ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ФОТЕКОВОЙ Т.
А., АХУТИНОЙ Т.В. Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы позволяют, во-первых, выявлять психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе трудностей, во-вторых – вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные пути индивидуализированного подхода к ним в процессе обучения. Эти методы могут быть продуктивны в работе с детьми с ОНР и с ЗПР. Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной помощи. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия. Диагностический материал для обследования учащихся 1 классов (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.) 1.Исследование слоговой структуры слова: Скакалка Танкист Космонавт Милиционер Сковорода Кинотеатр Перепорхнуть Кораблекрушение Аквалангист Термометр 2.Фонематическое восприятие: Па-ба-па Ча-тя-ча Ды-ты-ды Ру-лу-лу Го-ко-го За-жа-за Са-ша-са Со-со-шо Ща-ся-ща Шо-жо-шо 3.Исследование навыков словообразования: образование существительных суффиксальным способом: у козы детеныши- у собаки- у волка - у свиньи- у утки- у лошади- у лисы- у коровы- у льва- у овцы- образование относительных прилагательных: шляпа из соломы- кисель из клюквы- горка изо льда- салат из моркови- варенье из вишни- суп из грибов- варенье из яблок- варенье из сливы- лист дуба- шишка ели- образование качественных прилагательных: волка за жадность называют- зайца за трусость называют- медведя за силу- если днем светит солнце, то день- если днем мороз, то день- образование притяжательных прилагательных: лапа у медведя- хвост у волка- туловище у льва- лапы зайца- гнездо орла- 4.Исследование грамматического строя речи: Составление предложений из слов в начальной форме: Мальчик, открывать, дверь Рисовать, карандаш, девочка В, сад, расти, вишня Миша, дать, собака, кость, большая Витя, косить, кролики, для, трава Верификация предложений: Дом нарисован мальчик. Мальчик умывается лицо. У Нины большая яблоко. Над большим деревом была глубокая яма. Хорошо спится медведь по снегом. Дополнение предложения предлогами: Лена наливает чай…чашки. Почки распустились..деревьях. Лодка плывет…озеру. Птенец выпал…гнезда. Пес сидит….конуры. Завершение предложений: Игорь промочил ноги, потому что…. Маша замерзла, хотя….. Образование множественного числа существительных в именитель¬ном и родительном падежах Игры «Один-много», «Много чего» Дом- Стол- Окно- Звезда- Ухо- 5.Исследование навыков языкового анализа: Определи количество слов в предложении: День был теплый. Назови 2 слово в предложении; Определи количество слогов в словах: дом, карандаш; Определи количество звуков в словах: рак, диктант; Назови последний слог в слове самолеты; Назови 1 звук в слове крыша; Назови 3 звук в слове школа; Назови звук в слове школа, стоящий после звука ш; 6.Исследование связной речи: Составление рассказа по серии сюжетных картинок; Пересказ текста. Инструкция: я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай, приготовься пересказывать. ГОРОШИНЫ В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Рассказ читается дважды
АУ УМР "КЦСОН"
ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ФОТЕКОВОЙ Т.
А., АХУТИНОЙ Т.В.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы позволяют, во-первых, выявлять психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе трудностей, во-вторых – вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные пути индивидуализированного подхода к ним в процессе обучения.
Эти методы могут быть продуктивны в работе с детьми с ОНР и с ЗПР. Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной помощи.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
Диагностический материал для обследования учащихся 1 классов
(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1.Исследование слоговой структуры слова:
Скакалка Танкист
Космонавт Милиционер
Сковорода Кинотеатр
Перепорхнуть Кораблекрушение
Аквалангист Термометр
2.Фонематическое восприятие:
Па-ба-па Ча-тя-ча
Ды-ты-ды Ру-лу-лу
Го-ко-го За-жа-за
Са-ша-са Со-со-шо
Ща-ся-ща Шо-жо-шо
3.Исследование навыков словообразования:
образование существительных суффиксальным способом:
у козы детеныши- у собаки-
у волка - у свиньи-
у утки- у лошади-
у лисы- у коровы-
у льва- у овцы-
образование относительных прилагательных:
шляпа из соломы- кисель из клюквы-
горка изо льда- салат из моркови-
варенье из вишни- суп из грибов-
варенье из яблок- варенье из сливы-
лист дуба- шишка ели-
образование качественных прилагательных:
волка за жадность называют-
зайца за трусость называют-
медведя за силу-
если днем светит солнце, то день-
если днем мороз, то день-
образование притяжательных прилагательных:
лапа у медведя-
хвост у волка-
туловище у льва-
лапы зайца-
гнездо орла-
4.Исследование грамматического строя речи:
Составление предложений из слов в начальной форме:
Мальчик, открывать, дверь
Рисовать, карандаш, девочка
В, сад, расти, вишня
Миша, дать, собака, кость, большая
Витя, косить, кролики, для, трава
Верификация предложений:
Дом нарисован мальчик.
Мальчик умывается лицо.
У Нины большая яблоко.
Над большим деревом была глубокая яма.
Хорошо спится медведь по снегом.
Дополнение предложения предлогами:
Лена наливает чай…чашки.
Почки распустились..деревьях.
Лодка плывет…озеру.
Птенец выпал…гнезда.
Пес сидит….конуры.
Завершение предложений:
Игорь промочил ноги, потому что….
Маша замерзла, хотя…..
Образование множественного числа существительных в именитель¬ном и родительном падежах
Игры «Один-много», «Много чего»
Дом-
Стол-
Окно-
Звезда-
Ухо-
5.Исследование навыков языкового анализа:
Определи количество слов в предложении:
День был теплый.
Назови 2 слово в предложении;
Определи количество слогов в словах: дом, карандаш;
Определи количество звуков в словах: рак, диктант;
Назови последний слог в слове самолеты;
Назови 1 звук в слове крыша;
Назови 3 звук в слове школа;
Назови звук в слове школа, стоящий после звука ш;
6.Исследование связной речи:
Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
Пересказ текста.
Инструкция: я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай, приготовься пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Рассказ читается дважды