматы, что дало возможность в 1929 году выпустить 91 965 ящиков спичек. В 1932 году фабрика была подчинена созданному главному управлению спичечной промышленности в системе Наркомата лесной промышленности СССР.
В 1936 году по решению наркомата фабрика была закрыта. На её месте началось строительство фанерного завода. Через три года оборонный завод № 57 вступил в эксплуатацию. Однако потребность в спичках в Иркутской области никак не уменьшилась, оборудование для производства спичек имелось, а соответствующие специалисты также в Усолье остались. Поэтому в 1940 году спичечное производство было возобновлено. Теперь фабрика вошла в состав фанерно-спичечного комбината.
В первый год Великой Отечественной войны с комбината на фронт ушло около 150 человек. С начала 1942 года на комбинате выполнялся оборонный заказ: минные ящики и аккумуляторные шпоны, фанера для самолётов и спички. На спичечных этикетках использовались патриотические призывы.
Этикетки фабрики «Байкал». 1941 год
Этикетки фабрики «Байкал». 1941 год
Восстановление довоенных объёмов выпуска продукции и реконструкция производства начались в 1950-е годы. Фабрика оснащается новым автоматизированным оборудованием. Строительство новых цехов и технологические изменения превратили ФСК «Байкал» в одно из крупнейших предприятий отрасли в Восточной Сибири. Комбинат стал выпускать 470 тыс. условных ящиков спичек.
С 1 октября 1961 года решением Иркутского Совнархоза фанерно-спичечный комбинат и Усольская мебельная фабрика были объединены и переданы в ведение Управления деревообрабатывающей и мебельной промышленности. В 1968 году на фабрике была проведена реконструкция.
В 1988 году фанерно-спичечный комбинат отметил своё 100-летие. К этому событию был выпущен сувенирный набор спичек.
В сентябре 1996 года 40 работникам АООТ «Байкал» (бывший фанерно-спичечный комбинат, ФСК), передали спичечное производство. К тому времени оно уже два года не работало. И все-таки люди не пали духом, твердо решив наладить выпуск спичек. Спустя пять месяцев изготовили первую партию усольских спичек. Эту дату можно считать вторым рождением спичечной фабрики. Однако у компании продолжались трудности и в 1997 году была начата процедура банкротства.
В 1998 году Собрание трудового коллектива решило создать ЗАО «Байкал-спички». Контрольный пакет акций — 51 % был размещен среди работников фабрики, а 49 % проданы инвесторам со стороны. Это позволило приобрести материалы, запчасти, восстановить импортную линию по изготовлению спичек.
В декабре 2008 года спичечная фабрика была ликвидирована. На ее базе было создано ООО «Усольский завод фанеры», которое в настоящее время является производителем фанеры хвойных пород повышенной водостойкости.
Спички «Противопожарные»!!! Не горят, ломаются, головки отлетают. Что случилось со спичками после развала СССР?
Спички «Противопожарные»!!! Не горят, ломаются, головки отлетают. Что случилось со спичками после развала СССР?
В современном мире, спички перестали быть столь необходимым продуктом, наверное, поэтому их и делают столь отвратительно? Именно отвратительно, если не сказать ещё хуже. С коробка можно успешно зажечь всего несколько штук. У остальных опасно отлетают головки, они шипят и тут же тухнут, полоска о которую чиркают – полностью стирается и становится непригодной, хотя использованы ещё не все спички… О каких нана технологиях может идти речь в стране, где разучились выпускать хорошие обычные спички…
Интересное сообщение о наших спичках было опубликовано в одном из номеров еженедельника «Неделя» за 1965 год. В газете сообщалось, что в селе Ташла Оренбургской области восьмилетний мальчик нашел на своем огороде сверток, закопанный в землю. В свертке оказалось более ста коробков спичек, выпущенных фабрикой «Солнце» в Иркутской губернии. На этикетке спичечного коробка хорошо видна надпись: «Восточно-Сибирское объединение. Село Усолье. Иркутская губерния. 1915 год». На обратной стороне коробки изображено восходящее солнце, в лучах которого надпись «Солнце». Спички прекрасно сохранились. Легко загораются, хотя и пролежали полвека в земле. В годы Первой мировой и Гражданской войн резко возросли цены на товары первой необходимости, особенно на соль и спички. Видно, кто-то припрятал спички, которые во времена лучины и керосиновой лампы были большим богатством.

Комментарии