Одиннадцатого апреля 2023 года в МКОУ СКОШ №10 прошел практико-ориентированный семинар по теме: «Особенности организации профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами».
В семинаре приняли участие Заместители директора по учебно-воспитательной работе, координаторы профориентационной работы Семинар начался с выступления директора школы Киселевой С.А. которая раскрыла особенности организации профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами и познакомила с особенностями учебного плана для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), провела обзор возможных учебных заведений и профессиональных программ, доступных для дальнейшего обучения выпускников школы. Чибикова И.Г. - педагог-психолог, представила вниманию слушателей систему профориентационной работы в МКОУ «СКОШ №10», основными направлениями которой являются: -Профессиональная информация; - Профессиональное воспитание; - Профессиональная консультация/ Далее, Шульгина Е.В.. - педагог-психолог рассказала о работе по программе факультатива «Путеводитель по самостоятельной жизни», которая реализуется в 7-9 классах для обучающихся с ЗПР.
Все выступления сопровождались презентациями и наглядной демонстрацией материалов, размещенных на сайте школы. Систему работы по профориентации на уроках профильного труда в обзорном видеофильме представил учитель технологии Володин С.П. Практическая часть семинара предполагала посещение открытых внеурочных занятий. Участники семинара разошлись на три группы. В первой группе было представлено занятие по швейному делу для обучающихся с умственной отсталостью (учитель Балагурова И.В.), на занятии девочки 8 года обучения, продемонстрировали свои знания и умения обращаться со швейной машиной, а в заключение, подарили изготовленные прихватки, гостям. Чанонси М.Л., представила вниманию второй группы слушателей, занятие по домоводству для учащихся по СИПР. На занятии дети продемонстрировали умение обращаться с кухонными принадлежностями при изготовлении винегрета.
В третьей группе, Кургузова Л.В. подготовила занятие в рамках кулинарной мастерской, где дети, под чутким руководством педагога, приготовили рассыпчатое печенье, которое предложили для дегустации гостям.
Во второй части семинара, перед участникам выступила Уланова Е. Н. - ЗДУВР СОШ №1 по теме: «Организация профориентационной работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы» Долгое время оставалась нерешенной важнейшая социальная проблема – создания равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества. В связи с этим на протяжении многих лет на базе средней общеобразовательной школе №1 г. Краснокаменска функционирует муниципальный ресурсный центра «Шаг навстречу». Это даёт детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) социализироваться и развиваться в той среде, где развиваются обычные дети. Дети вовлекаются в социальную среду через кружковую деятельность и психолого-педагогического сопровождения, сетевое взаимодействия ресурсного центра с «Детским юношеским центром», «Центральной районной библиотекой» Профессиональная ориентация детей с ОВЗ в ресурсном центре проводится по следующим направлениям: - система кружковой работы направленна на расширение творческого пространства, умение самому создавать прекрасное, что является позитивным фактором формирования готовности к жизненному самоопределению. Кружки «Волшебная бумага», «Мастерская чудес» носят творческо-прикладной характер: здесь каждый ребёнок реализует себя в том или ином виде художественного, предметно-прикладного творчества. Дети участвуют в различных конкурсах и проектах как городского, краевого, так и Всеросийского значения. Проводятся персональные выставки рисунков и поделок детей. Мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, что содействует выбору будущей професси;. - психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по программе «Мы вместе» направлено на содействие в снятии психологических преград детей с ограниченными возможностями здоровья, через систему психологической помощи семье, групповые и индивидуальные занятия психолога. Одним из направлений психологического сопровождения детей с ОВЗ является профоринтационная работа. Выстроенная система занятий способствует формированию представлений детей о мире труда и профессий. Дети получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей. Работа с детьми с ОВЗ по профориентации включает в себя несколько этапов. Первое - знакомство с миром профессий, с помощью интернет-ресурса «Навигатум». У детей постепенно формируется понимание слова «профессия». Затем проводим разнообразные профоринтацинные игры, которые знакомят детей с понятиями «инструмент», «орудие труда», повышает осведомленность о содержании работы представленных профессий, способствует развитию речи, логического мышления, памяти и внимания, воспитывает интерес к профессиям. Также для закрепления материала и для изучения новых форм работы используем в профоринтационной работе изготовление Лэпбуков - это средство индивидуализации, сотрудничества детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В начальной школе второй год проводятся проект #Начальная школа Thebest, в рамках этого проекта была организованы профоринтационные мероприятия в виде открытых уроков, экскурсий, конкурсов. Все дети с ОВЗ и дети инвалиды участвуют в проекте «Билет в будущее», что дает им возможность сформировать навыки по осознанном выбору будущей профессии. Также школе реализуется элективный курс в 9-х классах «Профессии, которые мы выбираем. Затем делается вывод и рекомендации о профессиональной траектории обучающегося. Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества. Это возможно путем вовлечения их в активную социальную деятельность, что в свою очередь ведет к успешному профессиональному самоопределению.
Комитет по управлению образованием
Одиннадцатого апреля 2023 года в МКОУ СКОШ №10 прошел практико-ориентированный семинар по теме: «Особенности организации профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами».
В семинаре приняли участие Заместители директора по учебно-воспитательной работе, координаторы профориентационной работы
Семинар начался с выступления директора школы Киселевой С.А. которая раскрыла особенности организации профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами и познакомила с особенностями учебного плана для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), провела обзор возможных учебных заведений и профессиональных программ, доступных для дальнейшего обучения выпускников школы.
Чибикова И.Г. - педагог-психолог, представила вниманию слушателей систему профориентационной работы в МКОУ «СКОШ №10», основными направлениями которой являются:
-Профессиональная информация;
- Профессиональное воспитание;
- Профессиональная консультация/
Далее, Шульгина Е.В.. - педагог-психолог рассказала о работе по программе факультатива «Путеводитель по самостоятельной жизни», которая реализуется в 7-9 классах для обучающихся с ЗПР.
Систему работы по профориентации на уроках профильного труда в обзорном видеофильме представил учитель технологии
Володин С.П.
Практическая часть семинара предполагала посещение открытых внеурочных занятий. Участники семинара разошлись на три группы.
В первой группе было представлено занятие по швейному делу для обучающихся с умственной отсталостью (учитель Балагурова И.В.), на занятии девочки 8 года обучения, продемонстрировали свои знания и умения обращаться со швейной машиной, а в заключение, подарили изготовленные прихватки, гостям.
Чанонси М.Л., представила вниманию второй группы слушателей, занятие по домоводству для учащихся по СИПР. На занятии дети продемонстрировали умение обращаться с кухонными принадлежностями при изготовлении винегрета.
Долгое время оставалась нерешенной важнейшая социальная проблема – создания равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества. В связи с этим на протяжении многих лет на базе средней общеобразовательной школе №1 г. Краснокаменска функционирует муниципальный ресурсный центра «Шаг навстречу». Это даёт детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) социализироваться и развиваться в той среде, где развиваются обычные дети.
Дети вовлекаются в социальную среду через кружковую деятельность и психолого-педагогического сопровождения, сетевое взаимодействия ресурсного центра с «Детским юношеским центром», «Центральной районной библиотекой»
Профессиональная ориентация детей с ОВЗ в ресурсном центре проводится по следующим направлениям:
- система кружковой работы направленна на расширение творческого пространства, умение самому создавать прекрасное, что является позитивным фактором формирования готовности к жизненному самоопределению. Кружки «Волшебная бумага», «Мастерская чудес» носят творческо-прикладной характер: здесь каждый ребёнок реализует себя в том или ином виде художественного, предметно-прикладного творчества. Дети участвуют в различных конкурсах и проектах как городского, краевого, так и Всеросийского значения. Проводятся персональные выставки рисунков и поделок детей. Мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, что содействует выбору будущей професси;.
- психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по программе «Мы вместе» направлено на содействие в снятии психологических преград детей с ограниченными возможностями здоровья, через систему психологической помощи семье, групповые и индивидуальные занятия психолога. Одним из направлений психологического сопровождения детей с ОВЗ является профоринтационная работа. Выстроенная система занятий способствует формированию представлений детей о мире труда и профессий. Дети получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей.
Работа с детьми с ОВЗ по профориентации включает в себя несколько этапов. Первое - знакомство с миром профессий, с помощью интернет-ресурса «Навигатум». У детей постепенно формируется понимание слова «профессия».
Затем проводим разнообразные профоринтацинные игры, которые знакомят детей с понятиями «инструмент», «орудие труда», повышает осведомленность о содержании работы представленных профессий, способствует развитию речи, логического мышления, памяти и внимания, воспитывает интерес к профессиям.
Также для закрепления материала и для изучения новых форм работы используем в профоринтационной работе изготовление Лэпбуков - это средство индивидуализации, сотрудничества детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В начальной школе второй год проводятся проект #Начальная школа Thebest, в рамках этого проекта была организованы профоринтационные мероприятия в виде открытых уроков, экскурсий, конкурсов.
Все дети с ОВЗ и дети инвалиды участвуют в проекте «Билет в будущее», что дает им возможность сформировать навыки по осознанном выбору будущей профессии. Также школе реализуется элективный курс в 9-х классах «Профессии, которые мы выбираем. Затем делается вывод и рекомендации о профессиональной траектории обучающегося.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества. Это возможно путем вовлечения их в активную социальную деятельность, что в свою очередь ведет к успешному профессиональному самоопределению.