Великие люди России...

4 марта 1923 года ушел из жизни
Александр Опекушин (28.11.1838 - 4.03.1923) — русский скульптор-монументалист, художник. В монументальном искусстве развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре - памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.

Также среди его работ – памятники: Пушкину в Петербурге (1884), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912).
Великие люди России... - 947543305542
Светлая память...
Великие люди России... - 947543305286
Великие люди России... - 947543305030
Великие люди России... - 947543304774
Великие люди России... - 947543305798
Великие люди России... - 947543306054
Великие люди России... - 947543306310
Великие люди России... - 947543306566
Великие люди России... - 947543306822
Великие люди России... - 947543307334
Великие люди России... - 947543307078
Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) — выдающийся русский скульптор, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Виртуальная выставка «Великий скульптор» к 185 - летию со дня рождения А.М. Опекушина (1838).

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Многие дома в Москве и Петербурге отделывались лепниной, выполненной нашими земляками. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Александр жил в Петербурге в 1850-х гг. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д. И. Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре.

Уже в первой самостоятельной работе Опекшина «Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Александр посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В этом состояло его художественное образование, остальное — талант и громадное трудолюбие.

В 1861 скульптор женится на золотошвейке Е. И. Гуськиной. Встреча с М. О. Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России» (Новгород, 1862). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 за статую Петра I Опекушин получает звание академика.

Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А. С. Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина. Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту — М. Ю. Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 в Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 в г. Дерпте (ныне г. Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли «лучшим русским скульптором», он был обласкан царской фамилией, награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде.

К сожалению, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 г. «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христа Спасителя в Москве. В разряд «слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский и адмирал А. С. Грейг, чьи памятники (в Хабаровске и Николаеве) работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства, собранные общественностью, в последние годы восстановлены Опекушинские памятники Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1991) и И. Г. Харитоненко в Сумах (1996). Поднимался вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя (но в 2005 году на его месте был установлен памятник Александру II работы современного скульптора Александра Рукавишникова). До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина — станковая скульптура: портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее.

В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в д. Свечкино и с. Рыбницы сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея — мемориальный Дом-музей А. М. Опекушина. Автор: И.И. Зенкина.
Великие люди России... - 947543307590
Великие люди России... - 947543307846
Великие люди России... - 947543308358
Великие люди России... - 947543308614
Великие люди России... - 947543308870
Великие люди России... - 947543309126
Великие люди России... - 947543309382
Великие люди России... - 947543309638
Великие люди России... - 947543309894
Великие люди России... - 947543310150
Великие люди России... - 947543310406
Великие люди России... - 947543310662
Великие люди России... - 947543310918

Комментарии