Эффект "зловещей долины": заменят ли нейросети настоящих художников?

Эффект "зловещей долины": заменят ли нейросети настоящих художников? - 5364755551548

Многие восхищаются новыми возможностям, которые нейросети привнесли в нашу жизнь - простотой и эффективностью их работы. Многие испытывают тревогу. Горячие споры не утихают.

Может ли ИИ вытеснить человека из сферы творчества?

Этот вопрос волнует не только специалистов, но и обычных людей.

В 2022 году Американец Джейсон Аллен одержал победу в конкурсе изобразительного искусства, представив картину, которую он сгенерировал в нейросети Midjourney.
Jason Allen "Théâtre D'opéra Spatial"
Jason Allen "Théâtre D'opéra Spatial"
Работа заняла первое место в категории цифрового искусства. Она называется «Пространственный театр оперы».

Это событие вызвало широкий общественный резонанс. Критики обвинили американца в том, что он ускоряет "смерть" творческих профессий. Он же заявил, что посвятил много труда и времени тонкой настройке ИИ, чтобы прийти к окончательной версии изображения.

До сих пор не утихают споры: можно ли считать творческим продуктом результат работы ИИ, созданный при помощи промта, написанного человеком?

Что, если посмотреть на ситуацию с другой стороны - с позиции психологии?


Известно, что изображения, сгенерированные нейросетями, часто вызывают у людей тревогу. Это хорошо изученный феномен. Он связан с эффектом "зловещей долины" (Uncanny Valley), описанным ещё в 70-е годы прошлого века.

Японский учёный и робототехник Масахиро Мори сформулировал гипотезу, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, вызывает дискомфорт, неприязнь или даже отвращение у людей-наблюдателей. Это прежде всего касается:

• Роботов-гуманоидов. Пример: Девид из фильма "Чужой: Завет"
Эффект "зловещей долины" явно проявлен в персонаже актера Майкла Фассбендера
Эффект "зловещей долины" явно проявлен в персонаже актера Майкла Фассбендера
• Цифровых аватаров. Пример: киберчеловек и блогер-инфлюэнсер Lil Miquela 
Эта девушка прекрасна, но с ней что-то не так.
Эта девушка прекрасна, но с ней что-то не так.
• CGI-персонажей (computer-generated imagery) - нарисованных на компьютере героев, которые могут выглядеть как настоящие люди, животные, монстры или фантастические существа. Пример: Голлум из «Властелина колец».
Странное существо пугает
Странное существо пугает
• Гиперреалистичных кукол или манекенов.
Работа скульптора Рональда Мьюека интригует
Работа скульптора Рональда Мьюека интригует
Но что именно вызывает настороженность и тревогу, когда вы видите подобные образы? Если описывать это ощущение одной фразой, то она может звучать так: "Что-то неживое, ненастоящее притворяется человеком".

Схожий эффект могут порождать и люди, злоупотребляющие пластикой лица и уколами ботокса, которые замораживают мимику.

Николь Кидман в фильме "Хохланд", возможно, переборщила с улучшайзингом
Николь Кидман в фильме "Хохланд", возможно, переборщила с улучшайзингом
Если разбирать этот феномен подробно, то можно выделить следующие особенности внешности объектов, вызывающих чувство жуткого:

• Мертвенность кожи, неестественная мимика, чрезмерная симметрия лица.
Куклы в стиле reborn порой напоминают маленьких покойников или даже гуманоидов
Куклы в стиле reborn порой напоминают маленьких покойников или даже гуманоидов
• Нарушение предсказуемости. Например, когда человек улыбается, а глаза его не выражают эмоций - это вызывает когнитивный диссонанс.
Широкая неестественная улыбка без участия глаз - большинству людей неприятна
Широкая неестественная улыбка без участия глаз - большинству людей неприятна
• Анатомическая недостоверность. Часто нейросети генерируют изображения со странными пальцами, лишними конечностями, неестественным разрезом глаз или расположением зрачков - разработчики всё ещё не научились полностью устранять такие ошибки.
Руки слишком сложны для нейросетей
Руки слишком сложны для нейросетей
Люди - социальные существа, которые сильно зависят о себе подобных. За тысячи лет эволюции мы научились различать мельчайшие нюансы, указывающие на проблемы сородичей, которые могут стать для нас биологической угрозой. Мы эмпатически считываем такие состояния и инстинктивно стараемся избегать тех, кто их проявляет.

Так ли страшна "зловещая долина"?

Большей частью это эффект проявляется в гиперреалистичных работах. Если использовать их для иллюстрации поста в блоге, то ничего особенного не произойдёт - большинство людей не склонны рассматривать детали изображений. Но если речь идёт о личном бренде, собственном сайте или иллюстрациях к книге, в которую вы вложили свою душу и надежды, то стоит подумать: нужно ли полагаться на работу ИИ.

На мой взгляд, нейросети не способны вытеснить художников и писателей, но могут облегчить им работу. Их задача - быть инструментами в руках людей. Всё ещё помощники, но не творцы. Поэтому я уверена - говорить о том, что ИИ захватывает мир, пока рано.

Нужно ли творческим людям осваивать работу с ИИ?

Не всегда. Идеи до сих пор сначала рождаются в наших головах, а только потом ищут воплощения, и не обязательно на компьютере. Воображение, образное мышление и интеллект - вот наши основные инструменты.


Подписываетесь на нашу группу,
сообщество Вконтакте 
и
Телеграм 


#нейросети #зловещаядолина #творчество #uncannyvalley

Комментарии

Комментариев нет.