Кино для самоуспокоения

"Год рождения", 2023. Режиссер – Михаил Местецкий
Меньше всего на свете хотелось бы ругать новый фильм режиссера, который снял "Тряпичный союз" и прекрасные короткометражки. В год, когда в России выходят "По щучьему велению", "Холоп-2" и пропагандистский "Свидетель", еще бы критиковать независимый фильм людей, которые когда-то давно делали что-то настоящее и вот, наконец, на пике цензуры снова сказали свое слово. Поэтому оговорюсь: всё нижеизложенное – субъективно, ошибки со стороны автора – более чем возможны, изменить свое мнение – буду рад.
"Год рождения" – конечно, не о конфликте вольной души и суровой российской глубинки. Подростковый бунт, как и Россия, тут ни при чём. Конфликт жизни по душе и "нормальной" жизни – это внутренний конфликт человека, который можно пережить в любой среде и в любом возрасте. Психическая реальность не может быть экранизирована напрямую, поэтому для ее выражения используют художественные средства – Одиссей ли возвращается домой, или русский парень создает панк-музей у себя дома.
Мне кажется, сам конфликт в фильме показан замечательно. Видно, что человек, придумывавший это, знает о нем не понаслышке. Когда за окном на героя с ожиданием и требованиям смотрят нелепые дети, а взрослые дяди и тети справедливо тянут его в роддом – это гениально. И когда ты весь фильм смотришь нарастание этого конфликта, невольно начинаешь ожидать ответа на вопрос "Ну и как, как преодолеть этот явно непреодолимый конфликт?" И, на мой взгляд, вместо реального ответа дается самоутешение: "Ну, можно как-то так взять и совместить..."
А вот нельзя как-то так взять и совместить. На следующий день после финала фильма на главного героя опять свалится необходимость решать тысячу бытовых вопросов. Жена останется совершенно чужим ему человеком, с которым у него когда-то просто случился мощный выплеск гормонов. Жена будет его пилить, он будет страдать. Как справедливо замечает сам фильм – надо расставлять приоритеты. А жена героя – это наш хитрый рассудок, который подбрасывает идею "Надо разделять. Заработок – отдельно, фестиваль – отдельно". Но как только ты разделил, ты получил конфликт, и не будет у тебя из конфликта никакого выхода.
Впечатление, как будто "мораль фильма" – попытка успокоить внутреннюю боль, собственную и окружающих. Да, мол, мы повзрослели, мы теперь не можем быть романтиками, у нас – обязанности, но давайте СОВМЕСТИМ. Но ты либо совмещаешь, либо разделяешь – и поэтому эта мораль выглядит предельно неубедительно.

Кино для самоуспокоения - 985019513612

Комментарии

Комментариев нет.