Великие люди России...

11 мая 1939 года погиб
Герой Советского Союза летчик-истребитель Анатолий Серов

Анатолий Константинович Серов несомненно был один из самых популярных советских военных летчиков 1930-х годов. Один из самых результативных летчиков - истребителей довоенной поры, признанный мастер высшего пилотажа, он принимал участие в пилотажной группе, которая блестяще выступала на парадах и воздушных праздниках.
Великие люди России...
Светлая память...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Великие люди России...
Анатолий Константинович Серов родился 20 марта 1910 года в селе Воронцовка Свердловской области в семье рабочего. С 1918 года Анатолий Серов жил в Богословске, в 1925 году переехал в Надеждинск, работал учеником сталевара, затем сталеваром в мартеновском цехе металлургического завода. Окончил в 1929 году школу ФЗУ, по путевке комсомола направлен в Вольскую военно - теоретическую авиационную школу, после окончания которой поступил в Оренбургскую военную школу лётчиков, которую окончил 17 декабря 1931 года. Сначала служил в 1-й отдельной Краснознамённой ИАЭ им. Ленина Ленинградского военного округа, а с августа 1933 года на Дальнем Востоке. В 1935 году получил звание старшего лейтенанта, учился с октября 1935 года по май 1936 года в Военно - Воздушной академии. С мая 1936 года был летчиком - испытателем, а затем командиром звена НИИ ВВС, служил с известными летчиками - испытателями П.М. Стефановским, А. С. Воеводиным, Э.Ю. Преманом, А.И. Никашиным. За один год на испытательной работе Анатолий принял участие в контрольных испытаниях четырёх типов самолётов и в двух специальных программах боевого применения истребителя И-15. С мая 1937 года по январь 1938 года Анатолий Серов под псевдонимом Родриго Матео принимал участие в гражданской войне в Испании.

Анатолий Серов, имевший практику полетов на истребителе И-15, попал в эскадрилью И-15, командиром которой был капитан И.Т. Еременко.

Боевое крещение Анатолия Серова прошло не очень удачно - самовольно без приказа командира взлетев на перехват разведчика, он встретился с девяткой вражеских истребителей. Выполняя различные фигуры, он уклонялся от вражеских атак, при этом успевая вести прицельный огонь из пулеметов - пригодился опыт летчика - испытателя. Серов в бою серьезно повредил две машины неприятеля, но его И-15 получил около пятидесяти пробоин. Серов благополучно приземлился, но по недосмотру механика самолет вспыхнул и полностью сгорел. Серов отделался выговором.

Свою первую воздушную победу Анатолий Серов одержал 6 июля 1937 года, операции, сбив в паре с Михаилом Якушиным итальянский истребитель Fiat CR.32. Очень тяжелым был бой 7 июля над Мадридом. Четверке истребителей И-15 под командованием Серова пришлось сражаться с 22 вражескими истребителями. В схватке погиб Иван Карпов, тяжело раненый Сергей Шалыганов вынужден был выйти из боя. Серов лично сбил два вражеских самолета, но им вдвоем с Якушиным с боем пришлось отступать к центру Мадрида, под защиту зенитной артиллерии. Три батареи республиканцев пришли на помощь советским летчикам и отогнали врага.

Бомбардировщики ВВС генерала Франко стали совершать налёты на позиции республиканских войск, аэродромы и объекты инфраструктуры в ночное время. Удары наносились с большой высоты и не отличались точностью, но продолжались на протяжении всей ночи с интервалом в 15-20 минут, и оказывали тяжелое моральное воздействие на войска и мирное население. Анатолий Серов предложил новую тактику ведения ночного воздушного боя истребителями. 26 июня 1937 года А.Серов и М. Якушин первыми из советских летчиков в Испании вылетели на ночное барражирование, при этом М.Якушин сбил вражеский самолет Юнкерс Ju-52 в районе Брунете, это был первый вражеский самолет, сбитый ночью. В тот же день, 26 июля, Якушина и Серова вызвали в Мадрид, где председатель правительства наградил летчиков за выдающуюся победу золотыми часами и легковыми автомобилями "Крайслер Империал". Проблема была еще и в том, что самолет Юнкерс Ju-52 имел бронирование, и сбить его из пулеметов винтовочного калибра истребителя И-15 было весьма непросто. Следующей ночью 27 июня года А. Серов ночью сбил Юнкерс Ju-52 . За эти победы оба летчика были награждены орденами Красного Знамени.

15 октября 1937 года Анатолий Серов участвовал в уникальной операции по уничтожению самолетов противника на аэродроме Гарапинильос близ Сарагосы. Две эскадрильи истребителей И-15 атаковали аэродром пулеметами и мелкими бомбами. 4 эскадрильи истребителей И-16 прикрывали сверху на случай появления противника в воздухе, потом тоже атаковали наземные цели. Шестнадцать бомбардировщиков СБ нанесли отвлекающий удар по военным целям в Сарагосе. Около 60-ти готовых к взлету самолетов было уничтожено и повреждено; зенитные батареи были застигнуты врасплох и подавлены; 2 истребителя сбиты на взлете; взорваны склады боеприпасов и запасы топлива. По приказу Муссолини была создана специальная комиссия, которая расследовала обстоятельства происшедшего, в результате были показательно расстреляны комендант аэродрома и дежурившие в то утро зенитные расчёты в составе 20 человек. Республиканцы потерь не имели. Это было первое в истории авиации применение истребителей для уничтожения вражеской авиабазы.

С ноября 1937 года А.К.Серов командовал истребительной авиагруппой. Под его руководством советские летчики сбили более 70 вражеских самолетов. Серов имел боевой налет в 240 часов, в 38 воздушных боях сбил лично 8 самолетов мятежников, из них 1 в ночное время, и 7 самолетов в составе группы. Во время участия советских лётчиков в боевых действиях в Испании единой и общепризнанной методики учета воздушных побед не существовало, не было также единой системы подтверждения воздушных побед. Некоторые эскадрильи установили порядок, когда самолет, сбитый группой, записывался на общий счет эскадрильи. Некоторые вообще не учитывали групповые победы в личном счете, поэтому в различных источниках число побед советских летчиков в Испании может существенно отличаться.

Звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Серову Анатолию Константиновичу присвоено 2 марта 1938 года, позднее А.К.Серову присвоено воинское звание "полковник". С мая 1938 года А.К. Серов занимал должность начальника Главной лётной инспекции ВВС РККА. В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Академии Генерального штаба.

Пилотажная группа "Красная пятерка" была создана для повышения авторитета нового самолета - истребителя И-16. Первого мая 1935 года во время Праздничного Парада на Красной Площади неожиданно пролетела на малой высоте стремительная пятерка небольших красных истребителей, буквально просвистев над головами, они сделали групповую бочку, взмыли в высоту и растаяли в небе. В "Красной пятерке" участвовали наиболее опытные пилоты НИИ ВВС, состав группы время от времени менялся. В 1937 и 1939 году возглавлял "Красную пятерку" на первомайских парадах Анатолий Серов.

В начале мая 1939 года руководство ВВС РККА приняло решение о проведении при Рязанских авиационных курсах усовершенствования начальствующего состава Центральных сборов по слепым полетам истребительной авиации. Начальником сборов был назначен комбриг А. К. Серов, полеты должны были осуществляться на новом учебном самолете УТИ-4. УТИ-4 представлял собой двухместную учебно - тренировочную версию истребителя И-16 конструкции Н.Н. Поликарпова. УТИ-4 выпускался с двумя открытыми кабинами, большинство с неубирающимся шасси, но были и машины с убиравшимися стойками; для обучения слепым полетам по приборам над задней кабиной устанавливался специальный сдвижной фонарь.

11 мая 1939 года в 8 часов 2 минуты самолет УТИ-4 с экипажем в составе комбрига А. К. Серова и майора П. Д. Осипенко вылетел с аэродрома в предназначенную для выполнения задания зону для отработки вслепую виражей и змеек в горизонтальной плоскости с последующими разворотами на заданный курс. Экипаж сформировался произвольно, так как Осипенко оказалась без напарника. Майор Полина Денисовна Осипенко была весьма известным в стране опытным летчиком, за беспосадочный перелет на самолете "Родина" в составе женского экипажа вместе с Валентиной Степановной Гризодубовой и Мариной Михайловной Расковой была удостоена звания Герой Советского Союза.

Первой под колпаком работала Полина Осипенко. Комбриг Серов корректировал ее действия из передней, открытой кабины инструктора. Экипаж успешно выполнил весь предписанный комплекс упражнений на высоте 1000 метров и 8 часов 40 минут вернулся на аэродром. После осмотра и заправки в 8 часов 49 минут самолет снова поднялся в воздух. На этот раз под колпаком находился Серов, а Осипенко контролировала полет из инструкторской кабины. Полет был рассчитан на 40 минут, но в расчетное время самолет не вернулся, на поиски вылетели летчики, обнаружившие самолет УТИ-4 Серова - Осипенко разбившимся в 25 километрах северо-западнее Рязани. Прибывшие из Москвы специалисты Центральной аварийной комиссии, осмотрев обломки самолета, сделали заключение, что все элементы системы управления самолетом исправно работали до момента катастрофы, также при исследовании мотора самолета никаких дефектов обнаружено не было. На основании проведенного расследования был сделан следующий вывод о причинах катастрофы:
1) потеря высоты до 500 - 300 метров вместо заданной не ниже 1000 метров;
2) совершая полет под колпаком, А. К. Серов совершил пилотажную ошибку на малой высоте, потеряв скорость, свалился в штопор;
3) инструктор - контролер П. Д. Осипенко не сумела своевременно вмешаться в управление самолетом и скорректировать допущенную ошибку.

Вся ответственность за катастрофу была возложена на экипаж самолета. Безусловно, неоправданный риск со стороны комбрига Серова действительно имел место. Однако многие советские летчики и авиационные специалисты отмечали серьезные конструктивные недостатки учебной модификации УТИ-4. Также вероятной причиной катастрофы могла стать неудовлетворительная работа прибора "Пионер", являвшегося комбинированным указателем поворота и скольжения и установленного в закрытой кабине.

Однако критика в адрес погибшего экипажа не помешала организовать пышные похороны действительно знаменитых, заслуженных и любимых народом летчиков. Герои Советского Союза Анатолий Константинович Серов и Полина Денисовна Осипенко были похоронены на Красной Площади в Кремлевской стене 13 мая 1939 года.

#11мая

Комментарии