Манжа

Просветительский уголок

МАНЖА
Во время проведения хурала (службы) проводится особый ритуал подношение чая - МАНЖА (མང་ཇ།). Манжа дословно с тибетского переводится - общественный чай, если быть точнее, это общемонастырский чай, который подносят монахам во время хурала. В индийской традиции этот процесс не описывается, только описывается в тибетской и монгольской традиции.
В наших дацанах в нынешнее время все чаи, подносимые на хуралах, называют Манжа (общемонастырский чай).
В тибетской же традиции манжа (общемонастырский чай) называли только тот чай, который подносят жендаги (спонсоры/хозяева щедрости) во время хурала, и только в Цогчен дугане. В случае, когда нет жендага, то чай, который вносили на хурал, называют Жунжа (རྒྱུན་ཇ། ежедневный чай). В отдельных Дуганах манжа называли Дажа (གྲྭ་ཇ། Дацанский чай).
Процесс подношения манжа на хурале проходит таким образом. Сначала ламы в основном читают ритуал Жа-чод Ден-ба Ням-мед-ма (ཇ་མཆོད་འདྲེན་པ་མཉམ་མེད་མ། - Подношение чая Несравненному путеводителю), сочинение II Далай ламы Гендун Жамсо. В некоторых случаях читают другие варианты подношения чая. Этот ритуал относится к общей садхане трёх семейств, об этом сказано Гунтан Жамьян ламой в «Освящении пути освобождения» ритуал «Несравненному путеводителю» - это подношение чая является общей садханой трёх семейств. По этой причине монахи и другие должны держать чашку чая на уровне горла གུང་ཐང་འཇམ་པའི་དབྱངས་ཀྱི་གསུང་ཐར་ལམ་སྣང་བ་ལས། འདྲེན་པ་མཉམ་མེད་མ་འདི་རིགས་གསུམ་སྤྱི་སྒྲུབ་ཀྱི་ཇ་མཆོད་ཡིན་པས། དེའི་ཚེ་གྲྭ་སོགས་ནི་ཇ་ཕོར་མགྲིན་ཐད་དུ་འཛིན་དགོས་པའི་རྒྱུ་མཚན་ཡང་དེ་ཡིན་ནོ། །ཞེས་གསུངས།». Под тремя семействами имеется ввиду: 1. семейство Татхагаты - དེ་བཞིན་གཤེགས་པའི་རིགས།, 2. семейство Лотосовое - པདྨའི་རིགས།, 3. семейство Ваджры - རྡོ་རྗེའི་རིགས།).
Согласно сказанному, ламы, держа чашку чая на уровне горла, совершают подношение чая Буддам, Идамам, Сахюусанам, дакиням и т.д. После прочтения текста, держа чашку чая обеими руками, ожидают, когда Гэбгы лама (лама-блюститель дисциплины в дацане) взяв двумя руками баяг (специальная палка) и шасар (головной убор желтого цвета), держа их в горизонтальном положении, в мудре подношения, чуть склонившийся обратится к общине, предлагая вкусить чай и яство, и при этом говорит: «Прошу собравшиеся совершенные сангхи милостиво принять приемлемое манжа (общественный чай) ཕུན་སུམ་ཚོགས་པའི་དགེ་འདུན་འདུས་པ་རྣམས་ཀྱིས་མང་ཇའི་གནང་བར་འོས་པ་རྣམས་ལ་གནང་བ་ཐུགས་རྗེས་འཛིན་པར་ཞུ།།». На что ламы отвечают: «Наслаждайтесь, как вам удобно ཇི་ལྟར་ལོངས་སྤྱོད། འམ། ཇི་ལྟར་བདེ་བར་ལོངས་སྤྱོད།!»
Этим действием Гэбгы лама дает разрешение на вкушение чая ламам и начинает читать Даадхал — список имен тех, кто преподнес подношения и молитвы о защите. В это время верующие совершают подаяния.
Пока Гэбгы лама читает Даадхал, ламы пьют чай и принимают подаяния. Чай сам по себе тонизирует, бодрит, утоляет жажду и смачивает горло. Однако, с религиозной точки зрения, употребление чая ламами символизирует принятие подношения верующих. Также в данном случае следует отметить, что чай подносился божествам именно как целебное средство. И его подношение также символизирует устранение болезней у донаторов и его окружения.
Еще о пользе подношения чая II Далай лама Гендун Жамсо сказал:
«Если выпьет, обретает умелую речь, ясный ум и приумножается мудрость,
Имеет цвет шафрана, аромат камфоры - белый чай и прочие напитки, исполненные сотни вкусов, свободное от изъянов подношу подношение.
རྗེ་དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོས། འཐུང་ན་ལྕེ་བདེ་བློ་གསལ་ཤེས་རབ་འཕེལ། །གུར་གུམ་མདོག་ལྡན་ག་བུར་ངད་པ་ཅན། །རོ་བརྒྱའི་དཔལ་འཛིན་ཇ་དཀར་བཏུང་བ་སོགས། །ཁ་ན་མ་ཐོ་སྤངས་པའི་མཆོད་པས་མཆོད། །ཅེས་གསུངས།»
Поскольку, подносимый во время Манжи чай, яства и другие подношения, относятся к практике даяния, расскажу о десяти её достоинствах, согласно 6-й главе Сутры Ратнакуты, главе парамиты даяния (དཀོན་བརྩེགས་ལེའུ་དྲུག་པ་སྦྱིན་པའི་ཕ་རོལ་ཏུ་ཕྱིན་པའི་ལེའུ་ལས།).
1. Даянием пищи всецело обретешь долголетие, уверенность в себе, благо, силу и идеальный цвет тела (བཟའ་བ་བྱིན་པས་ཚེ་དང་། སྤོབས་པ་དང་། བདེ་བ་དང་། སྟོབས་དང་། ཁ་དོག་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།),
2. Даянием питья всецело достигнешь устранения всех омрачений и желаний (བཏུང་བ་བྱིན་པས་ཉོན་མོངས་པ་དང། སྲེད་པ་ཐམས་ཅད་བསལ་བ་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།),
3. Даянием средства передвижения полноценно обретешь условия для всех видов блага (བཞོན་པ་བྱིན་པས་བདེ་བ་ཐམས་ཅད་ཀྱི་དངོས་པོ་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།),
4. Даянием одежды полноценно обретешь совесть, стыд и подобно золоту идеальный чистый цвет кожи (བགོ་བ་བྱིན་པས་ཁྲེལ་ཡོད་པ་དང་། ངོ་ཚ་ཤེས་པ་དང་། གསེར་ལྟར་ཁ་དོག་ཡོངས་སུ་དག་པ་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།),
5. Даянием палочек благовония и гирлянды цветов полноценно обретешь нравственность, учённость, аромат и помазание самадхи (སྤོས་དང་། ཕྲེང་བ་བྱིན་པས་ཚུལ་ཁྲིམས་དང་། ཐོས་པ་དང་། ཏིང་ངེ་འཛིན་གྱི་དྲི་དང་། བྱུག་པ་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།),
6. Даянием весьма ароматных благовонных палочек, порошков и мази обретешь безусловно усиленный благоухающий аромат тела (དྲི་རབ་ཏུ་ཞིམ་པའི་སྤོས་དང་། ཕྱེ་མ་དང་། བྱུག་པ་བྱིན་པས་ལུས་ཀྱི་ནན་ཏན་གྱི་དྲི་ཞིམ་པོ་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།),
7. Даянием вкусной пищи обретешь превосходный признак великой личности - наилучший вкус среди всех вкусов (རོ་བྱིན་པས་རོ་བྲོ་བའི་ནང་ན་མཆོག་གི་རོ་བྲོ་བའི་སྐྱེས་བུ་ཆེན་པོའི་མཚན་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།)
8. Даянием жилище обретешь полноценно для всех существ жилище, опору, континент, защиту и помощь (གནས་བྱིན་པས་སེམས་ཅན་ཐམས་ཅད་ཀྱི་གནས་དང་། རྟེན་དང་། གླིང་དང་། སྐྱབས་དང་། དཔུང་གཉེན་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།)
9. Даянием лекарства больным обретешь блаженство не стареть, не умирать и быть свободным от смерти (ནད་པ་ལ་སྨན་བྱིན་པས་མི་རྒ། མི་འཆི། ཤི་བ་མེད་པའི་བདེ་བ་ཡོངས་སུ་རྫོགས་པ་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།),
10. Даянием различных обыденных вещей обретешь превосходное совершенство всех необходимых принадлежностей для просветления (ཡོ་བྱད་སྣ་ཚོགས་བྱིན་པས་བྱང་ཆུབ་ཀྱི་ཕྱོགས་ཀྱི་ཡོ་བྱད་ཡོངས་སུ་རྫོགས་པ་ཕུན་སུམ་ཚོགས་པ་རབ་ཏུ་འཐོབ་བོ།).
Это краткое описание ритуала Манжа и пользы даяния чая и других подношений.
Дугданов Жаргал багша
@Etigel_datsan
Манжа - 954531964413

Комментарии

Комментариев нет.