Великие люди России...

7 января 1916 года умер знаменитый цирковой артист Анатолий Дуров..
За время карьеры Анатолию Леонидовичу Дурову довелось побывать и дрессировщиком, и канатоходцем, и акробатом, и клоуном. Именно ему принадлежит идея использования в своих выступлениях красочных костюмов. Вместе с братом Владимиром Дуровым он стал основоположником династии цирковых артистов.
Великие люди России... - 946491656774
Светлая память...
Великие люди России... - 946491657030
Великие люди России... - 946491657542
Великие люди России... - 946491657286
Великие люди России... - 946491658310
Великие люди России... - 946491658822
Великие люди России... - 946491658566
Великие люди России... - 946491659078
Великие люди России... - 946491659590
Великие люди России... - 946491660102
Великие люди России... - 946491660358
Знаменитый русский дрессировщик и клоун Анатолий Дуров, ставший основателем цирковой династии, перевернул представления о клоунаде и цирковом искусстве. Он был первым артистом цирка, обратившимся к политической сатире. Дрессированные животные служили ему для создания аллегорий – он ставил басни и мини-пьесы на злобу дня, и в этих номерах зрители без труда узнавали известных чиновников. Перспектива быть привселюдно осмеянным никого не прельщала, и высшие чины опасались ходить на представления, во время которых случалось немало курьезов.

Анатолий Дуров появился на свет в 1864 г. в семье полицейского пристава. В 5 лет он потерял мать, а вскоре, не справившись с утратой, ушел из жизни и отец. Анатолия и его старшего брата забрал на воспитание их крестный, московский адвокат Захаров. Он намеревался дать им хорошее образование и устроил в Первый кадетский корпус, но учеба братьев мало занимала. С детства они были влюблены в цирк и сами мечтали выступать на арене.

Крестный был недоволен такими увлечениями, ведь в те времена цирк считался «низкопробным» искусством. Тогда братья Дуровы сбежали из дома и устроились в бродячий цирк, где выступали в качестве акробатов, эквилибристов и жонглеров. Дуров сменил несколько трупп, где выступал с акробатическими номерами. Однажды он попробовал себя в качестве клоуна. Выступление было таким успешным, что после этого хозяин подписал с ним годовой контракт.

Дуров пытался найти в клоунаде свой стиль. Задействовав в номерах животных, он разыгрывал целые представления. Особым успехом пользовались сатирические номера. В 20 лет юноша приехал в Москву и поступил в труппу немецкого цирка Шумана. Выступления клоуна вызывали удивление и гомерический хохот. Удивлял он тем, что использовал минимум грима и не старался насмешить собственными падениями и прочими традиционными приемами. Его мастерство проявлялось не в дрессировке, а в остроумных монологах и репликах, а когда зрители узнавали в четвероногих артистах известных чиновников, они покатывались со смеху.

Вскоре номера Дурова стали гвоздем программы. Если до него настоящие имена клоунов не указывали на афишах, то его имя писали большими буквами – это стало действенной приманкой для публики. Его называли «королем шутов», и он не возражал – главное, что не «шут королей». Дуров начал гастролировать не только в России, но и за рубежом, и везде его встречали овациями. Он стал первой русской цирковой звездой мирового масштаба.

Однако в России по-прежнему к профессии клоуна относились с неуважением, а цирковое искусство считали «низким». Неоднократно Дурова пытались задеть и уколоть. Однажды сын редактора газеты «Московский листок» задал артисту вопрос: «А правда ли, чтобы пользоваться на цирковой арене успехом, нужно иметь непременно глупую физиономию?». Дуров ответил, что это правда. Затем выдержал паузу и добавил: «И если бы я обладал такой физиономией, как Ваша, мой успех был бы еще обеспеченнее!».

Дуров высмеивал бюрократизм, взяточничество, полицейский произвол, смело критиковал власть имущих, и в его номерах зрители без труда узнавали известных чиновников. Многие из них побаивались ходить на его выступления, а в народе ходили анекдоты по мотивам его сатирических сюжетов. Из-за таких номеров Дуров был персоной нон-грата во многих городах, а в газетах на него устраивали травлю: «Этот балаганный паяц дурного тона пытается выступать в качестве актера, куплетиста, и даже… обличителя».

Однажды во время гастролей в Одессе произошел такой инцидент. Местный градоначальник по фамилии Зеленый зашел в цирковой буфет. Все встали, и только Дуров остался сидеть. Чиновник разгневанно воскликнул: «Объясните этому олуху, что я Зеленый!». На что артист невозмутимо ответил: «Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать». А во время представления, на котором присутствовал и градоначальник, Дуров вывел на арену выкрашенного в зеленый цвет борова и заставил всех животных ему кланяться, приговаривая: «Кланяйтесь все ему, потому что он зеленый!». После этого артисту велели в 24 часа покинуть город. Он уехал… на тележке, в которую был запряжен зеленый боров.

В 1916 г. во время гастролей в Мариуполе Дуров заболел брюшным тифом и скоропостижно скончался. А его дело продолжил Анатолий Дуров-младший. Горький писал о выдающемся цирковом артисте: «Он был тем волшебником, который в отравленный источник печали влил каплю, одну только каплю живой воды – смеха – и сделал его целебным, дающим силу и жизнь». А Куприн говорил: «Это величайший русский цирковой артист, впервые показавший, что клоун не шут, а художник и сатирик».

#7января

Комментарии