1. Местонахождение и общие данные: Изначально абадзехи проживали на территории ограниченной на западе рекой Супс (между современными Афипской и Горячим Ключом) и реками Белой и Курджипс с востока. На севере их территория ограничивалась нижним течение рек Белой и Лабы. Здесь они граничили с бжедухами и темиргоевцами. На юге их ограничивало высокогорье Кавказа в районе плато Лаго-Наки. По свидетельствам современников, абадзехи проживали компактно по бассейнам рек Белой, Курджипс, Псекупс, Пшиш и Пшеха, представляя собой сплошной ряд поселений и черкесских садов.У абадзехов не было князей, однако были дворяне, составлявшие около 80 родов. Общество управлялось общими собраниями (хаблями). Свое имя абадзехи берут от черкесского словосочетания "нижние абхазцы". Считается, что абадзехи пришли из Абхазии в средние века, когда перешли через Кавказский хребет и поселились в землях темиргоевцев к югу от современного Апшеронска, на полянах именуемых Тубы. Это место считалось священным и первой землей абадзехов. Данная история подтверждается теорией абхазского происхождения большинства крупных черкесских племен позднего исторического периода.Абадзехи были очень воинственными, соседи боялись их. Для абадзехов живших в высокогорье набеги приносили большую прибыль, чем занятия сельским хозяйством, сложным в такой географии. Поэтому абадзехи предпочитали делать набеги на соседей - шапсугов, бжедухов, темиргоевцев, за счет которых они расширяли свои земли. Большую часть земель они отобрали у бжедухов, являвшихся владельцами больших территорий к моменту появления абадзехов в поздней истории.В 1837 году царский генерал Блумберг так описывал абадзехов: "Ранее абадзехи населяли снежные горы Западного Кваказа, но поскольку их численность постоянно возрастала, с течением времени, они спускались с гор и усиливались за счет захвата людей, которых обращали в пахарей. К ним примкнуло большое число беженцев из других племен - кабардинцев, крымских татар, абхазцев. В результате произошло такое смешение народа, что ныне только дворяне являются подлинными абадзехами. Никакой религии у них нет, они употребляют в пищу свинину, хотя многие исповедуют ислам, их веру не назовешь крепкой. Гостепреимны к гостям и готовы пожертвовать ради них всем. Среди абадзехов проживает много русских солдат - пленных и дезертиров". Также современники описывали абадзехов следующим образом: " Абадзех свободен, не терпит другой власти, кроме обычаев, беден, но храбрый. Нищета, любовь к оружию и свободе - вот наследие от отца к сыну преходящее". Горная география земель абадзехов накладывала отпечаток на их жизнь. Хозяйство абадзехов было скотоводческим. Основные дороги проходили по вершинам горных хребтов и вдоль них проживало также много людей. В частности, к таким дорогам относятся хребты Пшаф и Котх, смыкающиеся к югу от Горячего Ключа и пересекаемые дорогами к морю через перевалы Гойтхский и Дефановский. Эти места, за высокую заселенность называли Мессир, по-черкесски Египет, такая местная долина жизни.Что касается реки Курджипс - ее берега были покрыты густой растительностью и здесь, по словам современников, жили самые дикие абадзехи, наиболее воинственные. Сюда, как правило, ссылали пленников, так как оттуда было очень сложно сбежать.Всем известное плато Лаго-Наки активно использовалось белореченскими абадзехами для выпаса скота. Альпийские луга плато были настолько популярны, что ими даже пользовались убыхи, переходившие из Сочинского района через горный хребет, со временем переселяясь в урочище Хамышки. Абадзехи считали их близкородственным племенем.Что касается реки Псекупс и Горячего Ключа - имеется описание современников. Историк Дьячков-Тарасов описывал его так: "Из минеральных вод Абадзехии, большой славой пользовались Псекупские (Псефабе). Сюда свозились на арбах больные и раненые черкесы. Здесь, под руководством горских врачей, они проходили короткий, но энергичный курс лечения. Кроме серных горячих вод, дававших до 30 тысяч ведер в сутки, близ Псефабе существовали и эксплуатировались горцами и солено-йодо-бромистые, углекисло-соленые источники. А близ местечка Горячий Ключ еще сохранились следы обширного поселения". Историк имел беседу с одним из жителей селения, который жаловался на то, что проезжавшие на воды больные разоряли местных, поскольку по черкесскому обычаю, гостю нельзя было отказать в приеме и содержании, отчего они не переводились в течение круглого года, водолечебный сезон не прерывался круглый год. Близ источников Горячего Ключа было вырыто несколько ям, куда больные опускались, затем их обертывали в бурки и несли в сакли. Серную воду также принимали внутрь. По словам старых абадзехов воды излечивали ревматизм, кожные болезни и раны. Источниками очень активно пользовались в Кавказскую войну черкесы для лечения раненых. Именно по этому пути, вдоль реки Псекупс в сторону Черного моря, некоторые абадзехи уходили во время войны, отступали к морю. 2. Особенности внутреннего устройства жизни и внешности: По поводу внешности абадзехов есть заметки современников очень четко характеризующие их. "Внешность абадзехов очень привлекательна. В большинстве случаев выше среднего роста, очень стройны, даже между стариками не замечали ни одного толстяка. Плечи отличаются шириной, талия охвачена ремнем для тонкости, волосы коротко стригут, некоторые бреют. Бороды стригут молодые очень коротко. У одного щеголя даже была машинка для стрижки. Старшие отпускают бороду длиннее, а муллы носят очень большие бороды. Черты лица приятные, крючковатые носы не встречаются. Серо-голубые глаза, но блондины редкость. Женщины миловидны, особенно дворянские, белизна кожи оттеняется тонкими черными бровями, глаза красивой овальной формы и не отличаются величиной, походка легка и быстра. Абадзехи отличаются ловкостью в езде верхом. Такой отзыв о них слышали даже от соседей - залабинских казаков, которые их очень хвалят".В позднее историческое время абадзехи стали направлять детей в русские школы. Среди дворян было соревнование - кто лучше устроит ребенка в школу. Абадзехов также называли "лесные люди", некоторым они напоминают индейцев Купера. Они пользовались условными знаками, криками, свистом. Отличались ловкостью, чуткостью в преследовании добычи, мышечной силой. В одиночку ходили на охоту на зубра, барса, медведя. Дети выросшие в обстановке жизни охотников, сами становились отважными охотниками и опасными войнами. Даже у самого бедного абадзеха было принято чтить гостей. У них имелся специальный домик в котором было все лучшее для гостя. Сами они в них не жили. Любой мог постучаться в дом к абадзеху и он был обязан его приютить по черкесским обычаям. Описания барона Торнау, шпионившего среди черкесов, говорят о том, что абадзехи его приютили, даже зная, что он враг и шпион. Пленили его после того, как он побывал у них в качестве гостя. По факту это было своего рода почетное пленение. Пока он был гостем в доме приютившего его абадзеха, его не имели права захватить в плен.Устройство политической жизни абадзехов отличалось от других черкесских племен. Князей не было, только дворянские роды, более или менее выделявшиеся в обществе. Политическая жизнь у них была равная для всех, устройство жизни демократическое. Революционные волнения в Черкессии, о которых мы говорили ранее, война между аристократами и народом, зацепили и абадзехов. Несколько их дворянских родов пытались захватить власть в обществе и превратиться в князей. У них ничего не вышло. Народное восстание в Абадзехии лишило авторитета дворянство, которое потеряло силу голоса на общественных собраниях. Как говорили абадзехские старцы, устройство жизни абадзехского народа было настолько сильным, что любые попытки захвата власти в обществе не встречали отклика у народа и тут же пресекались. Общие собрания имели рекомендательную силу, общественная власть регулировалась обычаями (адатами). Только в 1841 году в разгар Кавказской войны, когда из Чечни присылались в Черкессию эмиссары, они сумели внедрить власть на основе шариата среди абадзехов, имевшую большую власть, чем обычай. Кавказская война не обошла стороной абадзехов. Сама их воинственность предполагала столкновение с Россией рано или поздно. В их землях происходило немало значительных событий. Виталий Штыбин. Абадзехи. 2022. _________________________________
История Кавказа
АБАДЗЕХИ
1. Местонахождение и общие данные:
Изначально абадзехи проживали на территории ограниченной на западе рекой Супс (между современными Афипской и Горячим Ключом) и реками Белой и Курджипс с востока. На севере их территория ограничивалась нижним течение рек Белой и Лабы. Здесь они граничили с бжедухами и темиргоевцами. На юге их ограничивало высокогорье Кавказа в районе плато Лаго-Наки. По свидетельствам современников, абадзехи проживали компактно по бассейнам рек Белой, Курджипс, Псекупс, Пшиш и Пшеха, представляя собой сплошной ряд поселений и черкесских садов.У абадзехов не было князей, однако были дворяне, составлявшие около 80 родов. Общество управлялось общими собраниями (хаблями). Свое имя абадзехи берут от черкесского словосочетания "нижние абхазцы". Считается, что абадзехи пришли из Абхазии в средние века, когда перешли через Кавказский хребет и поселились в землях темиргоевцев к югу от современного Апшеронска, на полянах именуемых Тубы. Это место считалось священным и первой землей абадзехов. Данная история подтверждается теорией абхазского происхождения большинства крупных черкесских племен позднего исторического периода.Абадзехи были очень воинственными, соседи боялись их. Для абадзехов живших в высокогорье набеги приносили большую прибыль, чем занятия сельским хозяйством, сложным в такой географии. Поэтому абадзехи предпочитали делать набеги на соседей - шапсугов, бжедухов, темиргоевцев, за счет которых они расширяли свои земли. Большую часть земель они отобрали у бжедухов, являвшихся владельцами больших территорий к моменту появления абадзехов в поздней истории.В 1837 году царский генерал Блумберг так описывал абадзехов: "Ранее абадзехи населяли снежные горы Западного Кваказа, но поскольку их численность постоянно возрастала, с течением времени, они спускались с гор и усиливались за счет захвата людей, которых обращали в пахарей. К ним примкнуло большое число беженцев из других племен - кабардинцев, крымских татар, абхазцев. В результате произошло такое смешение народа, что ныне только дворяне являются подлинными абадзехами. Никакой религии у них нет, они употребляют в пищу свинину, хотя многие исповедуют ислам, их веру не назовешь крепкой. Гостепреимны к гостям и готовы пожертвовать ради них всем. Среди абадзехов проживает много русских солдат - пленных и дезертиров".
Также современники описывали абадзехов следующим образом: " Абадзех свободен, не терпит другой власти, кроме обычаев, беден, но храбрый. Нищета, любовь к оружию и свободе - вот наследие от отца к сыну преходящее". Горная география земель абадзехов накладывала отпечаток на их жизнь. Хозяйство абадзехов было скотоводческим. Основные дороги проходили по вершинам горных хребтов и вдоль них проживало также много людей. В частности, к таким дорогам относятся хребты Пшаф и Котх, смыкающиеся к югу от Горячего Ключа и пересекаемые дорогами к морю через перевалы Гойтхский и Дефановский. Эти места, за высокую заселенность называли Мессир, по-черкесски Египет, такая местная долина жизни.Что касается реки Курджипс - ее берега были покрыты густой растительностью и здесь, по словам современников, жили самые дикие абадзехи, наиболее воинственные. Сюда, как правило, ссылали пленников, так как оттуда было очень сложно сбежать.Всем известное плато Лаго-Наки активно использовалось белореченскими абадзехами для выпаса скота. Альпийские луга плато были настолько популярны, что ими даже пользовались убыхи, переходившие из Сочинского района через горный хребет, со временем переселяясь в урочище Хамышки. Абадзехи считали их близкородственным племенем.Что касается реки Псекупс и Горячего Ключа - имеется описание современников. Историк Дьячков-Тарасов описывал его так: "Из минеральных вод Абадзехии, большой славой пользовались Псекупские (Псефабе). Сюда свозились на арбах больные и раненые черкесы. Здесь, под руководством горских врачей, они проходили короткий, но энергичный курс лечения. Кроме серных горячих вод, дававших до 30 тысяч ведер в сутки, близ Псефабе существовали и эксплуатировались горцами и солено-йодо-бромистые, углекисло-соленые источники. А близ местечка Горячий Ключ еще сохранились следы обширного поселения".
Историк имел беседу с одним из жителей селения, который жаловался на то, что проезжавшие на воды больные разоряли местных, поскольку по черкесскому обычаю, гостю нельзя было отказать в приеме и содержании, отчего они не переводились в течение круглого года, водолечебный сезон не прерывался круглый год. Близ источников Горячего Ключа было вырыто несколько ям, куда больные опускались, затем их обертывали в бурки и несли в сакли. Серную воду также принимали внутрь. По словам старых абадзехов воды излечивали ревматизм, кожные болезни и раны. Источниками очень активно пользовались в Кавказскую войну черкесы для лечения раненых. Именно по этому пути, вдоль реки Псекупс в сторону Черного моря, некоторые абадзехи уходили во время войны, отступали к морю.
2. Особенности внутреннего устройства жизни и внешности:
По поводу внешности абадзехов есть заметки современников очень четко характеризующие их. "Внешность абадзехов очень привлекательна. В большинстве случаев выше среднего роста, очень стройны, даже между стариками не замечали ни одного толстяка. Плечи отличаются шириной, талия охвачена ремнем для тонкости, волосы коротко стригут, некоторые бреют. Бороды стригут молодые очень коротко. У одного щеголя даже была машинка для стрижки. Старшие отпускают бороду длиннее, а муллы носят очень большие бороды. Черты лица приятные, крючковатые носы не встречаются. Серо-голубые глаза, но блондины редкость. Женщины миловидны, особенно дворянские, белизна кожи оттеняется тонкими черными бровями, глаза красивой овальной формы и не отличаются величиной, походка легка и быстра. Абадзехи отличаются ловкостью в езде верхом. Такой отзыв о них слышали даже от соседей - залабинских казаков, которые их очень хвалят".В позднее историческое время абадзехи стали направлять детей в русские школы. Среди дворян было соревнование - кто лучше устроит ребенка в школу. Абадзехов также называли "лесные люди", некоторым они напоминают индейцев Купера. Они пользовались условными знаками, криками, свистом. Отличались ловкостью, чуткостью в преследовании добычи, мышечной силой. В одиночку ходили на охоту на зубра, барса, медведя. Дети выросшие в обстановке жизни охотников, сами становились отважными охотниками и опасными войнами. Даже у самого бедного абадзеха было принято чтить гостей. У них имелся специальный домик в котором было все лучшее для гостя. Сами они в них не жили. Любой мог постучаться в дом к абадзеху и он был обязан его приютить по черкесским обычаям. Описания барона Торнау, шпионившего среди черкесов, говорят о том, что абадзехи его приютили, даже зная, что он враг и шпион. Пленили его после того, как он побывал у них в качестве гостя. По факту это было своего рода почетное пленение. Пока он был гостем в доме приютившего его абадзеха, его не имели права захватить в плен.Устройство политической жизни абадзехов отличалось от других черкесских племен. Князей не было, только дворянские роды, более или менее выделявшиеся в обществе. Политическая жизнь у них была равная для всех, устройство жизни демократическое. Революционные волнения в Черкессии, о которых мы говорили ранее, война между аристократами и народом, зацепили и абадзехов. Несколько их дворянских родов пытались захватить власть в обществе и превратиться в князей. У них ничего не вышло. Народное восстание в Абадзехии лишило авторитета дворянство, которое потеряло силу голоса на общественных собраниях. Как говорили абадзехские старцы, устройство жизни абадзехского народа было настолько сильным, что любые попытки захвата власти в обществе не встречали отклика у народа и тут же пресекались. Общие собрания имели рекомендательную силу, общественная власть регулировалась обычаями (адатами).
Только в 1841 году в разгар Кавказской войны, когда из Чечни присылались в Черкессию эмиссары, они сумели внедрить власть на основе шариата среди абадзехов, имевшую большую власть, чем обычай. Кавказская война не обошла стороной абадзехов. Сама их воинственность предполагала столкновение с Россией рано или поздно. В их землях происходило немало значительных событий.
Виталий Штыбин. Абадзехи. 2022.
_________________________________