Ответ Института этнологии и антропологии РАН на запрос МЧА от 25 мая 2010 года по поводу этнонима «Черкес». Этноним Черкес и топоним Черкесия как обозначения народа и его страны на Северо- Западном Кавказе появляются в армянских, грузинских, арабских, персидских, тюркских и др. исторических источниках с XIII в., вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру – керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы и др. Этноним Черкес стал общеупотребительным в европейских и русских источниках XV-XIX в.в. В то же время местное население неизменно называло себя адыгэ, хотя значение имели видимо, локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования – натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее, несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко- этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ. Исторические коллизии XIX – XX в.в., связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскую империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством, а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения – шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Сравнительно недавнее (по историческим меркам) территориальное разобщение не привело к утрате в народе исторической памяти о генетической и культурной общности между этими группами. Современные исследования показывают, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими. Это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносами одного – черкесского (адыгского) народа. Что касается убыхов, то этот народ, проживавший до середины XIX в. в верховьях рр.Сочи и Шахе, почти полностью выселен в Османскую империю. По сохранившимся письменным историческим свидетельствам убыхи сами себя называли б’ёхъ, хотя и в данном случае источниками зафиксировано лишь локальное наименование этой этнической группы. Нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (их зафиксировала перепись 2002г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции, идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа. Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН, чл.- корр. РАН, доктор исторических наук, профессор С. А. Арутюнов. Утверждаю заместитель директора, доктор политических наук В. Ю. Зорин. 25.05.2010 год. _________________________________ Я как раз сейчас читаю книгу Леонида Лаврова, выдающегося кавказоведа... И когда мы читаем эту книгу, там очень сложно разобрать, кто есть кто. Где начинаются абазы, адыги, убыхи. Когда люди идут на смерть с оружием в руках, они меньше всего думают, кто рядом с ним умирает, адыг, абхаз, черкес или еще кто. Просто они товарищи по оружию и принадлежность этническая теряется, потому сложно разобраться в этот период, где заканчивается один народ и начинается другой... С.А.Арутюнов. Интервью корреспонденту "Кавказский узел". 21 мая 2014 год. _________________________________ С. А. Арутюнов выступал редактором и соавтором сборников материалов по этногенезу и этнической истории народов Южной Азии, куда вошли уникальные данные индийско-советских экспедиций — «Истоки формирования современного населения Южной Азии» и «Этногенез и этническая история народов Южной Азии». В марте 1984 года Арутюнов выступил на конференции в Осаке с докладом о параллелях в процессах урбанизации Японии и Армении, опубликованном на японском языке в книге «Тосики-но-буммэйгаку» («Культурология урбанизации», Токио, 1985). Википедия: Арутюнов Сергей Александрович. 2022 год. _________________________________ Диссертационные работы (труды) азербайджанских албанистов посылались на отзыв Выс шей Аттестационной Комиссией армянским ученым или армяно- филам - специалистам по Японии, эскимосам (С.Арутюнян)... Ф.Д.Мамедова. Кавказская Албаниия и албаны. 2005 год. _________________________________
История Кавказа
СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭСКИМОСАМ
Ответ Института этнологии и антропологии РАН на запрос МЧА от 25 мая 2010 года по поводу этнонима «Черкес».
Этноним Черкес и топоним Черкесия как обозначения народа и его страны на Северо- Западном Кавказе появляются в армянских, грузинских, арабских, персидских, тюркских и др. исторических источниках с XIII в., вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру – керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы и др. Этноним Черкес стал общеупотребительным в европейских и русских источниках XV-XIX в.в.
В то же время местное население неизменно называло себя адыгэ, хотя значение имели видимо, локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования – натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее, несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко- этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ.
Исторические коллизии XIX – XX в.в., связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскую империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством, а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения – шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.
Сравнительно недавнее (по историческим меркам) территориальное разобщение не привело к утрате в народе исторической памяти о генетической и культурной общности между этими группами. Современные исследования показывают, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими. Это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносами одного – черкесского (адыгского) народа.
Что касается убыхов, то этот народ, проживавший до середины XIX в. в верховьях рр.Сочи и Шахе, почти полностью выселен в Османскую империю. По сохранившимся письменным историческим свидетельствам убыхи сами себя называли б’ёхъ, хотя и в данном случае источниками зафиксировано лишь локальное наименование этой этнической группы.
Нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (их зафиксировала перепись 2002г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции, идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа.
Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН, чл.- корр. РАН, доктор исторических наук, профессор С. А. Арутюнов.
Утверждаю заместитель директора, доктор политических наук В. Ю. Зорин.
25.05.2010 год.
_________________________________
Я как раз сейчас читаю книгу Леонида Лаврова, выдающегося кавказоведа...
И когда мы читаем эту книгу, там очень сложно разобрать, кто есть кто. Где начинаются абазы, адыги, убыхи. Когда люди идут на смерть с оружием в руках, они меньше всего думают, кто рядом с ним умирает, адыг, абхаз, черкес или еще кто. Просто они товарищи по оружию и принадлежность этническая теряется, потому сложно разобраться в этот период, где заканчивается один народ и начинается другой...
С.А.Арутюнов. Интервью корреспонденту "Кавказский узел". 21 мая 2014 год.
_________________________________
С. А. Арутюнов выступал редактором и соавтором сборников материалов по этногенезу и этнической истории народов Южной Азии, куда вошли уникальные данные индийско-советских экспедиций — «Истоки формирования современного населения Южной Азии» и «Этногенез и этническая история народов Южной Азии». В марте 1984 года Арутюнов выступил на конференции в Осаке с докладом о параллелях в процессах урбанизации Японии и Армении, опубликованном на японском языке в книге «Тосики-но-буммэйгаку» («Культурология урбанизации», Токио, 1985).
Википедия: Арутюнов Сергей Александрович. 2022 год.
_________________________________
Диссертационные работы
(труды) азербайджанских албанистов посылались на отзыв Выс
шей Аттестационной Комиссией армянским ученым или армяно-
филам - специалистам по Японии, эскимосам (С.Арутюнян)...
Ф.Д.Мамедова. Кавказская Албаниия и албаны. 2005 год.
_________________________________