До предложения сниматься в роли профессора Преображенского Евгений Евстигнеев «Собачье сердце не читал.

Да и где он мог прочитать повесть Булгакова, если долгие годы та ходила только в самиздате.
Публикация в СССР «Собачьего сердца» случилась в журнале «Знамя» только в 1987-м, через 62 года.
Случилось так, что из-за уходящей зимы пришлось снимать сразу после утверждения проб без долгих разговоров и репетиций.
В первом кадре, который мы начали снимать, профессор Преображенский выходил из кооперативного магазина, пересекал дорогу и подходил к дворняге Шарику. Вот, собственно, и все.
Оператор Шайгарданов быстро поставил свет. Включили ветродуй, полетел снег
- Мотор! - крикнул я и увидел, как из кооперативного магазина, держа в руках пакет краковской колбасы вышел профессор Плейшнер из фильма «Семнадцать мгновений весны» и направился к дворняге.
- Стоп! - крикнул я.
Не уверен, что дальнейший диалог запомнил дословно, но смысл передаю верно.
- Евгений Александрович, профессор так не ходит.
- Не надо мне рассказывать, как ходит профессор. Я уже одного профессора играл.
- Вот именно. А это другой профессор.
- Какой?
- Менделеев!
- Вот так?
- Вот так.
Он немного подумал и сказал:
«Давайте снимать».
Полетел снег, со скрипом открылась дверь магазина и оттуда вышел…. не Менделеев, и не Плейшнер, а профессор Преображенский.
К фильму «Собачье сердце» все было готово.
Преображенский, конечно, Евстигнеев.
Бородку попросил отпустить я, это не грим.
Но... Шарикова нет!
Перелопатили все картотеки, даже Коля Караченцов просился. Не то.
Я говорю ассистентам «делайте, что хотите, но мне нужна собака!»
Прихожу в студию с утра. Мне девчонки:
- Из Алма-Аты привезли! Толоконников фамилия!Актер местного пошиба, конечно, но посмотрите хотя бы.
Я открываю дверь в кабинет... и сразу же закрываю.
Потому что там на стуле сидит собака в пиджаке.

Комментарии

  • 13 мая 12:22

    Да они именно потому и
    чувствуют так, что принадлежат к революционному классу, который творит историю
    и который понял это, осознал себя творцом истории! Отсюда это братство с
    угнетёнными всего мира, ответственность перед ними. Для этих людей, над
    которыми Переображенский потешается за сытным обедом, судьба мира – их личная
    судьба. Они меняют судьбы мира, они творят историю, они совершают революцию. А
    Преображенский смотрит на революцию из окна своей семикомнатной квартиры с
    персидскими коврами. Для него вся революция сводится к пропаже калош и к
    грязным следам на лестнице.

    Люди, которых
    Преображенский пытается осмеять, овеяны славой и величием, они творцы истории.
    А он сам – гнусно ничтожен, слеп и самодоволен и воплощает всю мерзость
    обывателя-шкурника.

    Кроме Преображенского и
    Шарикова, в романе есть третье главное действующее лицо – коммунист Швондер.
    Если через Преображенского Булгаков постарался воспеть буржуазную
    интеллигенцию, если через люмпена Шарикова он состряпал пасквиль на пролетариат
    – то через Швондера Булгаков рисует карикатуру на советского партийца, на
    коммуниста.

    Наряду с теми карикатурными
    чертами, которые Булгаков приписал коммунисту Швондеру, описаны и реальные
    черты и действия коммуниста того времени – но перетолкованные Булгаковым
    по-своему, поданные им со своей, с буржуазной позиции.

    Именно таким сплошным
    перетолковыванием и обманом является вся первая сцена со Швондером.

    Но давайте посмотрим – а
    чем, собственно, занимается профессор Преображенский? К нему приходят
    оперироваться постаревшие богатые развратники, недобитые буржуи и новоявленные
    нэпманы, которые в силу изношенности больше не могут заниматься развратом. И
    профессор делает им операции, омолаживает их и даёт им возможность снова
    развратничать. За эти операции он берёт бешеные деньги, которые и дают ему
    возможность роскошно существовать.

    Как видим, никакой пользы
    для Советской власти и для большинства народа работа Преображенского не приносит.
    Советской власти нет никакой пользы от того, что постаревшие нэпманы и буржуи
    снова получат силы для амурных подвигов, а Преображенский получит возможность
    предаваться гастрономическим изыскам и рассуждать со знанием дела о
    достоинствах различных вин и закусок.

  • 13 мая 12:22

    Конечно, проблема
    омоложения, проблема здоровья человека была чрезвычайно важна для Советской
    власти. С этой точки зрения работы Преображенского могли бы иметь огромное
    значение. Но ведь Советская власть – это власть ненавистных Преображенскому
    пролетариев, тех, кого он презирает, кто для него сплошь воры, дикари скоты и
    хамы. Неужели он совершает свои открытия ради их блага? Неужели он отдаст свои
    открытия Советской власти, чтобы большинство народа могло ими пользоваться,
    возвращать себе молодость и здоровье? А кто тогда будет платить профессору
    бешеные деньги? На что он тогда будет содержать семикомнатную квартиру,
    прислугу, на что будет обеспечивать себе ту роскошь, без который не мыслит
    своей жизни?

    Так что, всего вероятнее
    такой сюжет: Преображенский живёт в России, пользуясь своим именем научного
    светила, под этим прикрытием обогащается, оперируя богатых развратников, – а
    свои открытия в области омоложения он за огромные деньги в конце концов продаст
    за границу (куда постоянно угрожает уехать).


    Вывод –
    никакой пользы для Советской власти от научной работы Преображенского нет.
    Человек, покрывающий его, делает это из своих корыстных интересов (хочет у него
    прооперироваться).
  • 13 мая 12:25
    На балалайке в то время каждый второй в деревнях умел играть, был был слух музыкальный более - менее. Творческая интеллигенция собиралась совсем не в трактирах, а на частных вечерах, и если средства позволяли в дорогих ресторанах ( Вертинский, Пётр Лещенко, иные кумиры тех лет ).
  • 13 мая 12:26
    На балалайке в то время каждый второй в деревнях умел играть, был был слух музыкальный более - менее. Творческая интеллигенция собиралась совсем не в трактирах, а на частных вечерах, и если средства позволяли в дорогих ресторанах ( Вертинский, Пётр Лещенко, иные кумиры тех лет ).
  • 13 мая 12:29
    Ты чего там нанюхался с утра-пораньше ? Целые "простыни" понапечатал, вместо кратких комментов.
  • 13 мая 12:31
    ШАРИКОВ Напоминаю вам на всякий случай, что Шариков в
    произведении Булгакова не имел никакого отношения к пролетариату, а был
    представителем творческой интеллигенции. Мозг собаке пересадили от играющего в
    трактирах на балалайке барда. Задумайтесь об этом.
  • 13 мая 12:57
    Недоучка, книгу перечитай и фильм пересмотри, что перед операцией профессорскому консилиуму про балалаечника Шарикова докладывают, кто он и что он. Какой там бард , алкоголик в нескольких поколениях. .
  • Комментарий удалён.
  • 13 мая 13:24
    Определи на счёт раз этого Алексея якобы Живилло с помощью нейросети или без неё, с чего так его заело как диск заезженный.
  • 13 мая 17:17
    Это не история. Шариковы - сегодняшний день
  • 13 мая 20:44
    Я имела в виду не Шарикова,а критику революционных преобразований России.Нас в школе учили,что это было героическое время,а Булгаков показал,что кроме героики было много абсурдного. А то,что сейчас "шариковы" на каждом шагу - я с Вами абсолютно согласна.
  • 14 мая 11:11
    Да эти **** сейчас полезут переснимать как они видят, своим обосранный глазом. Обосрали такие шедевры как Анна Каренина, Тихий Дон, А зори здесь тихие, Обратно дороги нет. Теперь ещё хотят переснять Буратино.
  • 16 мая 22:52
    фильм шедевр ................
  • 18 мая 00:10
    Вообще то профессор Преображенский весьма космический и коньюнктурный персонаж был взят Булгаковым отчасти от своего дальнего родственника,занимающимся подобными сомнительным экспериментами.Короче апологет платной медицины.Это в фильме его так обинтелигентили.Особенно исключительна и всеподхватна его фраза о развалах в туалетах.
  • 18 мая 00:16
    Замечательно не то КАК (порой гадко), тема обсуждается, а то замечательно, что обсужда-ается.