24 января, родился Михаил Ильич Ромм (1901 — 1971) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, театральный режиссёр. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1950). С 1938 года — педагог, с 1948 года — руководитель актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа, профессор (с 1962). Среди его учеников такие известные режиссёры, как Т. Е. Абуладзе, Г. Н. Чухрай, В. М. Шукшин, А. Н. Митта, А. А. Тарковский, Н. С. Михалков, С. А. Соловьёв и другие.
Светлая память...
Михаил Ромм — знаменитый советский режиссер, сценарист. Он является лауреатом нескольких Сталинских премий и народным артистом СССР, многие его фильмы отмечены различными премиями и наградами. Он – классик советского кино, повлиявший на становление эстетики советского кинематографа и ставший учителем для целой плеяды знаменитых кинорежиссеров.
Михаил Ромм родился в Иркутске, куда незадолго до этого за подпольную революционную работу был выслан его отец, в 1901 году. Дата его рождения по разным данным — 24 января или 21 февраля. Его родители были медиками: отец — врачом-бактериологом, мать — зубным врачом. Через год после рождения Михаила семью выслали в Заиграево (Бурятия), где они жили несколько лет, после чего переехали в Москву.
Там Ромм отучился в гимназии и поступил в Училище ваяния и зодчества. Кинокритики отмечают, что занятия скульптурой повлияли на стилистику Ромма, как режиссера, — его фильмам присуща большая внимательность к фактуре, особая рельефность лиц. В годы Гражданской войны Ромм вступил в Красную Армию, где был связистом, а также служил в продовольственной комиссии. После возвращения он поступил в Высший художественно-технический институт; кроме того, в 1922-1923 годах учился в кинематографической мастерской Льва Кулешова.
Окончив институт в 1925 году, Михаил Ромм работал журналистом, сценаристом и переводчиком.
С 1931 года Ромм был ассистентом режиссера на студии “Союзкино”, а в 1934 году вышел его первый режиссерский фильм “Пышка”.
В 1936 году он познакомился со своей будущей женой — актрисой Еленой Кузьминой, которая снималась в его фильме “Тринадцать”.
В 1937 и 1939 годах Ромм снял два фильма о Ленине (”Ленин в Октябре” и “Ленин в 1918 году”), благодаря которым получил официальное признание.
В 1941 году он снял одну из самых известных картин в своей карьере — “Мечта”.
С 1938 года Ромм преподавал режиссуру во ВГИКе. В числе его учеников — многие классики советского и российского кино: А. Тарковский, В. Шукшин, Т. Абуладзе, Д. Асанова, Г. Чухрай, Б. Яшин, С. Соловьев и другие.
В 1956 году выходит мелодрама Ромма “Убийство на улице Данте”. Фильм успешно прошел в прокате и прославил игравшего в нем молодого Михаила Козакова.
В 1962 году он снимает фильм “Девять дней одного года”, который становится новым этапом в его творческой карьере.
В 1965 году Ромм снял документальную картину “Обыкновенный фашизм” — исследование с помощью кинематографии феномена массового психоза. Последний документальный фильм Михаила Ромма “И все-таки я верю…” остался незавершенным и был закончен после его смерти М. Хуциевым и Э. Климовым.
Умер он 1 ноября 1971 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
А теперь несколько слов о наиболее известных фильмах Михаила Ромма.
“ПЫШКА”
Дебютный фильм Ромма “Пышка”, вышедший в 1934 году, стал одной из последних немых картин в Советском Союзе — в этом же году официально произошел полный переход советской кинематографии к звуковому кино. “Пышка” (основанная на одноименной повести Ги де Мопассана) — это обличающая пороки буржуазного общества комедия, рассказывающая о лицемерных господах и добропорядочной проститутке. Одним из многочисленных достоинств фильма является актерский состав: например, в этом фильме свою первую кинороль сыграла Фаина Раневская.
“ТРИНАДЦАТЬ”
Кинокартина Михаила Ромма “Тринадцать” 1936 года снята под влиянием вестернов, а именно фильма Джона Форда “Потерянный патруль”. “Тринадцать” — это приключенческое и военное кино, рассказывающее о борьбе отряда красноармейцев с басмачами (партизанском движении Средней Азии, противостоящей советской власти). Эта картина считается одной из первых советских “пустынных фильмов” или “истернов” (названных так по аналогии с вестернами). Она повлияла не только на советский кинематограф, но и на мировой: в США впоследствии было снято три римейка “Тринадцати” — “Сахара” Золтана Корда, “Сахара” Брайана Тренчард-Смита и “Последний из команчей” Андрэ до Тота.
“МЕЧТА”
Фильм 1941 года “Мечта” — экзистенциальная драма и трагикомедия, посвященная обитателям одноименного пансиона, их изломанным судьбах, надеждам и разочарованиям, пропасти между прекрасной иллюзией и угнетающей реальностью. Только главной героине, вышедшей из деревни молодой девушке, хватает силы духа, чтобы не сломаться, а продолжать двигаться дальше в поисках своего счастья. Роль хозяйки пансиона Розы Скороход сыграла Фаина Раневская. Посмотрев “Мечту”, президент США Франклин Рузвельт назвал ее блестящей трагической актрисой, а сам фильм — великолепным. Фильм “Мечта” Михаил Ромм называл “очень личным” — он основывается на его детских воспоминаниях, характерах его родных.
“ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА”
“Девять дней одного года” выходит в 1962 году и становится одним из самых важных фильмов шестидесятых. Эта картина рассказывает о работе физиков-ядерщиков и о нравственных вопросах, с которыми они сталкиваются в процессе своих исследований. Фильм “Девять дней одного года” знаменует появление нового советского героя — ученого, интеллигента. Эта тематика присутствует во многих произведениях шестидесятых годов: это был период всплеска интереса к науке, веры в разум, поиска новой эстетики.
“ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ”
“Обыкновенный фашизм” (1965) — документальный фильм, в котором используются трофейные киноархивы нацистской Германии, которые при помощи монтажа и музыкального сопровождения становятся авторским высказыванием режиссера. Особенностью фильма является закадровый голос самого режиссера Михаила Ромма — в отличие от привычной в документальном кино торжественности и безликости, его голос кажется человеческим, обыденным, живым, что еще больше подчеркивает антитоталитарный пафос фильма. Кинокартина “Обыкновенный фашизм” оказалась очень успешной: за два года проката ее посмотрело 25 миллионов зрителей.
Великие люди России
Великие люди России...
24 января, родился Михаил Ильич Ромм(1901 — 1971) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, театральный режиссёр. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1950).
С 1938 года — педагог, с 1948 года — руководитель актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа, профессор (с 1962). Среди его учеников такие известные режиссёры, как Т. Е. Абуладзе, Г. Н. Чухрай, В. М. Шукшин, А. Н. Митта, А. А. Тарковский, Н. С. Михалков, С. А. Соловьёв и другие.
Михаил Ромм — знаменитый советский режиссер, сценарист. Он является лауреатом нескольких Сталинских премий и народным артистом СССР, многие его фильмы отмечены различными премиями и наградами. Он – классик советского кино, повлиявший на становление эстетики советского кинематографа и ставший учителем для целой плеяды знаменитых кинорежиссеров.
Михаил Ромм родился в Иркутске, куда незадолго до этого за подпольную революционную работу был выслан его отец, в 1901 году. Дата его рождения по разным данным — 24 января или 21 февраля. Его родители были медиками: отец — врачом-бактериологом, мать — зубным врачом. Через год после рождения Михаила семью выслали в Заиграево (Бурятия), где они жили несколько лет, после чего переехали в Москву.
Там Ромм отучился в гимназии и поступил в Училище ваяния и зодчества. Кинокритики отмечают, что занятия скульптурой повлияли на стилистику Ромма, как режиссера, — его фильмам присуща большая внимательность к фактуре, особая рельефность лиц. В годы Гражданской войны Ромм вступил в Красную Армию, где был связистом, а также служил в продовольственной комиссии. После возвращения он поступил в Высший художественно-технический институт; кроме того, в 1922-1923 годах учился в кинематографической мастерской Льва Кулешова.
Окончив институт в 1925 году, Михаил Ромм работал журналистом, сценаристом и переводчиком.
С 1931 года Ромм был ассистентом режиссера на студии “Союзкино”, а в 1934 году вышел его первый режиссерский фильм “Пышка”.
В 1936 году он познакомился со своей будущей женой — актрисой Еленой Кузьминой, которая снималась в его фильме “Тринадцать”.
В 1937 и 1939 годах Ромм снял два фильма о Ленине (”Ленин в Октябре” и “Ленин в 1918 году”), благодаря которым получил официальное признание.
В 1941 году он снял одну из самых известных картин в своей карьере — “Мечта”.
С 1938 года Ромм преподавал режиссуру во ВГИКе. В числе его учеников — многие классики советского и российского кино: А. Тарковский, В. Шукшин, Т. Абуладзе, Д. Асанова, Г. Чухрай, Б. Яшин, С. Соловьев и другие.
В 1956 году выходит мелодрама Ромма “Убийство на улице Данте”. Фильм успешно прошел в прокате и прославил игравшего в нем молодого Михаила Козакова.
В 1962 году он снимает фильм “Девять дней одного года”, который становится новым этапом в его творческой карьере.
В 1965 году Ромм снял документальную картину “Обыкновенный фашизм” — исследование с помощью кинематографии феномена массового психоза. Последний документальный фильм Михаила Ромма “И все-таки я верю…” остался незавершенным и был закончен после его смерти М. Хуциевым и Э. Климовым.
Умер он 1 ноября 1971 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
А теперь несколько слов о наиболее известных фильмах Михаила Ромма.
“ПЫШКА”
Дебютный фильм Ромма “Пышка”, вышедший в 1934 году, стал одной из последних немых картин в Советском Союзе — в этом же году официально произошел полный переход советской кинематографии к звуковому кино. “Пышка” (основанная на одноименной повести Ги де Мопассана) — это обличающая пороки буржуазного общества комедия, рассказывающая о лицемерных господах и добропорядочной проститутке. Одним из многочисленных достоинств фильма является актерский состав: например, в этом фильме свою первую кинороль сыграла Фаина Раневская.
“ТРИНАДЦАТЬ”
Кинокартина Михаила Ромма “Тринадцать” 1936 года снята под влиянием вестернов, а именно фильма Джона Форда “Потерянный патруль”. “Тринадцать” — это приключенческое и военное кино, рассказывающее о борьбе отряда красноармейцев с басмачами (партизанском движении Средней Азии, противостоящей советской власти). Эта картина считается одной из первых советских “пустынных фильмов” или “истернов” (названных так по аналогии с вестернами). Она повлияла не только на советский кинематограф, но и на мировой: в США впоследствии было снято три римейка “Тринадцати” — “Сахара” Золтана Корда, “Сахара” Брайана Тренчард-Смита и “Последний из команчей” Андрэ до Тота.
“МЕЧТА”
Фильм 1941 года “Мечта” — экзистенциальная драма и трагикомедия, посвященная обитателям одноименного пансиона, их изломанным судьбах, надеждам и разочарованиям, пропасти между прекрасной иллюзией и угнетающей реальностью. Только главной героине, вышедшей из деревни молодой девушке, хватает силы духа, чтобы не сломаться, а продолжать двигаться дальше в поисках своего счастья. Роль хозяйки пансиона Розы Скороход сыграла Фаина Раневская. Посмотрев “Мечту”, президент США Франклин Рузвельт назвал ее блестящей трагической актрисой, а сам фильм — великолепным. Фильм “Мечта” Михаил Ромм называл “очень личным” — он основывается на его детских воспоминаниях, характерах его родных.
“ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА”
“Девять дней одного года” выходит в 1962 году и становится одним из самых важных фильмов шестидесятых. Эта картина рассказывает о работе физиков-ядерщиков и о нравственных вопросах, с которыми они сталкиваются в процессе своих исследований. Фильм “Девять дней одного года” знаменует появление нового советского героя — ученого, интеллигента. Эта тематика присутствует во многих произведениях шестидесятых годов: это был период всплеска интереса к науке, веры в разум, поиска новой эстетики.
“ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ”
“Обыкновенный фашизм” (1965) — документальный фильм, в котором используются трофейные киноархивы нацистской Германии, которые при помощи монтажа и музыкального сопровождения становятся авторским высказыванием режиссера. Особенностью фильма является закадровый голос самого режиссера Михаила Ромма — в отличие от привычной в документальном кино торжественности и безликости, его голос кажется человеческим, обыденным, живым, что еще больше подчеркивает антитоталитарный пафос фильма. Кинокартина “Обыкновенный фашизм” оказалась очень успешной: за два года проката ее посмотрело 25 миллионов зрителей.
#24января