✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨ Благословение старцев: история иконы «Великая Победа» Впервые сюжет явления Божией Матери митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму) своё иконописное воплощение нашёл в Казанской иконе, которую написал иеромонах Иларион для Казанского собора Оптиной Пустыни — по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Кирилла. На одном из клейм этого образа изображалось это известное событие, которое произошло в монастыре Божией Матери на берегах залива святого Георгия Победоносца в далёком Ливане в июле 1941 года и оказало непосредственное влияние на ход военных действий в Великую Отечественную. Несмотря на то, что скептиков и рационалистов, отвергающих всякие чудеса и даже само Священное Предание, во все времена в церковной ограде было немало, но историчность личности митрополита Илии Карама, который пользовался большим авторитетом среди иерархов и духовенства Русской Православной Церкви, не вызывала сомнений. В конце 90-х годов было очень много людей, которые знали и помнили Митрополита Гор Ливанских как человека святой жизни. Так, владыка Илия (Карам) после Победы в Великой Отечественной войне только по официальным данным шесть раз посещал Советский Союз с архипастырским визитом в составе разных делегаций, а в 1967 году принимал участие даже в архиерейской хиротонии владыки Никодима (Ротова), ректора Ленинградской духовной академии, которая проходила в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Его хорошо знали и почитали многие лаврские старцы, включая братских духовников архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина), которые сами прошли огненными дорогами войны. Именно с благословения старцев Троице-Сергиевой Лавры, известного старца с острова Залит Николая Гурьянова, а также известных духовников протоиереев Василия Швеца и Петра Кучера, духовных чад преподобного Серафима Вырицкого, в 2010 году иконописец Михаил Осипенко (прямой потомок святителя Феодосия, Черниговского чудотворца) приступил к написанию иконы Божией Матери «Великая Победа». За образец было взято клеймо с Казанского образа, что находится в Оптиной Пустыни. На иконе изображено явление Божией Матери в огненном столпе митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму), предстоящему на коленях в молитве. Матерь Божия стоит в лучах света в пещере перед коленопреклоненным владыкой и держит свиток с текстом, который начинается словами: «Должны быть открыты храмы и монастыри…» По левой и правой сторонам иконы изображены четверо святых, чьи имена связаны с откровением митрополиту Илии и сугубой молитвой о спасении России. Это святитель Феодосий Черниговский, преподобный Серафим Вырицкий, блаженная Матрона Московская и равноапостольная Нина. Икона написана в честь Великой Победы над фашистской Германией и передаёт главную мысль события, которое произошло в далёком Ливанском монастыре 21 июля, в день Казанской Божией Матери, 1941 года, а именно что сама Царица Небесная, которую мы в молитвах величаем Взбранной Воеводой и Заступницей Усердной и является Великой Победой христианского рода и Святой Руси как Дома Богородицы. Вот полный текст послания Божией Матери, которое Она передала через митрополита Гор Ливанских Илию советскому руководству, которое в те дни находилось в критическом положении перед лицом катастрофы на всех фронтах: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовят к сдаче град Святого Петра — сдавать нельзя. Пусть вынесут Чудотворную икону Казанскую и обнесут её Крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Я Сама буду защищать его. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который сдавать нельзя. За Волгу врага не пускать. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». В день Грузинской Божией Матери (4 сентября) Иосиф Сталин получил это послание от маршала Шапошникова, который не только являлся руководителем Генштаба в те дни, но и, как представитель старой военной школы, никогда не прятал своей веры. Сам же маршал получил послание от митрополита Гор Ливанских Илии Карама по линии Красного Креста, вместе с гуманитарной помощью, которую передали представители Антиохийской Православной Церкви. Сталин к этому Посланию из далёкого Ливана не просто отнёсся со всей серьёзностью, но и как человек, воспитанный в глубоко религиозной семье, ухватился за эти указания Свыше, как утопающий за соломинку, как за последнюю надежду, и в точности исполнил все те предписания, на которые указала Богородица как на обязательные условия Победы. Именно об этом и повествуют четыре фрески из Главного храма Вооружённых Сил России в парке «Патриот», написанных уже в наши дни иконописцем Александром Нестеренко. Но это уже совсем другая история, достойная отдельной книги, предмет отдельного исследования. Весь Великий пост 2010 года Михаил Осипенко писал образ Божией Матери «Великая Победа». И только 4 мая икона была доставлена из Покровска в Москву. По благословению Лаврских старцев-ветеранов архимандрита Кирилла и архимандрита Наума, а также по благословению духовника Оптиной Пустыни схиархимандрита Илия с иконой «Великая Победа» были организованы крестные ходы по местам наиболее ожесточённых боёв, а также новонаписанная икона побывала в тех храмах, которые в 1947 году посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Подробнее об этом написано в книге Алексея Мельхиседекова «История создания иконы «Матерь Божия Великая Победа». Здесь же мы только отметим, что когда оригинал иконы обрёл свою постоянную прописку в Свято-Тихвинском храме, то по благословению схиархимандрита Илия была написана копия, но с одним-единственным отличием — на одном из клейм был изображён преподобный Амвросий Оптинский, что указует на духовную связь этого образа с Оптиной Пустынью. Поэтому сегодня можно найти как бы два списка иконы «Великая Победа». В данном кратком повествовании необходимо раскрыть особую роль тех святых угодников, чьи лики изображены на этой иконе. Преподобный Серафим Вырицкий во время войны повторил подвиг своего небесного покровителя Серафима Саровского: 1000 дней и ночей молился на камне с воплем мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», принося покаяние за весь русский народ, претерпевая летний зной и зимние морозы, ведя непримиримую войну с духами злобы поднебесными, которых апостол Павел называет князьями тьмы века сего. Господь не только укреплял в этом подвиге своего избранника, но и открывал ему Свою волю о спасении народа от фашистских орд. Блаженная Матрона Московская предсказывала людям все ужасы войны — за отступление от Бога и Церкви. А когда грянула беда, своими молитвами направляла их пути ко спасению и победе. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, неким таинственным образом связана с городом святого Петра на Неве. Многие судьбоносные события в жизни петроградцев связаны с днями её памяти. В частности, и сама блокада Ленинграда была снята в день её прославления, то есть 27 января. Святитель же Феодосий, Черниговский чудотворец, особенно дорог пережившим блокаду тем, что, когда первый конвой с продуктами пошёл по Дороге жизни к осаждённому городу по ещё не окрепшему льду Ладожского озера, именно этот святой явился одному полковнику и указал путь, которым надо ехать, чтобы грузовики не проваливались. Поэтому многие и называли Дорогу жизни ещё и Дорогой Феодосия Черниговского. Эту историю в блокадном Ленинграде знали многие, так что даже мощи Феодосия Черниговского военные с почестями перенесли из музея в Никольский собор — для всенародного почитания. А митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), при котором и происходили все эти события, уже после войны, будучи Патриархом Московским и всея Руси, с почестями отправил мощи святителя Феодосия на его родную черниговскую кафедру, с личного разрешения самого генералиссимуса Иосифа Сталина — едва ли не единственный подобный случай в послевоенной истории нашего Отечества. Такой чести не сподобился больше никто из святых. Конечно, можно было бы назвать ещё более десятка угодников Божиих, чей молитвенный подвиг приблизил нашу Победу: от митрополита Сергия (Страгородского), чьи пророческие слова «Господь нам дарует Победу!» воодушевляли миллионы верующих в первые дни войны, до великих молитвенников ХХ века: преподобного Кукши Одесского, Лаврентия Черниговского, Амфилохия Почаевского, святителя Луки Крымского, блаженной старицы Алипии Киевской, афонского старца Ильи Макеевского, который вёл наши войска в Донбасской наступательной операции, являясь впереди наступающих колонн на белом коне, как некий маршал, до рядовых солдат и простых белых платочков, которые, по слову Святейшего Патриарха Алексия II, вымаливали Русь по сельским храмам… В целом необходимо подчеркнуть, что, согласно рассекреченным данным Переписи населения за 1937 год (гриф «Секретно» был снят только совсем недавно), то есть через четыре пятилетки воинствующего атеизма и борьбы с религией, на вопрос «веруете ли вы в Бога?» — 64 процента городских жителей и 73 процента сельских ответили утвердительно! То есть коричневую чуму, всю эту объединённую под знамёнами фашистов Европу, победил верующий Русский Солдат! Как подметил писатель-фронтовик Николай Коняев: «Меня поражал тот факт, что почти все фронтовики, у которых я, как глава Союза писателей-фронтовиков Ленинграда, брал интервью, рассказывали мне о чудесах на войне, как некая Высшая Сила хранила их от смерти на полях сражения. И на мой удивлённый вопрос-недоумение о чудесах один такой седовласый рассказчик просто объяснил, что все, кто не верил, остались лежать там, в земле…» 🖋Владимир Карагодин, культуролог ✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨ ( Новая книга ИД Академии Жуковского, «Великая Победа и Митрополит Гор Ливанских Илия Карам») уже в печати! Следите за информацией. Пока книга будет находиться в типографии, еë можно приобрести в розницу с 50% скидкой, заявки принимаем по почте zakaz@itsbook.ru
БлагоСлов
АНОНС НОВОЙ КНИГИ
✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨
Благословение старцев: история иконы «Великая Победа»
Впервые сюжет явления Божией Матери митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму) своё иконописное воплощение нашёл в Казанской иконе, которую написал иеромонах Иларион для Казанского собора Оптиной Пустыни — по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Кирилла. На одном из клейм этого образа изображалось это известное событие, которое произошло в монастыре Божией Матери на берегах залива святого Георгия Победоносца в далёком Ливане в июле 1941 года и оказало непосредственное влияние на ход военных действий в Великую Отечественную.
Несмотря на то, что скептиков и рационалистов, отвергающих всякие чудеса и даже само Священное Предание, во все времена в церковной ограде было немало, но историчность личности митрополита Илии Карама, который пользовался большим авторитетом среди иерархов и духовенства Русской Православной Церкви, не вызывала сомнений. В конце 90-х годов было очень много людей, которые знали и помнили Митрополита Гор Ливанских как человека святой жизни. Так, владыка Илия (Карам) после Победы в Великой Отечественной войне только по официальным данным шесть раз посещал Советский Союз с архипастырским визитом в составе разных делегаций, а в 1967 году принимал участие даже в архиерейской хиротонии владыки Никодима (Ротова), ректора Ленинградской духовной академии, которая проходила в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Его хорошо знали и почитали многие лаврские старцы, включая братских духовников архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина), которые сами прошли огненными дорогами войны.
Именно с благословения старцев Троице-Сергиевой Лавры, известного старца с острова Залит Николая Гурьянова, а также известных духовников протоиереев Василия Швеца и Петра Кучера, духовных чад преподобного Серафима Вырицкого, в 2010 году иконописец Михаил Осипенко (прямой потомок святителя Феодосия, Черниговского чудотворца) приступил к написанию иконы Божией Матери «Великая Победа». За образец было взято клеймо с Казанского образа, что находится в Оптиной Пустыни.
На иконе изображено явление Божией Матери в огненном столпе митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму), предстоящему на коленях в молитве. Матерь Божия стоит в лучах света в пещере перед коленопреклоненным владыкой и держит свиток с текстом, который начинается словами: «Должны быть открыты храмы и монастыри…» По левой и правой сторонам иконы изображены четверо святых, чьи имена связаны с откровением митрополиту Илии и сугубой молитвой о спасении России. Это святитель Феодосий Черниговский, преподобный Серафим Вырицкий, блаженная Матрона Московская и равноапостольная Нина. Икона написана в честь Великой Победы над фашистской Германией и передаёт главную мысль события, которое произошло в далёком Ливанском монастыре 21 июля, в день Казанской Божией Матери, 1941 года, а именно что сама Царица Небесная, которую мы в молитвах величаем Взбранной Воеводой и Заступницей Усердной и является Великой Победой христианского рода и Святой Руси как Дома Богородицы.
Вот полный текст послания Божией Матери, которое Она передала через митрополита Гор Ливанских Илию советскому руководству, которое в те дни находилось в критическом положении перед лицом катастрофы на всех фронтах:
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовят к сдаче град Святого Петра — сдавать нельзя. Пусть вынесут Чудотворную икону Казанскую и обнесут её Крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Я Сама буду защищать его. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который сдавать нельзя. За Волгу врага не пускать. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
В день Грузинской Божией Матери (4 сентября) Иосиф Сталин получил это послание от маршала Шапошникова, который не только являлся руководителем Генштаба в те дни, но и, как представитель старой военной школы, никогда не прятал своей веры. Сам же маршал получил послание от митрополита Гор Ливанских Илии Карама по линии Красного Креста, вместе с гуманитарной помощью, которую передали представители Антиохийской Православной Церкви. Сталин к этому Посланию из далёкого Ливана не просто отнёсся со всей серьёзностью, но и как человек, воспитанный в глубоко религиозной семье, ухватился за эти указания Свыше, как утопающий за соломинку, как за последнюю надежду, и в точности исполнил все те предписания, на которые указала Богородица как на обязательные условия Победы. Именно об этом и повествуют четыре фрески из Главного храма Вооружённых Сил России в парке «Патриот», написанных уже в наши дни иконописцем Александром Нестеренко. Но это уже совсем другая история, достойная отдельной книги, предмет отдельного исследования.
Весь Великий пост 2010 года Михаил Осипенко писал образ Божией Матери «Великая Победа». И только 4 мая икона была доставлена из Покровска в Москву. По благословению Лаврских старцев-ветеранов архимандрита Кирилла и архимандрита Наума, а также по благословению духовника Оптиной Пустыни схиархимандрита Илия с иконой «Великая Победа» были организованы крестные ходы по местам наиболее ожесточённых боёв, а также новонаписанная икона побывала в тех храмах, которые в 1947 году посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Подробнее об этом написано в книге Алексея Мельхиседекова «История создания иконы «Матерь Божия Великая Победа». Здесь же мы только отметим, что когда оригинал иконы обрёл свою постоянную прописку в Свято-Тихвинском храме, то по благословению схиархимандрита Илия была написана копия, но с одним-единственным отличием — на одном из клейм был изображён преподобный Амвросий Оптинский, что указует на духовную связь этого образа с Оптиной Пустынью. Поэтому сегодня можно найти как бы два списка иконы «Великая Победа».
В данном кратком повествовании необходимо раскрыть особую роль тех святых угодников, чьи лики изображены на этой иконе.
Преподобный Серафим Вырицкий во время войны повторил подвиг своего небесного покровителя Серафима Саровского: 1000 дней и ночей молился на камне с воплем мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», принося покаяние за весь русский народ, претерпевая летний зной и зимние морозы, ведя непримиримую войну с духами злобы поднебесными, которых апостол Павел называет князьями тьмы века сего. Господь не только укреплял в этом подвиге своего избранника, но и открывал ему Свою волю о спасении народа от фашистских орд.
Блаженная Матрона Московская предсказывала людям все ужасы войны — за отступление от Бога и Церкви. А когда грянула беда, своими молитвами направляла их пути ко спасению и победе.
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, неким таинственным образом связана с городом святого Петра на Неве. Многие судьбоносные события в жизни петроградцев связаны с днями её памяти. В частности, и сама блокада Ленинграда была снята в день её прославления, то есть 27 января.
Святитель же Феодосий, Черниговский чудотворец, особенно дорог пережившим блокаду тем, что, когда первый конвой с продуктами пошёл по Дороге жизни к осаждённому городу по ещё не окрепшему льду Ладожского озера, именно этот святой явился одному полковнику и указал путь, которым надо ехать, чтобы грузовики не проваливались. Поэтому многие и называли Дорогу жизни ещё и Дорогой Феодосия Черниговского. Эту историю в блокадном Ленинграде знали многие, так что даже мощи Феодосия Черниговского военные с почестями перенесли из музея в Никольский собор — для всенародного почитания. А митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), при котором и происходили все эти события, уже после войны, будучи Патриархом Московским и всея Руси, с почестями отправил мощи святителя Феодосия на его родную черниговскую кафедру, с личного разрешения самого генералиссимуса Иосифа Сталина — едва ли не единственный подобный случай в послевоенной истории нашего Отечества. Такой чести не сподобился больше никто из святых.
Конечно, можно было бы назвать ещё более десятка угодников Божиих, чей молитвенный подвиг приблизил нашу Победу: от митрополита Сергия (Страгородского), чьи пророческие слова «Господь нам дарует Победу!» воодушевляли миллионы верующих в первые дни войны, до великих молитвенников ХХ века: преподобного Кукши Одесского, Лаврентия Черниговского, Амфилохия Почаевского, святителя Луки Крымского, блаженной старицы Алипии Киевской, афонского старца Ильи Макеевского, который вёл наши войска в Донбасской наступательной операции, являясь впереди наступающих колонн на белом коне, как некий маршал, до рядовых солдат и простых белых платочков, которые, по слову Святейшего Патриарха Алексия II, вымаливали Русь по сельским храмам…
В целом необходимо подчеркнуть, что, согласно рассекреченным данным Переписи населения за 1937 год (гриф «Секретно» был снят только совсем недавно), то есть через четыре пятилетки воинствующего атеизма и борьбы с религией, на вопрос «веруете ли вы в Бога?» — 64 процента городских жителей и 73 процента сельских ответили утвердительно! То есть коричневую чуму, всю эту объединённую под знамёнами фашистов Европу, победил верующий Русский Солдат!
Как подметил писатель-фронтовик Николай Коняев: «Меня поражал тот факт, что почти все фронтовики, у которых я, как глава Союза писателей-фронтовиков Ленинграда, брал интервью, рассказывали мне о чудесах на войне, как некая Высшая Сила хранила их от смерти на полях сражения. И на мой удивлённый вопрос-недоумение о чудесах один такой седовласый рассказчик просто объяснил, что все, кто не верил, остались лежать там, в земле…»
🖋Владимир Карагодин, культуролог
✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨
( Новая книга ИД Академии Жуковского, «Великая Победа и Митрополит Гор Ливанских Илия Карам») уже в печати!
Следите за информацией. Пока книга будет находиться в типографии, еë можно приобрести в розницу с 50% скидкой,
заявки принимаем по почте zakaz@itsbook.ru