Великие люди России...

26 июля 1976 года ушёл из жизни
Абрам Матвеевич Роом (28 июня 1894 — 26 июля 1976) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Лауреат двух Сталинских премии (1946, 1949). Народный артист РСФСР.
Великие люди России... - 950108810310
Светлая память...
Великие люди России... - 950108810054
Великие люди России... - 950108810822
Великие люди России... - 950108810566
Великие люди России... - 950108811078
Великие люди России... - 950108811334
Великие люди России... - 950108811590
Великие люди России... - 950108811846
Великие люди России... - 950108812102
Абрам Роом родился 16 (28 по новому стилю) июня 1894 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Отец - Мордхель (Мордух) Беньяминович Ром (1852-1923). Мать - Лея Давидовна-Абелевна Ром (1872-1914).
Родители были родом из Евье (ныне Вевис в Литве). Семья была многодетной.
В 1904 году поступил в виленскую восьмилетнюю частную гимназию Н. А. Виноградова, которую окончил в 1914 году. В феврале 1915 года был признан негодным к воинской службе.

В августе 1915 года подал прошение о приёме его в действительные студенты медицинского факультета Императорского Николаевского университета в Саратове. Некоторое время учился в Петроградском психоневрологическом институте, но был вынужден оставить учёбу в виду отсутствия права жительства вне черты оседлости.
Его мать умерла, а 64-летний отец был недееспособным в результате эмфиземы лёгких. Поэтому Абрам находился на иждивении своего дяди И. К. Фишкина, который был призван в армию и пропал без вести во время боевых действий.
9 августа 1915 года Михаил был вынужден бежать из Вильно, но уже в следующем месяце был принят на медицинский факультет в Императорский Николаевский университет.

Отучившись два с половиной курса, он в конце 1917 года был призван в Красную Армию в качестве военврача и отправлен на фронт, вернувшись в Саратов в 1919 году. С начала октября 1919 года работал ответственным сотрудником редакции газеты «Известия Саратовского Совета», преподавателем в отделе искусств. Его дебют как театрального режиссёра состоялся на сцене саратовского Театра лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и петрушки, открытого в конце июня 1919 года.

В сентябре 1920 года стал основателем и ректором новообразованных Высших государственных мастерских театрального искусства (ВГМТИ, впоследствии Саратовский театральный институт), где был также ведущим педагогом и главным режиссёром до их закрытия в 1923 году. В январе 1922 года совместно с С. Неделиным основал театр «Голубятня» в здании пассажа на углу Московской и Никольской улиц, а после его закрытия - Театр эксцентрических представлений (ТЭП) в помещении клуба подрядчиков (ныне здание ТЮЗа), став его главным режиссёром.

24 декабря 1922 года открыл Детский театр ВГМТИ, а 25 декабря 1922 года - Показательный театр ВГМТИ (оба в помещении театра имени Ленина), для демонстрации работ сценических мастерских. С 1923 года был режиссёром Театра Революции, вместе с В. Э. Мейерхольдом поставил пьесу А. М. Файко «Озеро Люль» (премьера состоялась 8 ноября 1923 года), режиссёром и педагогом Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве. В 1925-1934 годах - педагог ВГИКа (доцент). С 1924 года - режиссёр киностудии Госкино, Совкино, Союзкино.

С 1936 года - режиссёр киностудии Украинфильм, с 1940 года - режиссёр киностудии «Мосфильм». Автор сценария фильма «Ветер» (1926). В 1927 году как актер снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд».
Как кинорежиссер Абрам Роом дебютировал в 1924 году с фильмом «Гонка за самогонкой». В те времена в кинокритике бытовало определение: «Большая пятёрка советского кино: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Абрам Роом». Он создал своё направление в кино, в котором главное - психологизм и бытописательство.

Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре. Новаторство двух его самых совершенных немых фильмов - «Третья Мещанская» и «Привидение, которое не возвращается» - сделало его европейской кинознаменитостью.

Роому было 70, когда в 1964 году он снял "Гранатовый браслет". За Куприным последовал Бунин (не разрешенный к постановке "Солнечный удар"), за ним Чехов ("Цветы запоздалые") и, наконец, Горький ("Преждевременный человек" по пьесе "Яков Богомолов").

Умер Абрам Матвеевич Роом 26 июля 1976 года в Москве, был похоронен на Введенском кладбище.

#26июля

Комментарии