Все поколения подлодок СССР и России: характеристики и примеры
Определение понятия
Поколения подводных лодок — классификация подводных лодок (ПЛ), построенных после Второй Мировой Войны. Подводные лодки относят к определённому поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих её шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны. Как возникли "поколения"
Применительно к подводным лодкам, понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обусловливалось тем, что в ходе гонки вооружений наиболее радикальной технической модернизации подвергались в первую очередь АПЛ, причём усовершенствования приводили к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.
Понятие также применяется для неатомных подлодок, так как для сохранения боевых качеств подлодок в условиях развивающихся противолодочных средств требовались кардинальные перемены в архитектуре и параметрах субмарин. Применение субмарин
Борьба между подводными лодками и противолодочными средствами ведётся с самого зарождения подводных сил, с переменным успехом. Часто, изобретение новых противолодочных средств, таких как гидролокатор, ставили под вопрос хоть какую-то эффективность существующих подводных лодок.
Наглядный пример действия гидролокатора
И наоборот, усовершенствования конструкции, оснащения или вооружения подводных лодок резко увеличивали их возможности. Серьёзно борьба обострялась в период первой и второй мировых войн, опыт которых показал, сколь эффективным может быть этот новый класс кораблей.
Один из членов экипажа немецкой подлодки U-94, потопленной у Кубы как-то сказал:
"Эсминцы - наши главные враги, ночь - наше главное оружие!"
После Второй мировой войны, борьба продолжилась в ходе гонки вооружений холодной войны. С неё и ведётся отсчёт поколений подводных лодок. Первое поколение
Период с 1945 по 1960 год характерен использованием послевоенного опыта, особенно — наработок Германии
Общие отличительные черты:
появление на подлодках сравнительно совершенных гидроакустических и радиолокационных средств; проведение экспериментов и поисков оптимального облика новых субмарин (формы корпуса подводных лодок первого поколения, как правило, были оптимизированы для надводного хода); атомные энергетические установки были несовершенны и небезопасны, срок работы реактора между перезарядками топлива не превышал пяти лет; в энергетических установках неатомных ПЛ помимо классической дизель-электрической схемы использовались воздухонезависимые дизели и парогазовые турбины.
Советские подлодки
Первой советской атомной подводной лодкой стала спущенная на воду в 1957 году и вступившая в строй в 1958 году К-3 проекта 627.
К-3 проекта 627
Отличительные черты ПЛ СССР от ПЛ США
в отличие от первых американских АПЛ, которые представляли собой экспериментальные образцы, советские АПЛ первого поколения изначально строились как серийные модели; оснащались торпедами, баллистическими и крылатыми ракетами; советские подлодки строились с двумя независимыми реакторами и турбинами, что с одной стороны существенно повышало скорость и надёжность, но с другой - повышало шумность. Все советские АПЛ были укомплектованы водо-водяными реакторами мощностью 70 МВт, кроме одной экспериментальной АПЛ проекта 645, на которой были установлены реакторы с ЖМТ.
Основным недостатком ядерных энергетических установок первого поколения была большая протяжённость трубопроводов первого контура, что часто приводило к радиационным загрязнениям внутренних пространств на борту.
Обводы корпуса торпедных АПЛ изначально были оптимизированы для подводного хода. Ракетных — для надводного хода, так как старт ракет производился в надводном положении. Советские АПЛ имели значительно больший, чем американские, запас плавучести, что обеспечивало выполнение одноотсечного стандарта надводной непотопляемости.
Яркий представитель первого поколения:
проект 675, 4 носовых калибра 533 мм, 16 торпед, 2 кормовых ТА калибра 406 мм, 4 торпеды, 8 крылатых ракет П-6 Второе поколение
Период охватывает примерно 1960—1975 годы. Предпосылками появления второго поколения послевоенных субмарин стало накопление опыта эксплуатации корабельных атомных энергоблоков и двигательных установок, значительный научный и технологический прогресс, а также ужесточение требований моряков к новым кораблям.
Общие отличительные черты:
оптимизация формы корпуса для подводного хода (подводные лодки окончательно стали подводными в полном смысле слова), что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов, а у двух проектов советских АПЛ — свыше 40 узлов;
К-222, советская атомная подводная лодка второго поколения, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч.
установка новых систем гидроакустики приводила к увеличению объёма носовой оконечности; появление самонаводящихся торпед позволило отказаться от кормовых торпедных аппаратов; совершенствование лодочных атомных реакторов позволило резко повысить их надёжность и безопасность; срок службы реактора на одном заряде топливом удлинился примерно вдвое; много внимания уделялось снижению шумности ПЛ, как за счёт тщательной амортизации работающих механизмов, так и за счёт применения звукопоглощающих покрытий.
Советские подлодки
Большая часть АПЛ второго поколения имела стальные корпуса и была оснащена водо-водяными ядерными реакторами мощностью 90 МВт с периодом перезарядки активной зоны реактора в 8 лет. Подлодочные парогенераторы стали изготавливаться в виде единого (интегрального) блока, что резко сократило протяжённость первого контура, повысило надёжность и безопасность ядерных энергоустановок. Основным родом электрического тока стал переменный, вырабатываемый автономными турбогенераторами. На АПЛ второго поколения начали использоваться системы электрохимической регенерации воздуха (до этого использовалась только химическая регенерация — менее эффективная и весьма опасная в обращении).
Ответственные за строительство
К проектированию лодок второго поколения дополнительно привлекли Ленинградское ЦКБ-16 (ныне подразделение СПМБМ «Малахит»), и Горьковское СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»). Строительством занимались уже пять заводов:
Севмашпредприятие, завод им. Ленинского комсомола, Ленинградский Адмиралтейский завод, Судомех (позднее объединённые и ныне известные как «Адмиралтейские верфи»), Горьковский завод «Красное Сормово».
Яркие представители второго поколения:
проект 667БДР, 4 × 533-мм и 2 × 400-мм носовых ТА, 16 торпед 533-мм, торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, может нести до 24 мин вместо части торпед, 16 ПУ БРПЛ Р-29Р, 2 комплекта «Стрела-2М»
проект 705, шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с системой темой быстрого заряжания. Боекомплект: 18 торпед или 36 мин, а также противокорабельные ракеты «Вьюга», выстреливаемые через ТА.
Третье поколение
В начале 1980-х появились лодки третьего поколения. Они отличались существенно большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На этих лодках впервые установили оборудование для РЭБ(Радиоэлектронная борьба). В качестве материала корпуса применялись специальные стальные сплавы, а для части советских АПЛ — титан, что позволило также создать первые глубоководные ПЛ.
АПЛ К-278 «Комсомолец» имела наибольшую рабочую глубину погружения — 1000 м
Общие отличительные черты:
Развитие подлодок в США и СССР происходило одновременно; США полностью отказались от строительства неатомных ПЛ, оставив только два типа атомных подлодок: стратегические и многоцелевые. США могли привлечь в качестве союзных сил неатомных подлодок союзников по НАТО;
Последней неатомной подводной лодкой Военно-морских сил США стала субмарина класса «Барбел»
В СССР же решили не отказываться от дизель-электрических ПЛ и разрабатывать все 4 типа лодок.
К плюсам неатомных ПЛ можно отнести их ещё большую бесшумность.
Уже к середине 1970-х гг. стало понятно, что слишком большое разнообразие типов лодок создаёт множество проблем:
высокие эксплуатационные издержки (в частности: усложнённость эксплуатации, необходимость переобучения личного состава, сложность перезарядки реакторов и утилизации); сравнительная дороговизна эксплуатации ПЛ; сравнительно низкая техническая надёжность.
Советские подлодки
Основное внимание при строительстве АПЛ третьего поколения уделялось снижению шумности. Совершенствование средств обнаружения и вооружения Подводные лодки оснащались блочными паропроизводящими установками ОК-650 с реакторами мощностью 190 МВт. Эти мощные энергоустановки позволяли развивать скорость подводного хода от 25 до 35 узлов (в зависимости от проекта АПЛ) Системы автоматики были унифицированы для всех АПЛ третьего поколения. В состав электро-энергетических систем, сохранивших конфигурацию второго поколения, добавилось много полупроводниковых преобразователей, практически бесшумных в сравнении с электромеханическими преобразователями. Значительно улучшились обитаемость ПЛ и условия размещения личного состава. На всех АПЛ были установлены всплывающие спасательные камеры, способные обеспечить одновременную эвакуацию с аварийной подводной лодки всего экипажа.
Экипаж — самая дорогостоящая подсистема АПЛ и любого другого корабля
Ответственные за строительство
Качественно новые технологии потребовали переоборудования производственных предприятий. Севмашпредприятие превратилось в крупнейший в мире судостроительный комплекс. В Горьком был построен новый производственный комплекс.
Яркие представители третьего поколения:
Ранее упомянутый К-278, проекта 685. Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.
Проект 971, четыре 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Четвёртое поколение
Проектирование подводных лодок четвёртого поколения было начато в 1977 г.
Общие отличительные черты:
Многоцелевые АПЛ четвёртого поколения сравнительно «тихие» (в сравнении с АПЛ третьего поколения), что достигается:
размещением гребных винтов в кольцевых насадках использование водомётных двигательных установок использованием звукопоглощающих покрытий нового типа и рядом других мер.
Советские и российские подлодки
Корпуса АПЛ четвёртого поколения выполнены из маломагнитной стали и обеспечивают рабочую глубину погружения до 400 м. Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка (ЭУ) нового типа, тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И. И. Африкантова. Отличительной особенностью нового типа реактора стало интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе:
такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию (ЕЦ) теплоносителя на всех режимах работы реактора. Последнее является одним из факторов малошумности всей лодки
Активная зона реактора построена так, что её перезарядка необходима вдвое реже, чем в реакторах лодок 3-го поколения. На каждой АПЛ установлена всплывающая спасательная камера, обеспечивающая при необходимости одновременную эвакуацию всего экипажа с аварийной ПЛ.
Яркие представители четвёртого поколения:
Проект 955а имеет на вооружении по 16 твердотопливных баллистических ракет «Булава». Первоначально предполагалось, что они будут нести по 20 ракет, но в 2013 году это решение было пересмотрено и число ракет оставлено прежним. Кроме того, эти ПЛ имеют по 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.
проект 885 имеет на вооружении 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещённых в средней части корпуса, и 8 вертикальных шахт для запуска крылатых ракет (по 4 ракеты в шахте) нескольких типов. Пятое поколение
Разрабатывается атомная подводная лодка проекта "Хаски".
Предположительный вид проекта "Хаски"
Также, разрабатывается неатомные подводные лодки пятого поколения «Калина» и существует концепт-проект перспективной подлодки стратегического назначения для действий в Арктике «Арктур».
ВМФ СССР и России...и всего мира...
Все поколения подлодок СССР и России: характеристики и примеры
Определение понятияПоколения подводных лодок — классификация подводных лодок (ПЛ), построенных после Второй Мировой Войны. Подводные лодки относят к определённому поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих её шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны.
Как возникли "поколения"
Применительно к подводным лодкам, понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обусловливалось тем, что в ходе гонки вооружений наиболее радикальной технической модернизации подвергались в первую очередь АПЛ, причём усовершенствования приводили к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.
Понятие также применяется для неатомных подлодок, так как для сохранения боевых качеств подлодок в условиях развивающихся противолодочных средств требовались кардинальные перемены в архитектуре и параметрах субмарин.
Применение субмарин
Борьба между подводными лодками и противолодочными средствами ведётся с самого зарождения подводных сил, с переменным успехом. Часто, изобретение новых противолодочных средств, таких как гидролокатор, ставили под вопрос хоть какую-то эффективность существующих подводных лодок.
И наоборот, усовершенствования конструкции, оснащения или вооружения подводных лодок резко увеличивали их возможности. Серьёзно борьба обострялась в период первой и второй мировых войн, опыт которых показал, сколь эффективным может быть этот новый класс кораблей.
Один из членов экипажа немецкой подлодки U-94, потопленной у Кубы как-то сказал:
"Эсминцы - наши главные враги, ночь - наше главное оружие!"
После Второй мировой войны, борьба продолжилась в ходе гонки вооружений холодной войны. С неё и ведётся отсчёт поколений подводных лодок.
Первое поколение
Период с 1945 по 1960 год характерен использованием послевоенного опыта, особенно — наработок Германии
Общие отличительные черты:
появление на подлодках сравнительно совершенных гидроакустических и радиолокационных средств;
проведение экспериментов и поисков оптимального облика новых субмарин (формы корпуса подводных лодок первого поколения, как правило, были оптимизированы для надводного хода);
атомные энергетические установки были несовершенны и небезопасны, срок работы реактора между перезарядками топлива не превышал пяти лет;
в энергетических установках неатомных ПЛ помимо классической дизель-электрической схемы использовались воздухонезависимые дизели и парогазовые турбины.
Советские подлодки
Первой советской атомной подводной лодкой стала спущенная на воду в 1957 году и вступившая в строй в 1958 году К-3 проекта 627.
Отличительные черты ПЛ СССР от ПЛ США
в отличие от первых американских АПЛ, которые представляли собой экспериментальные образцы, советские АПЛ первого поколения изначально строились как серийные модели;
оснащались торпедами, баллистическими и крылатыми ракетами;
советские подлодки строились с двумя независимыми реакторами и турбинами, что с одной стороны существенно повышало скорость и надёжность, но с другой - повышало шумность.
Все советские АПЛ были укомплектованы водо-водяными реакторами мощностью 70 МВт, кроме одной экспериментальной АПЛ проекта 645, на которой были установлены реакторы с ЖМТ.
Основным недостатком ядерных энергетических установок первого поколения была большая протяжённость трубопроводов первого контура, что часто приводило к радиационным загрязнениям внутренних пространств на борту.
Обводы корпуса торпедных АПЛ изначально были оптимизированы для подводного хода. Ракетных — для надводного хода, так как старт ракет производился в надводном положении.
Советские АПЛ имели значительно больший, чем американские, запас плавучести, что обеспечивало выполнение одноотсечного стандарта надводной непотопляемости.
Яркий представитель первого поколения:
Второе поколение
Период охватывает примерно 1960—1975 годы. Предпосылками появления второго поколения послевоенных субмарин стало накопление опыта эксплуатации корабельных атомных энергоблоков и двигательных установок, значительный научный и технологический прогресс, а также ужесточение требований моряков к новым кораблям.
Общие отличительные черты:
оптимизация формы корпуса для подводного хода (подводные лодки окончательно стали подводными в полном смысле слова), что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов, а у двух проектов советских АПЛ — свыше 40 узлов;
установка новых систем гидроакустики приводила к увеличению объёма носовой оконечности;
появление самонаводящихся торпед позволило отказаться от кормовых торпедных аппаратов;
совершенствование лодочных атомных реакторов позволило резко повысить их надёжность и безопасность;
срок службы реактора на одном заряде топливом удлинился примерно вдвое;
много внимания уделялось снижению шумности ПЛ, как за счёт тщательной амортизации работающих механизмов, так и за счёт применения звукопоглощающих покрытий.
Советские подлодки
Большая часть АПЛ второго поколения имела стальные корпуса и была оснащена водо-водяными ядерными реакторами мощностью 90 МВт с периодом перезарядки активной зоны реактора в 8 лет.
Подлодочные парогенераторы стали изготавливаться в виде единого (интегрального) блока, что резко сократило протяжённость первого контура, повысило надёжность и безопасность ядерных энергоустановок.
Основным родом электрического тока стал переменный, вырабатываемый автономными турбогенераторами.
На АПЛ второго поколения начали использоваться системы электрохимической регенерации воздуха (до этого использовалась только химическая регенерация — менее эффективная и весьма опасная в обращении).
Ответственные за строительство
К проектированию лодок второго поколения дополнительно привлекли Ленинградское ЦКБ-16 (ныне подразделение СПМБМ «Малахит»), и Горьковское СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»). Строительством занимались уже пять заводов:
Севмашпредприятие,
завод им. Ленинского комсомола,
Ленинградский Адмиралтейский завод,
Судомех (позднее объединённые и ныне известные как «Адмиралтейские верфи»),
Горьковский завод «Красное Сормово».
Яркие представители второго поколения:
Третье поколение
В начале 1980-х появились лодки третьего поколения. Они отличались существенно большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На этих лодках впервые установили оборудование для РЭБ(Радиоэлектронная борьба). В качестве материала корпуса применялись специальные стальные сплавы, а для части советских АПЛ — титан, что позволило также создать первые глубоководные ПЛ.
Общие отличительные черты:
Развитие подлодок в США и СССР происходило одновременно;
США полностью отказались от строительства неатомных ПЛ, оставив только два типа атомных подлодок: стратегические и многоцелевые. США могли привлечь в качестве союзных сил неатомных подлодок союзников по НАТО;
В СССР же решили не отказываться от дизель-электрических ПЛ и разрабатывать все 4 типа лодок.
К плюсам неатомных ПЛ можно отнести их ещё большую бесшумность.
Уже к середине 1970-х гг. стало понятно, что слишком большое разнообразие типов лодок создаёт множество проблем:
высокие эксплуатационные издержки (в частности: усложнённость эксплуатации, необходимость переобучения личного состава, сложность перезарядки реакторов и утилизации);
сравнительная дороговизна эксплуатации ПЛ;
сравнительно низкая техническая надёжность.
Советские подлодки
Основное внимание при строительстве АПЛ третьего поколения уделялось снижению шумности.
Совершенствование средств обнаружения и вооружения
Подводные лодки оснащались блочными паропроизводящими установками ОК-650 с реакторами мощностью 190 МВт. Эти мощные энергоустановки позволяли развивать скорость подводного хода от 25 до 35 узлов (в зависимости от проекта АПЛ)
Системы автоматики были унифицированы для всех АПЛ третьего поколения. В состав электро-энергетических систем, сохранивших конфигурацию второго поколения, добавилось много полупроводниковых преобразователей, практически бесшумных в сравнении с электромеханическими преобразователями.
Значительно улучшились обитаемость ПЛ и условия размещения личного состава. На всех АПЛ были установлены всплывающие спасательные камеры, способные обеспечить одновременную эвакуацию с аварийной подводной лодки всего экипажа.
Экипаж — самая дорогостоящая подсистема АПЛ и любого другого корабля
Ответственные за строительство
Качественно новые технологии потребовали переоборудования производственных предприятий. Севмашпредприятие превратилось в крупнейший в мире судостроительный комплекс. В Горьком был построен новый производственный комплекс.
Яркие представители третьего поколения:
Четвёртое поколение
Проектирование подводных лодок четвёртого поколения было начато в 1977 г.
Общие отличительные черты:
Многоцелевые АПЛ четвёртого поколения сравнительно «тихие» (в сравнении с АПЛ третьего поколения), что достигается:
размещением гребных винтов в кольцевых насадках
использование водомётных двигательных установок
использованием звукопоглощающих покрытий нового типа и рядом других мер.
Советские и российские подлодки
Корпуса АПЛ четвёртого поколения выполнены из маломагнитной стали и обеспечивают рабочую глубину погружения до 400 м.
Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка (ЭУ) нового типа, тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И. И. Африкантова.
Отличительной особенностью нового типа реактора стало интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе:
такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию (ЕЦ) теплоносителя на всех режимах работы реактора. Последнее является одним из факторов малошумности всей лодки
Активная зона реактора построена так, что её перезарядка необходима вдвое реже, чем в реакторах лодок 3-го поколения.
На каждой АПЛ установлена всплывающая спасательная камера, обеспечивающая при необходимости одновременную эвакуацию всего экипажа с аварийной ПЛ.
Яркие представители четвёртого поколения:
Пятое поколение
Разрабатывается атомная подводная лодка проекта "Хаски".
Также, разрабатывается неатомные подводные лодки пятого поколения «Калина» и существует концепт-проект перспективной подлодки стратегического назначения для действий в Арктике «Арктур».