9 авг
110 лет со дня рождения Виталия Сергеевича Рогаля
Сегодня 110 лет со дня рождения Рогаля Виталия Сергеевича, участника Великой Отечественной войны, Народного художника РСФСР, Заслуженного художника России, Заслуженного деятеля искусств Российской федерации, Почетного гражданина г. Иркутска.
Родился Виталий Сергеевич 9 августа 1915 года в селе Снегуривка Тетиевского района, на Украине. В 1917 г. его семья переехала в село Лебединцы Киевской области.
Позднее Виталий Сергеевич признается, что определится в жизни ему помогли родители – Сергей Миронович (род. в 1877 г., расстрелян как враг народа в 1938 г.) и Софья Павловна (1883-1963). В 1929 году сначала отец, а через год и вся семья В.С. Рогаля была сослана с Украины как кулацкая (это семья с 12 детьми) за то, что имела три «лишние» овцы. Сослали семью в поселок Кадуй Нижнеудинского района. Виталия одного оставили только за то, что нарисовал портрет Постышева. В этом же году Виталий был определен в приют в село Городкивка. Работая в свеклосовхозе, он по вечерам занимался любимым делом – рисовал.
В 1933 году богатого на выдумку, неунывающего паренька перевели на работу массовиком, затем он оформлял стенгазеты, одна из них – «За свекловичные семена» – получила первую премию в районе. Дебют Рогаля как художника состоялся благодаря сельскому учителю рисования Магрело, который выбрал для первой Всемирной выставки детского рисунка несколько работ Виталия. Одна из них – «Строительство электростанции в селе Лебединцы» – была отмечена жюри, напечатана в газете «Правда» и в книге «Искусство детей» (1934 г.)
Рисунок да рисунок, но с секретарем парткома чуть сердечный приступ не случился. Мало того, что рисунок нарисовал сын врага народа, так ведь в самих Лебединцах не то что речки нет, ручья-то хорошего нет, не говоря о какой-то бы ни было электростанции. А вдруг это расценят как провокацию, и куда, спросят, он смотрел?
В 1936 году 21-летним парнем Виталий Рогаль присоединился к своей семье, поступил в Иркутский изопедтехникум, поработав перед этим массовиком в Нижнеудинском районе. 4 февраля он в последний раз в жизни видел своего отца, когда тот провожал его в Иркутск после работы на этюдах в Кадуе. Через два дня отца, овощевода, регента церкви, арестовывают как врага народа. И все. С тех пор Виталий не слышал о нем ничего.
В Иркутском Изопедтехникуме его первым учителем, который увидел в нем талант и развил душу будущего художника, стал А.И. Вологдин (1889-1938 гг., расстрелян как враг народа). Общение с Александром Ивановичем привело Виталия Сергеевича к знакомству с художником Андреевым, писателем Петровым П.П. Все они сыграли немаловажную роль в формировании взглядов Рогаля на мир. Многое из уроков Вологдина его ученик запомнил на всю жизнь. Дипломная работа В.С. Рогаля, «Приезд колхозников-переселенцев в Восточную Сибирь», была завершена в июне 1941 года. За картину начинающий художник получил диплом с отличием и направление в Академию Художеств, но война изменила все планы. После окончания училища он работал учителем черчения и рисования в иркутской школе № 19 (ныне школа № 1) и рисовал в мастерской «Агитокна» Иркутского товарищества «Художник».
В ноябре 1941 года Виталий Сергеевич был призван в ряды Советской армии рядовым бойцом Забайкальского военного округа и отправлен служить в Цугольский дацан (Читинская область), затем его направили в оборону под Витебск, в 17-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Долго – целых 99 дней – сидели в окопах. Были, конечно, и бои, но все больше «местного значения». Отвоюют какую-нибудь высотку и опять затишье. Военное время не было периодом творческого бездействия для Рогаля. Он написал портреты многих своих фронтовых сослуживцев. Кого нарисует – тому и отдаст. А тот скорей свернет треугольником и – домой. Смотрите, мол, жив, здоров, чего и вам желаю.
Потом были ожесточенные бои под Витебском, бои уже на территории врага. И вновь художник с автоматом и этюдником шел на фашистов. Виталий Сергеевич принимал участие в боях за освобождение Духовщины, Витебска, Минска, Литвы, Кёнигсберга. На территории Восточной Пруссии художник получил тяжелое ранение и контузию, в результате чего ослеп. Сложно представить, какие страшные моменты пережил он тогда! Но в мае 1945-го, чуть ли не в День Победы, зрение полностью восстановилось, и Рогаля опять направили в действующую армию, с которой он прошел Маньчжурию, Монголию и остановился в Порт-Артуре в 1946 году.
В. Рогаль участвовал во фронтовой выставке художников 3-го Белорусского фронта в г. Каунасе. В 1945 году стал участником передвижной выставки «Герои боев за Витебск, Каунас, Кенигсберг», открыта персональная выставка «В боях за Восточную Пруссию» в г. Черняховске (Инстенбург).
За 1941-1946 гг. он написал такие крупные картины, как «Маршевики», «Вперед на Запад», «В рабстве», «Трудовой фронт», создал серию карикатур: «Волчий выводок», циклы: «Гвардейцы-суворовцы», «По родной земле», «Возмездие» … Эти и многие другие работы участвовали во всех выставках иркутских художников, межобластных и фронтовых. Одних только экспозиций на передовой было одиннадцать. Излюбленным жанром Рогаля стал портрет, а техникой – графика. Фронтовые газеты не обходили вниманием успехи художника. Его новые работы – портреты героев-бойцов часто печатались в газетах «На боевом посту», «Красная звезда», «Красноармеец».
За проявленные мужество и отвагу, Рогаль был награждён двумя орденами Красной звезды, орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
После демобилизации из армии в 1946 году Рогаль возвращается в Иркутск. Здесь он создает семью: с женой и тремя детьми (кроме родных Виталий Степанович вырастил одного приемного ребенка. Он объездил всю Иркутскую область, всю Сибирь, запечатлел ее историю — следы и приметы далеких веков, и динамичный ритм современности. Нет, наверное, ни одного значительного события в судьбе нашего края, которое не отобразил бы Рогаль в своих полотнах. Они — его биография.
За 1941-1946 гг. он написал такие крупные картины, как «Маршевики», «Вперед на Запад», «В рабстве», «Трудовой фронт», создал серию карикатур: «Волчий выводок», циклы: «Гвардейцы-суворовцы», «По родной земле», «Возмездие» … Эти и многие другие работы участвовали во всех выставках иркутских художников, межобластных и фронтовых. Одних только экспозиций на передовой было одиннадцать. Излюбленным жанром Рогаля стал портрет, а техникой – графика. Фронтовые газеты не обходили вниманием успехи художника. Его новые работы – портреты героев-бойцов часто печатались в газетах «На боевом посту», «Красная звезда», «Красноармеец».
За проявленные мужество и отвагу, Рогаль был награждён двумя орденами Красной звезды, орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
После демобилизации из армии в 1946 году Рогаль возвращается в Иркутск. Здесь он создает семью: с женой и тремя детьми (кроме родных Виталий Степанович вырастил одного приемного ребенка. Он объездил всю Иркутскую область, всю Сибирь, запечатлел ее историю — следы и приметы далеких веков, и динамичный ритм современности. Нет, наверное, ни одного значительного события в судьбе нашего края, которое не отобразил бы Рогаль в своих полотнах. Они — его биография.
Рогаль пишет картину «Родительский дом В.Г. Распутина в Аталанке». д. Аталанка, 1990 г. Именно отчий дом, считал художник, дает человеку в детстве те силы, которые в дальнейшем питают душу писателя.
На счету мастера более трех тысяч живописных и графических произведений, около половины из них представлены в музеях, картинных галереях, частных коллекциях чуть ли не всех стран мира. Но самые любимые, самые значительные как для сердца создателя, так, наверное, и в художественном отношении, остались в Иркутске. В 1999 году знаменитый живописец передал городу коллекцию своих работ и архив-летопись. Администрация областного центра постановлением от 7 июля того же года за подписью мэра Виктора Якубовского решает разместить щедрый дар в новом, построенном на средства муниципалитета, здании, и присвоить ему имя Виталия Рогаля. Прекрасный трехэтажный особняк по проекту архитектора Андрея Красильникова, филиал музея истории Иркутска, который сейчас все привычно называют Домом Рогаля, открылся для посещения 7 октября 1999 года. В январе следующего года началось формирование мемориального музея-мастерской Рогаля под его непосредственным руководством. Сегодня мастерская работает параллельно с городским выставочным центром имени народного художника.
Умер Виталий Сергеевич Рогаль 4 декабря 2004 года. Похоронен на Радищевском кладбище Иркутска.
В 2001 году, давая интервью корреспонденту «Восточно-Сибирской правды», сказал: «Начинается новый век. Когда-то не станет меня. Но то, что я сделал, вдохновленный этой землей, ее природой, ее людьми, останется. Это здорово, что иркутяне, прибайкальцы, хранят те ценности, от которых зависит становление человека».
Умер Виталий Сергеевич Рогаль 4 декабря 2004 года. Похоронен на Радищевском кладбище Иркутска.
В 2001 году, давая интервью корреспонденту «Восточно-Сибирской правды», сказал: «Начинается новый век. Когда-то не станет меня. Но то, что я сделал, вдохновленный этой землей, ее природой, ее людьми, останется. Это здорово, что иркутяне, прибайкальцы, хранят те ценности, от которых зависит становление человека».
Династия продолжается ?
Ну и внуки , дело такое ...
Конкретики нет !