Изучение цвета детьми раннего дошкольного возраста

Занятие 9. Ниточки для шариков

Цель занятия – обучение сличению цвета по принципу «такой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.
Оборудование. Воздушные шары зеленого, красного, синего и желтого цвета, тонкие ленточки соответствующих цветов; картонные круги и узкие полоски соответствующих цветов.
Ход занятия.
Малыши очень любят играть с воздушными шарами. Используйте это при обучении их цветам. Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки или толстые нитки соответствующих цветов.
Взрослый. Видите, какие замечательные воздушные шары я надула. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета.
После этого взрослый раздает четверым из детей ленточки и просит подобрать их к шарам такого же цвета. Воспитатель помогает сравнить цвета шарика и ленточки путем приложения и озвучивает результат словами «такой» или «не такой», после чего привязывает их.
Когда все ленточки привязаны, детям предлагают поиграть с шарами — подбрасывать их, перекидывать друг другу, ловить. При этом воспитатель озвучивает названия цветов, пока не требуя их повторения от детей.
В качестве усложнения игры можно предлагать большее количество шаров и ленточек разного цвета. Такую же игру можно проводить не с реальными предметами, а на бумаге (материалы для этого легко подготовить самостоятельно):
— аппликация: на листе бумаги нарисованы ниточки разного цвета — ребенок выбирает картонные круги такого же цвета и прикладывает к «ниткам»;
— раскраска: к кругам, нарисованным в виде черного контура, пририсованы разноцветные ниточки — ребенку предлагают закрасить шарики в такой же цвет, что и ниточка;
— рисование: на листе бумаги нарисованы шарики разного цвета — ребенок пририсовывает к ним ниточки такого же цвета; или — ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать 1–3 шарика определенного цвета (общее для всех задание — все дети рисуют одинаковые по цвету шарики, индивидуальное задание — взрослый каждому ребенку дает свое задание).
Обложка
Обложка
---
Теория на тему "Изучение цвета детьми раннего дошкольного возраста" представлена в
предыдущем посте.
Развитие ребёнка с рождения
20 июл 2023

Изучение цвета детьми раннего дошкольного возраста

Порядок изучения цветов

Начинайте знакомство ребенка с цветами из 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, фиолетовый.
В дальнейшем можно предложить для изучения голубой цвет, который усваивается с трудом (даже взрослые порой путают синий и голубой цвета - называют голубыми светлые оттенки синего). С детьми дошкольного возраста можно начинать изучать оттенки цветов по светлоте - розовый, салатовый, серый и др., а также различные смешанные цвета: лимонный, коричневый, сиреневый, малиновый и другие.

Этапы обучения восприятию цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия формы, величины и других свойств предметов прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, пользуясь при восприятии цвета зрительной ориентировкой. Рассмотрим более подробно, как развивается у ребенка восприятие цвета:
1⃣ Различение цветов по принципу «такой-не такой» - зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении-прикладывании и примеривании. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость.
Пример: игра «Цветные парочки»: ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Взрослый произносит название цвета после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.
2⃣ Зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения).
Пример: игра «Найди предмет»: ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. Взрослый произносит название цвета после выполнения ребенком задания.
3⃣ Закрепление представлений о цвете в слове-названии - ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни (в быту) и деятельности-игре, изобразительной и трудовой деятельности. Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.
Пример: игра «Назови, какого цвета!» (можно использовать предметы и картинки).

Материалы и способы изучения цвета

Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами:
- используя специальные дидактические игрушки и настольно-печатные игры, направленные на изучение цветов;
- в специально организованных подвижных играх;
- рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы: овощи и фрукты, одежду, игрушки и т.д.;
- рассматривая цветные картинки (карточки, книжки и др.);
- рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.
Обложка
Обложка
Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.