Как они изменялись?📖 Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. По сути, это похоже на детскую игру "глухой телефон", где до последнего в цепочке не всегда доходит то, что было изначально, так вышло и со сказками. Сегодня все дети начинают знакомство с литературным языком со сказок. Самые первые образчики, на протяжении последних ста лет в России, – это всеми любимые «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка». Несмотря на то, что тексты мы знаем наизусть, данные сюжеты настолько старинны, что мы не всегда уже понимаем, какой именно урок должны извлечь из них добры молодцы и красны девицы. Происходит так потому, что за долгие годы эти истории частично растеряли персонажей и события. Персонажи изменились, сюжет тоже потерпел свои правки и каждое поколение трактует по-своему произведения. Но какой же смысл был изначально в сказках и все-ли так, как нам рассказывали родители?! ✨Сказка про Иванушку-дурачка Спросив у любого человека, кто знает это произведение, о главном герое вы скорее всего услышите "дурак, глупый, не образованный", но вы удивитесь узнав, что это не так. До 15 века существовала традиция основанная на неком суеверии, что нельзя детям давать имена до 14 лет. До этого возраста они носили только прозвища. Потому первенец обычно был Перваком, а вот слово«дурак» использовалось совсем не в значении «глупый». Это упростившееся слово «Другак», то есть «другой». Ведь герой в сказке не похож на остальных, его поступки кажутся странными, оправдывая его прозвище. ✨"Сказка о глупом мышонке" Эту чудесную детскую сказку в стихах знает каждый взрослый. Каждый из героев пытался уложить маленького непосредственно спать и ни у кого не получилось, пока в конце не пришла кошка: Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать… Согласитесь, в этом многоточие каждый понял конец истории, и он очевиден, но что, если вам скажут что это не так! Мало кто помнит, что спустя 30 лет Маршак написал продолжение этой истории, оно называется «Сказка об умном мышонке», и да мышонок там оказался тот же самый. Да и начало второй сказки продолжает мысль первой: «Унесла мышонка кошка…» Получается, что всë не так очевидно, как кажется на первый взгляд! Колобок Как оказалось, что в этой самой знаменитой и известной каждому ребенку сказке есть один скрытый смысл. Вы не задумывались, почему именно круглый хлеб испекла бабка? Ну хлеб и хлеб, какая разница, но нет!Коло – это колесо, круг, коло-ворот, то есть поворот круга. Круг символизирует солнце - главный хранитель жизни на Земле, обходит мир колесом небесным. Дед и Баба знали, что 25 декабря (в самые темные дни месяца, который раньше называли студень) Солнце должно начать поворот, чтобы жизнь не угасла в зимой и обновилась весной с новыми силами. Однако светилу требовалась помощь в борьбе с холодом и тьмой. Вот и лепили старейшие символы Солнца – колобки, блины, лепешки, любые мучные круги ю, которые нужно было испечь на огне – посвятить огненному светилу. По поводу старинной интерпретации этого сюжета сейчас в сети распространена версия, которая, правда, дается без ссылок на серьезные источники, но выглядит логичной и поэтому достаточно привлекательной. Считается, что Колобок на самом деле от каждого из встреченных животных укатывался слегка надкусанным: «Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел, пока Лиса совсем не съела.» Согласно этой версии таким образом детишкам в старину объяснялись основы астрономии и календаря – все более уменьшающийся Колобок наглядно иллюстрировал фазы лунного цикла. ✨Репка Эта сказка также претерпела некоторые изменения, но смысл ее от этого не исказился. Сказка была записана в XIX веке в Архангельской губернии исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым. В 1863 году он включил ее в свой сборник «Народные русские сказки». В первоначальном фольклорном варианте речь шла о«ногах», которые приходили по очереди на помощь:«Пришла дрýга нóга; дрýга нóга за нóгу, нóга за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут.» Автор привычного нам текста – тот же знаменитый русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский. Он очень мудро дал собачке имя. Кстати, сейчас даже существует шутка по поводу того, что Жучка, - единственное поименованное существо в сказке, скрывает таким образом более грубое обращение. Неизвестные шутники даже не знают, насколько они правы. В дальнейшем при пересказах и Толстой и Даль эту кличку сохранили. Судя по некоторым источникам, в сказке раньше было больше действующих лиц, но тут, возможно, каждый рассказчик в старину мог проявлять фантазию, на то оно и устное народное творчество. В остальном же сюжет этой сказки-цепочки остается прежним, и говорит она, конечно, о взаимовыручке и о том, что даже самое маленькое усилие может помочь общему делу. «Курочка Ряба» В старину текст этой сказки был гораздо более богат событиями. За разбитым яичком следовала целая череда несчастий, нарастающих по силе и степени трагизма: В более позднем варианте страшные последствия ничтожного происшествия другие: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко (или кадку с тестом перевернула) — поп церковные книги порвал, разбежался и ударился о косяк и т. д. Всего известно несколько десятков различных вариантов этой сказки. Такое кумулятивное (нарастающее) построение сюжета делает ее комической – незначительное событие приводит к мировым катастрофам. В принципе, в современном мире эту старинную логику мы привыкли описывать «эффектом бабочки». Удивительно, сколько же тайн скрыто в сказках, знакомых нам с пеленок. А вы узнали что-то новое? Этот цикл постов выходит при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив. #фондкультурыхинициатив #ПФКИ_Сказки_вместе #
МБУ "Клуб " Прогресс" г. Тореза"
🌞🌞🌛🌝Сказки, передаваемые из уст в уста.
Как они изменялись?📖
Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали.
По сути, это похоже на детскую игру "глухой телефон", где до последнего в цепочке не всегда доходит то, что было изначально, так вышло и со сказками.
Сегодня все дети начинают знакомство с литературным языком со сказок. Самые первые образчики, на протяжении последних ста лет в России, – это всеми любимые «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка». Несмотря на то, что тексты мы знаем наизусть, данные сюжеты настолько старинны, что мы не всегда уже понимаем, какой именно урок должны извлечь из них добры молодцы и красны девицы. Происходит так потому, что за долгие годы эти истории частично растеряли персонажей и события.
Персонажи изменились, сюжет тоже потерпел свои правки и каждое поколение трактует по-своему произведения. Но какой же смысл был изначально в сказках и все-ли так, как нам рассказывали родители?!
✨Сказка про Иванушку-дурачка
Спросив у любого человека, кто знает это произведение, о главном герое вы скорее всего услышите "дурак, глупый, не образованный", но вы удивитесь узнав, что это не так. До 15 века существовала традиция основанная на неком суеверии, что нельзя детям давать имена до 14 лет. До этого возраста они носили только прозвища. Потому первенец обычно был Перваком, а вот слово«дурак» использовалось совсем не в значении «глупый». Это упростившееся слово «Другак», то есть «другой». Ведь герой в сказке не похож на остальных, его поступки кажутся странными, оправдывая его прозвище.
✨"Сказка о глупом мышонке"
Эту чудесную детскую сказку в стихах знает каждый взрослый. Каждый из героев пытался уложить маленького непосредственно спать и ни у кого не получилось, пока в конце не пришла кошка:
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Согласитесь, в этом многоточие каждый понял конец истории, и он очевиден, но что, если вам скажут что это не так! Мало кто помнит, что спустя 30 лет Маршак написал продолжение этой истории, оно называется «Сказка об умном мышонке», и да мышонок там оказался тот же самый. Да и начало второй сказки продолжает мысль первой: «Унесла мышонка кошка…»
Получается, что всë не так очевидно, как кажется на первый взгляд!
Колобок
Как оказалось, что в этой самой знаменитой и известной каждому ребенку сказке есть один скрытый смысл. Вы не задумывались, почему именно круглый хлеб испекла бабка? Ну хлеб и хлеб, какая разница, но нет!Коло – это колесо, круг, коло-ворот, то есть поворот круга. Круг символизирует солнце - главный хранитель жизни на Земле, обходит мир колесом небесным. Дед и Баба знали, что 25 декабря (в самые темные дни месяца, который раньше называли студень) Солнце должно начать поворот, чтобы жизнь не угасла в зимой и обновилась весной с новыми силами. Однако светилу требовалась помощь в борьбе с холодом и тьмой. Вот и лепили старейшие символы Солнца – колобки, блины, лепешки, любые мучные круги ю, которые нужно было испечь на огне – посвятить огненному светилу.
По поводу старинной интерпретации этого сюжета сейчас в сети распространена версия, которая, правда, дается без ссылок на серьезные источники, но выглядит логичной и поэтому достаточно привлекательной. Считается, что Колобок на самом деле от каждого из встреченных животных укатывался слегка надкусанным: «Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел, пока Лиса совсем не съела.»
Согласно этой версии таким образом детишкам в старину объяснялись основы астрономии и календаря – все более уменьшающийся Колобок наглядно иллюстрировал фазы лунного цикла.
✨Репка
Эта сказка также претерпела некоторые изменения, но смысл ее от этого не исказился. Сказка была записана в XIX веке в Архангельской губернии исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым. В 1863 году он включил ее в свой сборник «Народные русские сказки». В первоначальном фольклорном варианте речь шла о«ногах», которые приходили по очереди на помощь:«Пришла дрýга нóга; дрýга нóга за нóгу, нóга за сучку, сучка
за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут.»
Автор привычного нам текста – тот же знаменитый русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский. Он очень мудро дал собачке имя. Кстати, сейчас даже существует шутка по поводу того, что Жучка, - единственное поименованное существо в сказке, скрывает таким образом более грубое обращение. Неизвестные шутники даже не знают, насколько они правы. В дальнейшем при пересказах и Толстой и Даль эту кличку сохранили. Судя по некоторым источникам, в сказке раньше было больше действующих лиц, но тут, возможно, каждый рассказчик в старину мог проявлять фантазию, на то оно и устное народное творчество. В остальном же сюжет этой сказки-цепочки остается прежним, и говорит она, конечно, о взаимовыручке и о том, что даже самое маленькое усилие может помочь общему делу.
«Курочка Ряба»
В старину текст этой сказки был гораздо более богат событиями. За разбитым яичком следовала целая череда несчастий, нарастающих по силе и степени трагизма: В более позднем варианте страшные последствия ничтожного происшествия другие: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко (или кадку с тестом перевернула) — поп церковные книги порвал, разбежался и ударился о косяк и т. д. Всего известно несколько десятков различных вариантов этой сказки. Такое кумулятивное (нарастающее) построение сюжета делает ее комической – незначительное событие приводит к мировым катастрофам. В принципе, в современном мире эту старинную логику мы привыкли описывать «эффектом бабочки».
Удивительно, сколько же тайн скрыто в сказках, знакомых нам с пеленок. А вы узнали что-то новое?
Этот цикл постов выходит при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив.
#фондкультурыхинициатив #ПФКИ_Сказки_вместе #