Великие люди России...

20 октября 1945 года ушла из жизни
Массалитинова Варвара Осиповна (29.07.1878 г. Липецк — 20.10.1945 г. Москва) — русская и советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Народная артистка РСФСР (1933), родная сестра русского и болгарского театрального деятеля, актёра, режиссёра, педагога, народного артиста НРБ Николая Осиповича Массалитинова.
Великие люди России... - 944842894662
Светлая память...
Великие люди России... - 944842894406
Великие люди России... - 944842894918
Великие люди России... - 944842895174
Великие люди России... - 944842895430
Великие люди России... - 944842895686
Великие люди России... - 944842896198
Великие люди России... - 944842896454
Великие люди России... - 944842896710
Великие люди России... - 944842896966
Великие люди России... - 944842897222
В 1901 году окончила драматические курсы при Московском театральном училище (класс А. П. Ленского) и была зачислена в труппу Малого театра, в котором проработала до конца жизни.

Первая работа В. Массалитиновой в кино – роль столярихи в картине «Поликушка» (1919) по одноименной повести Л. Толстого. Режиссер фильма – А. Санин – мхатовец. В этом фильме актриса дебютировала вместе с великим артистом Иваном Михайловичем Москвиным. Фильм «Поликушка», снятый киностудией «Русь», директором которой был М. Н. Алейников – первый советский фильм, имевший успех за рубежом. В том же 1919 году актриса вместе с артистами МХАТ (около 150 артистов), в числе которых наш земляк В. Михайлов – Лопатин, исполнила эпизодическую роль в фильме «Девьи горы» (1919).

В. Массалитинову режиссеры приглашали на кинороли в фильмы, поставленные по произведениям русской классики. В начале 1926 года на 3-й фабрике Госкино режиссер Григорий Рошаль снимал фильм «Господа Скотинины» по комедии Д. Фонвизина «Недоросль». На роль Простаковой

выбрали Массалитинову. До этого она блестяще исполняла эту роль в спектакле Малого театра. «...Великолепная артистка, умная, веселая женщина, она была очень увлечена съемками. Не жалела себя. Например, самоотверженно в пышном наряде и пудреном парике бросилась в пруд. Она очень интересно рассказывала о своей роли, но в фильме и десятой доли из того, что она замышляла, не получилось. Ей, театральной актрисе, не хватало в кино слова, голоса... Но вот кинематограф обрел звук, пришло слово, и мы увидели два прекрасных создания В. Массалитиновой – в «Грозе» и «Детстве Горького».

В этих фильмах ее богатый театральный опыт слился с подлинно кинематографической выразительностью. Как различны эти образы – жестокая, властолюбивая ханжа Кабаниха и добрая, мудрая бабушка Горького, как правдивы и точны!», – вспоминала актриса Н. Шатерникова, работавшая с Массалитиновой на одной съёмочной площадке.

«Кабаниха и Дикой в исполнении В. Массалитиновой и М. Тарханова... получились необычайно яркими, сочными фигурами», – отмечалось в рецензиях.

На Венецианском фестивале 1934 года картина «Гроза» была включена в число шести лучших фильмов.

Кинематографической вершиной актрисы считается роль бабушки – Акулины Ивановны – в трилогии М. Донского по автобиографическим произведениям Горького. Варвару Массалитинову благословил на эту роль сам писатель ещё задолго до съемок фильма. Но на эту роль В. Массалитинову утвердили не сразу из-за предыдущей роли – Кабанихи в «Грозе». М. Донской сумел убедить киноначальство и был прав: Массалитинова создала мудрый, сердечный, поэтичный образ. «...Полная, грузная, нелегко двигающаяся, говорящая протяжно на «о», она поражает пронзительной сердечностью, даром понимать и прощать. Это праведница не потому, что она не замечает человеческих грехов. Она знает их причину. Знает, что рождаются они тяжёлой жизнью, и, видя и понимая все гадкое и грязное, она умеет радоваться хорошему, всегда открыта ему. В бабушке – В. Массалитиновой – нашел наиболее полное воплощение нравственный идеал авторов картины...» (История советского кино: т.2. - с. 296). Акулина Ивановна Массалитиновой вся светится «изнутри... весёлым и тёплым светом». Она предстает на экране «матерью всех людей». В 1941 году фильмы «Детство Горького» и «В людях» получили Сталинские премии второй степени.

Огромный успех сопутствовал показу трилогии (Детство Горького, В людях, Мои университеты) не только в нашей стране, но и за границей. Марк Донской, вместе с Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко был поставлен в ряд крупнейших мастеров кино.

У Эйзенштейна Массалитинова сыграла роль Амелфы – матери русского богатыря Буслая в фильме «Александр Невский» (1938). «Хороша в фильме Массалитинова. Она создаёт небывалую ещё в искусстве со времен былин эпическую бытовую фигуру матери богатыря. Она и Охлопков (Буслай) похожи друг на друга. Они спорят, как мать спорит с почтительным сыном, спорят о любви и славе...», –писал об этой работе Массалитиновой В. Шкловский.

Фильмы, в которых снялась поистине народная русская актриса, составляют золотой фонд русского кино. В нашей библиотеке вы можете посмотреть эти фильмы: "Гроза", "Александр Невский".

Похоронена на Новодевичьем кладбище в г. Москве 2 участок, 25 ряд, 17 место, рядом с кинорежиссёром Я. Протазановым, который снимал фильм «Аэлита» с её участием.

#20октября

Комментарии

Комментариев нет.