24 июн 2023

Между Шурочкой из месткома и «воскресшим» Бубликовым в «Служебном романе» должна была вспыхнуть любовь

22 июня исполнилось бы 90 лет со дня рождения актрисы Людмилы Ивановой - знаменитой активистки из «Служебного романа»
Она родилась в семье известного советского полярника Ивана Иванова. В Северном Ледовитом океане есть остров Иванова, названный в его честь.
22 июня 1941 года Люда готовилась отмечать на подмосковной даче свой восьмой день рождения. С мамой отправились на станцию купить конфет. А там - толпа народа у репродуктора. По радио сообщили: «Война!» «Все, конфеты покупать не пойдем», - первое, что подумала девочка.
Отца-профессора отправили на Урал - добывать цирконий для строительства боевых самолетов. Люда с мамой переехали к нему. В Москву семья вернулась в 1943-м.
«Современник» - дом родной
Люда мечтала стать актрисой с детства. Хор в Доме ученых, балет во Дворце пионеров, музыкальная школа... После войны мама, стенографистка Госплана и заядлая театралка, каждую неделю водила дочь на лучшие спектакли во МХАТ, Малый, «Ленком», другие столичные театры.
Школу Люда окончила с золотой медалью. Первая попытка поступить в театральный вуз провалилась. Но на следующий год Людмила стала студенткой Школы-студии МХАТ. Училась вместе с Игорем Квашой, Евгением Евстигнеевым, Галиной Волчек, Леонидом Броневым, Анатолием Кузнецовым, Ириной Скобцевой...
В 1955-м, после Школы-студии, распределилась в Московский передвижной драмтеатр Наталии Сац. Два года гастролировала по стране. А в Москве тем временем восходила звезда нового театра «Современник» Олега Ефремова. В 1957-м Людмила попала на спектакль «Вечно живые». Дикий восторг! Вот бы здесь играть! К счастью, среди основателей театра были ее однокурсники Волчек, Евстигнеев, Кваша. По их протекции Ефремов принял Людмилу в труппу. И сразу взял в «Вечно живые». С тех пор «Современник» стал ее родным домом. Здесь Иванова сыграла около полусотни ролей.
Королева эпизода взбунтовалась
На счету народной артистки РФ более 80 фильмов и сериалов. «Полеты во сне и наяву», «Приключения Петрова и Васечкина», «Зависть богов», «Небеса обетованные», «Самая обаятельная и привлекательная», «Дамы приглашают кавалеров»... Но в отличие от театра в кино ей обычно доставались маленькие роли. Не зря Иванову прозвали королевой эпизода.
Звездной для нее стала опять же небольшая роль профсоюзной активистки Шуры в рязановском «Служебном романе».
А ведь Иванова хотела отказаться от этой роли. Поскольку Шура - персонаж второстепенный, актрисе назначили самый маленький гонорар - 13 рублей за съемочный день. Она взбунтовалась. И хотя никогда прежде за себя не просила, пошла к Рязанову, с которым прежде не была знакома. «Понимаешь, я ведь должен Немоляевой дать, Басилашвили - у него вообще ремонт...» Объяснение режиссера еще больше обидело Иванову. Вернувшись домой, пожаловалась мужу: «Меня совсем не ценят, просто ноги об меня вытирают». «Молчи, не вздумай больше возникать, - посоветовал тот. - Эта роль принесет тебе очень много».
Как в воду глядел супруг! В 1978-м «Служебный роман» стал в СССР фильмом года. Его посмотрели в кинотеатрах свыше 58 млн зрителей. Благодаря Шурочке вся страна узнала актрису Людмилу Иванову. (Но и визит к Рязанову даром не прошел. Гонорар за съемочный день повысили-таки на 3 рубля. И то деньги по советским-то временам! Бутылка водки стоила 3 руб. 62 коп.)
Впрочем, одна из самых популярных советских комедий могла вообще не появиться на экранах.
В 1971 году Эльдар Рязанов вместе с Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы». Действие происходит в статистической конторе. Шесть персонажей. Директор Калугина («наша мымра»), ее зам Самохвалов, секретарша Верочка, скромный экономист Новосельцев, сотрудница Рыжова, влюбленная в Самохвалова. «И наконец, Шура, представитель месткома. Лет - от тридцати и до бесконечности; симпатичная, но активная».
Как видим, Бубликова здесь и рядом не стояло! Ни живого, ни «покойного».
В начале пьесы Шура собирает по полтиннику на «прибавление семейства» одной из сотрудниц.
В финале после бурной ссоры в кабинете Калугиной Новосельцев целует начальницу. И тут влетает Шура. Быстро сориентировавшись, требует «на прибавление семейства» уже по рублю. А затем еще по 50 копеек. «На свадебный подарок от коллектива».
«Кому подарок?» - не может сообразить Калугина. «Вам обоим!» - отвечает Шура.
Занавес.
«Сослуживцы» имели бурный успех. Их поставили аж в 134 театрах СССР. Были постановки и за рубежом. Приносили пьесу и в «Современник». Но в итоге театр отказался от спектакля, посчитав его легковесным.
Рязанов «Сослуживцев» переносить на экран не собирался. Но в 1973 году телевидение сняло по пьесе спектакль на сцене Театра им. Вл. Маяковского. Рязанову не понравилось. И он решил снять собственную киноверсию. Слегка переделал сценарий и увеличил число персонажей втрое...
Эльдар Александрович поставил условие руководству «Мосфильма»: подбирать актеров он будет сам, без проб и утверждений наверху. Чиновники скрепя сердце согласились. Понимали, что грядет очередной шедевр...
Согласитесь, Рязанов сделал удачный выбор актеров. Иванова глянулась ему в фильме Сергея Колосова «Помни имя свое» про советскую узницу Освенцима, где сыграла медсестру.
«Гоните по рублю и распишитесь»
Вживаться в образ Шуры Людмиле Ивановой не пришлось. Она в «Современнике» с первых дней была на общественной работе. В месткоме, парткоме, правлении театра. Когда в 1961-м у Галины Волчек и Евгения Евстигнеева родился сын Денис, будущий режиссер, продюсер, лауреат Госпремии СССР, она бегала по театру и собирала с коллег деньги: «Гальке на коляску!» Точь-в-точь как ее героиня в фильме.
Причем, Волчек требовала коляску бирюзового цвета и такое же одеяльце. Иначе, дескать, не буду гулять с первенцем на улице. Иванова, отлично зная подругу, понимала: Галя слово сдержит. В пору советского дефицита, представьте, Людмила нашла бирюзовую детскую коляску и одеяло того же цвета. Но... взрослое. Не беда! Из него вырезали подходящий кусок для малыша. А сколько у нее было сборов денег на дни рождения, свадьбы, юбилеи, похороны, рождение детей, выбивание путевок в пионерские лагеря, санатории, дома отдыха...
- Моя Шура - энтузиастка, - отзывалась о своей героине Иванова. - Может, она и дуреха, но делу своему отдается со страстью, все время хочет помочь людям. Конечно, иногда перегибает палку...
Атмосфера на съемочной площадке была творческой. С Мягковым Людмила более десяти лет играла на сцене «Современника», с Петром Щербаковым (Бубликовым) - дружила.
Был отснят забавный эпизод. Шура, увидев живого Бубликова, бросила наутек с криками: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам! А мне что теперь делать? Я на общественные деньги оркестр заказала, венок купила! Я бы сама померла, да фамилия другая!» А Бубликов-Щербаков шел на нее с кулаками... И вдруг Рязанов остановил съемку, попросил Петра Ивановича отойти в сторону, а Ивановой шепнул: «Он подойдет, а ты закричи: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» Посмотрим, что он будет делать...» Мотор!
- Щербаков подошел, я и закричала, - вспоминала актриса. - Петя растерялся и вдруг начал кланяться и говорить: «Товарищи, спасибо за все!» Я кинулась ему на шею и стала целовать.
К сожалению, эта сцена не вошла в фильм: режиссер был строго ограничен двумя сериями. Пришлось вырезать два часа. Но сцена погони «ожившего» Бубликова за Шурой чудом сохранилась. Желающие могут найти ее в интернете.
Между прочим, после погони и поцелуев между Шурой и Бубликовым по закону жанра намечался служебный роман. Муж секретарши Верочки тоже работал в этом учреждении. Его играл Александр Фатюшин. Фильм назывался «Служебные романы». Но потом Рязанов решил: четыре романа - перебор для одной картины. Оставил главный: Новосельцев - Калугина. И вспыхнувшие вновь чувства Рыжовой к Самохвалову. Мужа Верочки пришлось пустить под нож, пардон, монтажные ножницы. Потому Фатюшин лишь дважды появляется в кадре - в сцене с ожившим Бубликовым. Слишком уж он выразителен при виде «покойника». И Бубликову с Шурой не дали поиграть в любовь. А фильм стал просто «Служебным романом».
«Снимите меня красиво!»
Знаменитую фразу «Да на тебе пахать надо!», брошенную секретаршей Верочкой в адрес Шуры, придумала сама про свою героиню Людмила Иванова.
А еще она мечтала появиться на экране в красивом виде. Сделать подарок мужу. Актриса попросила Рязанова: дескать, весь фильм я снимаюсь в одном платье, разрешите хотя бы в сцене юбилея, где мы с Мягковым несем бронзовую лошадь, быть в нарядном костюме. Рязанов разрешил. Иванова выбрала синенький костюмчик, косыночку в горошек. Чтобы влезть в него, голодала три дня. И очень себе понравилась. Но когда героиня Фрейндлих спросила: «Шура, а поместится лошадь в шкаф?», та воскликнула: «Впихнем!» Какая уж тут красота!

Между Шурочкой из месткома и «воскресшим» Бубликовым в «Служебном романе» должна была вспыхнуть любовь - 948516552157
Между Шурочкой из месткома и «воскресшим» Бубликовым в «Служебном романе» должна была вспыхнуть любовь - 948516552413
Между Шурочкой из месткома и «воскресшим» Бубликовым в «Служебном романе» должна была вспыхнуть любовь - 948516552669
Между Шурочкой из месткома и «воскресшим» Бубликовым в «Служебном романе» должна была вспыхнуть любовь - 948516552925

Комментарии

Комментариев нет.