В преддверии Нового года миллионы покупок будут совершаться в режиме онлайн: через маркетплейсы, интернет-магазины, ресурсы для размещения объявлений и прочие сайты.
Активизируются при этом и мошенники, которые приноровились обманывать в сети добросовестных покупателей, используя все новые схемы. Специалисты Консультационного пункта для потребителей в г. Екатеринбурге напоминают о том, что необходимо делать горожанам, чтобы не попасться на уловки мошенников во время предновогоднего выбора и покупки подарков на маркетплейсах. Внимательно ознакомиться с информацией о продавце, размещённой на сайте интернет-магазина. Если эта информация не содержит сведений об организационно-правовой форме продавца и его юридическом адресе – следует насторожиться. Но даже наличие такой информации не исключает возможности создания мошенниками сайта несуществующего интернет-магазина с использованием чужих данных. Регистрационные данные организации или предпринимателя можно проверить с помощью сервиса официального сайта Федеральной налоговой службы РФ. В поисковых системах также можно попытаться найти телефон организации (предпринимателя), позвонив по которому вы узнаете, действительно ли этой организации (предпринимателю) принадлежит интернет-магазин с тем или иным доменным именем. С помощью поисковых систем можно проверить отзывы об интернет-магазине. Если они отсутствуют или размещены только на сайте самого интернет-магазина – также следует насторожиться. Следует быть предельно осмотрительными в случае, если интернет-магазин имеет низкий рейтинг и много отрицательных отзывов. Распространённая уловка мошенников – привлечение внимания слишком низкими ценами, в несколько раз ниже средней рыночной. Расчёты с продавцом лучше проводить посредством сервисов безопасных платежей либо осуществлением перевода на расчётный счёт организации/предпринимателя. Не факт, что переведя деньги на счет физического лица по номеру карты или телефона, покупатель обязательно станет жертвой мошенника, однако риски при таком способе оплаты в разы выше – после получения денег продавец может просто исчезнуть, заблокировав вас в мессенджерах, на самом сайте и внести номер телефона покупателя в чёрный список. Разумеется, никакого товара при таких обстоятельствах покупатель не получит. Нельзя переходить по сомнительным ссылкам, которые пользователь отправляет в процессе общения – это касается как покупателей, так и продавцов, реализующих товар через интернет-магазин. Отсутствие возможности курьерской доставки и самовывоза товара вынуждают покупателей пользоваться для доставки товара услугами транспортных компаний и, соответственно, вносить предоплату. Выбирая из нескольких магазинов, следует отдать предпочтение тому, в котором есть возможность забрать товар самостоятельно. Злоумышленники могут предоставить поддельные квитанции об отправке товара транспортной компанией. Неточности или несоответствия в описании товаров. Если в описании товара присутствуют явные несоответствия, следует осторожно отнестись к подобному объявлению. Меры предосторожности нужны и при покупке/продаже товаров с помощью специализированных интернет-площадок для размещения объявлений («Авито», «Юла» и прочих). Мошенники могут пытаться увести покупателя с интернет-ресурса. Следует настороженно отнестись к просьбам продолжить общение в WhatsApp, Viber, Telegram. Потребителя могут убеждать в том, что функционал сайта работает некорректно, и сделку лучше совершить в обход ресурса. Никогда нельзя поддаваться на подобные уговоры. Оплату проводить только через платежные сервисы, которые предлагает выбранная интернет-площадка. В таком случае можно быть уверенными в безопасности оплаты и в сохранности денежных средств на карте покупателя. Поскольку сервисы безопасной оплаты предполагают блокирование денег на виртуальном счету торговой площадки, в случае неполучения товара или получения товара ненадлежащего качества, денежные средства вернутся на счёт покупателя. Только при подтверждении получения нужного ему заказа и отсутствии претензий к его качеству, торговая площадка направляет денежные средства продавцу. При общении в чате мошенники под самыми разными предлогами могут попытаться получить информацию, позволяющую совершать несанкционированные операции с банковской картой покупателя, поэтому ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому код на обороте карты (CVV/CVC-код), а также коды из СМС-сообщений для совершения оплаты, приходящие на номер сотового телефона. Мошенники часто используют фишинговые сайты, замаскированные под реально существующие онлайн-ресурсы торговых площадок (доменное имя при этом может отличаться всего лишь одним символом). Ссылки на фишинговые сайты, как правило, оставляют в мессенджерах, поэтому нужно общаться с пользователями только через чат интернет-площадки размещения объявлений. В большинстве случаев в таких чатах блокируется рассылка ссылок. Если ресурс не блокирует ссылки, отправляемые пользователям, рекомендуется просто не переходить по ним. Если Интернет-магазин или объявление соответствуют хотя бы одному из указанных признаков – это серьёзный повод задуматься о целесообразности покупки. Если под их описание подходят два или более признака, нужно воздержаться от контактов с данным продавцом или магазином. За консультацией и правовой помощью в сфере защиты прав потребителей, в том числе, на маркетплейсах, можно обращаться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Московская, 49, телефону (343) 272-00-07, электронной почте oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru .
Защита прав потребителей в г. Екатеринбурге
В преддверии Нового года миллионы покупок будут совершаться в режиме онлайн: через маркетплейсы, интернет-магазины, ресурсы для размещения объявлений и прочие сайты.
Активизируются при этом и мошенники, которые приноровились обманывать в сети добросовестных покупателей, используя все новые схемы.
Специалисты Консультационного пункта для потребителей в г. Екатеринбурге напоминают о том, что необходимо делать горожанам, чтобы не попасться на уловки мошенников во время предновогоднего выбора и покупки подарков на маркетплейсах.
Внимательно ознакомиться с информацией о продавце, размещённой на сайте интернет-магазина. Если эта информация не содержит сведений об организационно-правовой форме продавца и его юридическом адресе – следует насторожиться. Но даже наличие такой информации не исключает возможности создания мошенниками сайта несуществующего интернет-магазина с использованием чужих данных.
Регистрационные данные организации или предпринимателя можно проверить с помощью сервиса официального сайта Федеральной налоговой службы РФ.
В поисковых системах также можно попытаться найти телефон организации (предпринимателя), позвонив по которому вы узнаете, действительно ли этой организации (предпринимателю) принадлежит интернет-магазин с тем или иным доменным именем.
С помощью поисковых систем можно проверить отзывы об интернет-магазине. Если они отсутствуют или размещены только на сайте самого интернет-магазина – также следует насторожиться.
Следует быть предельно осмотрительными в случае, если интернет-магазин имеет низкий рейтинг и много отрицательных отзывов.
Распространённая уловка мошенников – привлечение внимания слишком низкими ценами, в несколько раз ниже средней рыночной.
Расчёты с продавцом лучше проводить посредством сервисов безопасных платежей либо осуществлением перевода на расчётный счёт организации/предпринимателя.
Не факт, что переведя деньги на счет физического лица по номеру карты или телефона, покупатель обязательно станет жертвой мошенника, однако риски при таком способе оплаты в разы выше – после получения денег продавец может просто исчезнуть, заблокировав вас в мессенджерах, на самом сайте и внести номер телефона покупателя в чёрный список. Разумеется, никакого товара при таких обстоятельствах покупатель не получит.
Нельзя переходить по сомнительным ссылкам, которые пользователь отправляет в процессе общения – это касается как покупателей, так и продавцов, реализующих товар через интернет-магазин.
Отсутствие возможности курьерской доставки и самовывоза товара вынуждают покупателей пользоваться для доставки товара услугами транспортных компаний и, соответственно, вносить предоплату.
Выбирая из нескольких магазинов, следует отдать предпочтение тому, в котором есть возможность забрать товар самостоятельно. Злоумышленники могут предоставить поддельные квитанции об отправке товара транспортной компанией.
Неточности или несоответствия в описании товаров. Если в описании товара присутствуют явные несоответствия, следует осторожно отнестись к подобному объявлению.
Меры предосторожности нужны и при покупке/продаже товаров с помощью специализированных интернет-площадок для размещения объявлений («Авито», «Юла» и прочих).
Мошенники могут пытаться увести покупателя с интернет-ресурса. Следует настороженно отнестись к просьбам продолжить общение в WhatsApp, Viber, Telegram. Потребителя могут убеждать в том, что функционал сайта работает некорректно, и сделку лучше совершить в обход ресурса. Никогда нельзя поддаваться на подобные уговоры. Оплату проводить только через платежные сервисы, которые предлагает выбранная интернет-площадка. В таком случае можно быть уверенными в безопасности оплаты и в сохранности денежных средств на карте покупателя. Поскольку сервисы безопасной оплаты предполагают блокирование денег на виртуальном счету торговой площадки, в случае неполучения товара или получения товара ненадлежащего качества, денежные средства вернутся на счёт покупателя. Только при подтверждении получения нужного ему заказа и отсутствии претензий к его качеству, торговая площадка направляет денежные средства продавцу.
При общении в чате мошенники под самыми разными предлогами могут попытаться получить информацию, позволяющую совершать несанкционированные операции с банковской картой покупателя, поэтому ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому код на обороте карты (CVV/CVC-код), а также коды из СМС-сообщений для совершения оплаты, приходящие на номер сотового телефона.
Мошенники часто используют фишинговые сайты, замаскированные под реально существующие онлайн-ресурсы торговых площадок (доменное имя при этом может отличаться всего лишь одним символом). Ссылки на фишинговые сайты, как правило, оставляют в мессенджерах, поэтому нужно общаться с пользователями только через чат интернет-площадки размещения объявлений. В большинстве случаев в таких чатах блокируется рассылка ссылок.
Если ресурс не блокирует ссылки, отправляемые пользователям, рекомендуется просто не переходить по ним.
Если Интернет-магазин или объявление соответствуют хотя бы одному из указанных признаков – это серьёзный повод задуматься о целесообразности покупки.
Если под их описание подходят два или более признака, нужно воздержаться от контактов с данным продавцом или магазином.
За консультацией и правовой помощью в сфере защиты прав потребителей, в том числе, на маркетплейсах, можно обращаться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Московская, 49, телефону (343) 272-00-07, электронной почте oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru .