24 мая

О подвиге молитвы новомучеников Петра (Боярского)

Как гордость есть забвение Бога, так и смирение есть постоянная память о Боге, которой неотъемлемо соприсутствует чувство величия Господа и своего ничтожества. И ничто так не содействует обретению этой памяти как непрестанная молитва. Поэтому апостол и заповедовал всем христианам: «Непрестанно молитесь», потому что иного пути стяжания непостижимого смирения Христового нету. Ведь, как сказал Максим Исповедник: «Смирение есть постоянная молитва со слезами и трудом. Ибо оно, всегда призывая на помощь Бога, не позволяет дерзко полагаться на собственную силу и мудрость и превозноситься над другими». Поэтому борьба за молитву – это сущность христианского подвига.
Но что это значит: непрестанно молитесь? Как это возможно, когда необходимо исполнять ежедневные дела и попечения? И в духовной литературе поэтому утвердилась мысль: «Непрестанно молиться – не то значит, чтобы всегда читать псалмы или молитвы написанные – это дело невозможное. Но значит то, чтобы часто, во всяком начинании возводить ум и сердце и воздыхания к Богу и просить у Него милости, помощи и заступления».
Но Оптинский старец Амвросий по этому поводу заметил, что «есть особая благодатная умно-сердечная молитва, как особый дар, которой даётся одному на миллион верующих, когда Иисусова молитва творится в сердце сама и поэтому не прерывается никакими делами». Такую непрерывную молитву стяжали великие старцы. Такую молитву стяжал великий старец Силуан Афонский, печальник о грехах всего мира. Поэтому когда афонский подвижник о. Спиридон, узнав, что у о. Силуана молитва не прерывается никаким внешним деланием, с удивлением признал, что «он велик». У о. Петра молитва не прерывалась не только никаким внешним деланием, но даже и сном, он и во сне творил Иисусову молитву, что кажется совершенно немыслимым и невероятным. И мы бы никогда не узнали об этом его сокровенном делании, если бы Господь не соблаговолил его открыть: «Батюшка жил у нас на летней кухне. Мы неоднократно уговаривали его перейти к нам в дом, но он отказывался – не хотел никого стеснять. Однажды ночью, когда я пришёл с работы, мне надо было на летней кухне кое-что взять. Я тихо зашёл, чтобы не потревожить сон батюшки. И вдруг увидел нечто непонятное: батюшка вроде бы спал и не спал. Глаза были закрыты и тело расслаблено, но губы что-то шептали. Я прислушался и понял, что это Иисусова молитва. Он и во сне пребывал в молитве! Я был ошеломлён и с трепетом поспешил выйти. На следующий день я спросил о.Петра: «Батюшка, вы и тогда, когда спите, творите Иисусову молитву? – И тут же поспешил объяснить. – Мне вчера по надобности надо было зайти на летнюю кухню и я увидел как вы спали и молились». От этих моих слов батюшка вначале пришёл в смущение и опустил глаза, так что мне стало неловко за моё любопытство. После некоторого молчания он тихо сказал: «Благословляю и вас так молиться ...» И с тех пор по его благословению я почувствовал особый вкус к Иисусовой молитве, так что без неё и жить не могу» (Виктор Семёнович).
Именно эта чудесная молитва, которая не побеждалась и сном, больше всего свидетельствует о том, что о. Пётр в свои двадцать лет был великим старцем, что он взошёл в меру мужа совершенного и достиг пристани святого безмолвия, о котором преп. Иоанн Лествичник сказал: «Безмолвник есть земной образ Ангела, который на хартии любви рукописанием тщания освободил молитву свою от лености и нерадения. Безмолвник тот, кто явственно вопиет: готово сердце мое, Боже (Пс.57, 8). Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (П.Песн.5.2)».
Из книги Владимира Карагодина "Новомученик Пëтр, Запорожский Чудотворец".
🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀🍀
Книгу можно заказать в интернет-магазине: https://itsbook.ru/vse-knigi/karagodin-v-n-novomuchenik

Комментарии

Комментариев нет.