#МыНеВправеИхЗабыть #СемейныеИстории

ЧЕКЕД ПАВЕЛ НИКИФОРОВИЧ
Единственный ветеран Великой Отечественной войны который в настоящее время, проживает в селе Старый Кривец - Чекед Павел Никифорович, родился в 1927 году. Он вспоминает: «Многие жители из нашего села 1927 года рождения, в конце 1944 г. начало 1945 года были призваны в запасные, резервные полки. Меня и многих сверстников призвали на защиту Родины, когда нам исполнилось 17 лет в ноябре 1944 года, когда война шла на западных рубежах нашей страны. Первым призвали меня и Чечик Василия Ефимовича, и нас отвез его отец Ефим Васильевич. Ехали до Борисоглебска 8 дней, так как «зеленая улица» была дана только для поездов, которые шли на запад. Прибыли в Борисоглебск в 1 1013 ЗПС (запасной стрелковый полк). Меня зачислили в учебный батальон в роту противопожарных ружей, а Чечик В.Е. в пулеметную роту. В казармах были глинобитные полы, а для сна двух ярусные нары. Питание было плохое. В стране было голодное время, голодали и мы. Несмотря на холод и голод, полевые занятия проводились без передышки. Одежда – тонкая шинель да холодные ботинки. После 3-х месяцев службы сформировали маршевую группу и отправили на фронт, но нас не взяли, а мы завидовали тем, кто воевал. Через месяц маршевую группу отправили на Восток на войну с Японией. В районе Борисоглебска базировался 3753СП который в полном составе отправили на фронт, а нас оставили охранять оставшеюся военную технику этого объекта, охраняли по 4 часа каждый по три раза в день, танцуя на морозе. Самым трудным объектом был склад с химическим оружием, на охране этого объекта встретили Победу».
Павел Никифорович награжден медалью «За Победу над Германией» и многими другими юбилейными медалями.

ЧЕКЕД (ТЕРЕШОНОК) НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Родилась в 1925 году в селе Старый Кривец. Она поведала свой рассказ, пришедшим к ней в гости школьникам. Слушали дети внимательно, потому что эта пожилая доброжелательная женщина и ее рассказ о трудной ее юности были из какой-то другой, страшной и непонятной жизни. Жизни, о которой эти девочки и мальчики ничего не знали и не испытывали. Вот что она рассказала:
«В 1941 году мне исполнилось 16 лет, и я закончила 7 классов. Решила поступать в Клинцовский фармацевтический техникум. Сдали с подружкой два экзамена и стали ждать результатов, но налетели гитлеровские самолеты и стали бомбить город Клинцы. Уходили мы до дому пешком, прячась по кустам. Два года фашистской оккупации прошли нелегко, как и для всех людей. Когда освободили Брянщину в сентябре 1943 года, а уже в декабре, по повестке меня вызвали в военкомат и вручили повестку на восстановление Сталинграда, который освободили 2 февраля 1942 года. Собрали нас в пединститут, затем отвезли на вокзал, где посадили в товарные вагоны. В вагонах стояли печки- буржуйки, но печки плохо грели, было очень холодно. Сделали полки, постелили соломы, и мы поехали. Нас было много девчат из Тростани, Замишево, Новозыбкова и из других деревень. Ехали мы до Сталинграда месяц, было очень холодно и голодно, ели мерзлую картошку, которую везли в вагонах в Сталинград. Привезли нас в Сталинград, кругом груды камней и железа и ни одного дома. Проехать было нельзя и дорогу перед нами расчищали пленные немцы. Поселили нас поближе к Волге, потому что воды больше не было нигде. Поставили огромную брезентовую палатку. Варили еду на кострах, там и грелись. Начали работать пилорамы, мы грузили доски, начали строить бараки, сначала столовую и баню. С нами работали и пленные немцы, правда они за колючей проволокой и под охраной. Потихоньку обживались, начали строить дома. Мы гасили известь, мешали в ящиках раствор, все таскали на себе. Было очень трудно, но начальство было хорошее, заботилось о нас, как могло. Скоро поставили бетономешалки и стало нам полегче. Некоторые девчонки хотели уехать домой, но им грозили трибуналом. Однажды нашли склад с продуктами, но они оказались отравлены немцами, многие отравились, но мне повезло, я выкарабкалась, потом склад сожгли. За Волгой, кое- где остались уцелевшие сады, и летом нам привозили яблоки. Эти яблоки напоминали нам свою маленькую родину. За два года подняли много домов, ведь там работал весь Советский Союз. Восстанавливали и тракторный завод. Когда закончилась война, нас собрали на площади и объявили, что пришла долгожданная Победа. Что там было трудно передать. Плакали все: и мы, и пленные немцы. Мы от радости чуть барак не перевернули. Отработала я в Сталинграде до 1946 года и за хорошую работу нам с подружкой из Клинцов, дали отпуск на 10 дней. Уехали мы домой в отпуск в августе 1946 года, назад я не вернулась, поступила учиться в 8-ой класс. Пришло письмо из Сталинграда с требованием вернуться, грозили судом, но я отправила справку об учебе и больше меня никто не тревожил»
Вот так и закончилась Сталинградская эпопея кривецкой девочки Терешонок Нины Васильевны. Не испугавшись ни холода, ни голода, ни вшей, ни болезней, а честно, выполнившей свой гражданский долг. Нина Васильевна до глубокой старости работала в колхозе «Новая жизнь», даже выйдя на пенсию, потому-что она великая труженица, за что имеет заслуженные награды, несмотря на трудную жизнь, прожила до 92 лет, умерла в 2017 году.
Наша местная жительница, Щербакова Валентина Михайловна, посвятила Нине Васильевне свое стихотворение.
Дали девушкам повестки
На большие, на дела,
Проводили до железки
И поехала – пошла.
Сталинград мы поднимали
Из развалин, из руин.
Мерзли, рвались, голодали.
Не жалея хлипких спин.
Воду на себе таскали
И раствор, и кирпичи.
Ну, а ночью все мечтали,
Чтоб погреться у печи.
Молочка попить парного
Да кусочек пирога.
Пусть не белого – ржаного,
Да и корка дорога.
А заснув, мы улыбались,
Снились нам пирог и печь
В баньке жаркой мы купались,
На кровать пытались лечь.
Что-то сонно бормотали.
Сон тревожный был у нас.
А проснувшись все мечтали:
Вот домой нам бы сейчас.
В.М. Щербакова

Комментарии

Комментариев нет.