#ПрозаАндреевское

☀🌳СОСЕДИ (РАССКАЗ И.А. МАГАНОВОЙ ИЗ ЦИКЛА "ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА"
На виду у всех прохожих красуются три белоствольные берёзы с пышной кроной, рядом – семейство клёнов. Насчитала четыре. Чуть в сторонке, слева, тоже клёны, но уже целая толпа. Стоят, шелестят, болтают о чём-то своём. Что это: лес, парк, сквер? Нет, это уголок улицы с названием Центральная. Да какая ж она центральная, ведь центр села далеко отсюда? Ей, по-моему, больше подходит название «Речная». Улица протянулась по высокому бугру, вдоль по берегу текущей речушки. Называлась она испокон веку «Данутино». «Да ну, тина там», - так говорили наши далёкие предки. Об этой местности. Так гласит легенда. Возможно, так оно и было, ведь даже на памяти моего поколения на краю деревни было место, которое называли «гороховым болотом». Там постоянно была грязь, которая не просыхала даже в летнее время.
Но вернёмся к тем берёзам и клёнам, с которых я начала свой рассказ. Много лет назад там, где они сейчас красуются, с любопытством разглядывая прохожих, стоял дом, в котором прошло моё раннее детство. По соседству из крыльца в крыльцо, был дом Барашковых. Между домами – заулок, место наших игр и забав. Здесь жила большая семья. Красивая, степенная, серьёзная Лена, старшая из детей, вечно наводила порядок в доме и у дома. Так и помню её с веником в руках. Валя – «егоза», «стрекоза», косик на одном ухе. «Не выйдет из этой девчонки порядочной бабёнки», - говорили бабушки между собой. – Ну и девка. Всё бегом, бегом да вприскочку.
Зоя – активистка, вечно где-то пропадающая, занятая чем-то общественно-полезным. За это её от школы наградили путёвкой во Всероссийский лагерь «Орлёнок». Не каждому выпадало такое счастье.
Саша – любознательный, читающий всё подряд, постоянно «с книжкой под мышкой».
И самая младшая – Юля, моя подруга, чернявенькая, симпатичная, весёлая, но «хитруша ещё та!».
Однажды мы играли всей деревенской компанией в прятки. Ей выпало водить. Но не понравилось Юле, видимо, эта роль и она убежала домой. Забралась на печку и сидит там. И мы все спрятались по своим «хоронушкам» и ждём-пождём. Пришлось уж тёте Шуре вмешаться.
Я любила бывать у Барашковых. У них было очень вкусное кушанье, у нас такое тоже готовили, но редко. Это была «картошка в мундире», высыпанная в большое блюдо. Моя бабушка всплеснёт руками и запричитает: «Дома молочную кашу с маслом не ест, а тут «картошку в мундире» какую-то уплетает.

Ира Потехина. Фрагмент фото, предоставленного ею.
Ира Потехина. Фрагмент фото, предоставленного ею.
Под крыльцом у Барашковых мы организовывали «игру». Там была разложена всякая всячина, но чаще всего это были склянки-черепки битой посуды, найденные а помойках. Ими мы «украшали полки», сделанные из обычных нетёсанных досок. Полезли однажды под крыльцо, а Юля что-то задержалась, я её подтолкнула легонько. Полетела она кубарем вниз, д и разбила себе висок, ударившись о какую-то деревяшку. Рану зашивали в местной больнице, благо были тогда в Андреевском и своя больница, и свой стационар. Я со страху из дома два дня не выходила, думала, убьют меня тётя Шура с дядей Митей. Но никто, конечно, не собирался меня убивать, и даже не ругали. Юле тоже надоело сидеть дома, пришла она за мной как ни бывало. Снова под крыльцо поползли, соскучились по своей «игре».
А зимой уже она мне травму нанесла. Бегали мы с горки на горку да столкнулись лбами. У меня кровь из носа потекла прямо на новую шубейку. Пришла домой – лицо в крови, баба Паня запричитала: «Ах, ах, ох,ох! Кто это тебя?» А я, недолго думая, говорю: «Сашка Чернышёв». Подхватила бабуся мою слегка закапанную кровью шубку и побежала «разбираться» к Чернышёвым, которые жили через дорогу.
Ира Потехина. Фрагмент фото, предоставленного Смирновым М.П.
Ира Потехина. Фрагмент фото, предоставленного Смирновым М.П.
Ещё помню «новогодние ёлки», которые устраивали «по чередам», то у них, то у нас. Мамы готовили все детям нехитрые гостинцы – витушки, ириски, печенье. Ни о каких мандаринках и шоколадках не могло быть и речи, их просто не продавали в нашем магазине.
Ира Потехина, фото предоставлено ею.
Ира Потехина, фото предоставлено ею.
Мы читали стихи, водили хоровод, играли. Потом забирались на печку, на полати, и там дурачились. Я после этих ёлок обычно заболевала. Все на улице бегают, а я с температурой лежу.
Летом у нам в гости приезжал из Ленинграда сын бабы Пани, мамин брат, дядя Володя и фотографировал нас.
Фото из архива Магановой И.А.(не то, которое описано в рассказе). "Слева направо: Юля, Зоя, я", - вспоминает Ирина Александровна.
Фото из архива Магановой И.А.(не то, которое описано в рассказе). "Слева направо: Юля, Зоя, я", - вспоминает Ирина Александровна.
Сохранилась фотография, которой сейчас более шестидесяти лет. На ней на лавочке около нашего дома сидит вся деревенская наша компания: Слава, Аля, Саша, Зоя, Юля и я.
Сидят: кто ручки кокетливо перекрестил на груди, кто в носу ковыряется, кто рот раскрыл от удивления. Наверное, дядя Володя сказал: «Ждите, сейчас вылетит птичка!», - вот все и ждали этой птички.

Да, много интересного происходило в далёком детстве на этом заросшем берёзами и клёнами месте. Всякий раз, проходя мимо, улыбаюсь, с грустью вспоминаю вас, дорогие мои соседи из счастливого беззаботного детства: Юля, Зоя, Саша, Валя, Лена, тётя Шура, дядя Митя и баба Варвара.

Комментарии

  • 7 июн 2024 14:49
    Очень интересный рассказ. Наверное у каждого человека есть такие воспоминания. Спасибо, Ирина Александровна.
  • 7 июн 2024 18:55
    Спасибо, Ира. Замечательный рассказ
    Всё так и было. За душу задел твой рассказ. Я помню, в детстве такая озорница была.
  • 8 июн 2024 03:54
    Хорошо помню всю дружную трудолюбивую семью С Сашей я учился в одном классе.Жаль его..так рано ушел из жизни.ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ