Изучение цвета детьми раннего дошкольного возраста

Занятие 19. Разноцветные зайцы

Цель занятия - различение и сличение цветов; закрепление знаний о названиях цветов; развитие внимания.
Оборудование. Листы цветного картона формата А4 красного, желтого, зеленого и синего цветов; фигурки зайцев (из этого же картона, двусторонние, размером около 6–8 см.) — по 3-5 фигурок каждого цвета; фигура волка.
Ход занятия.
Положите листы картона на ковре или столе (рядом или на некотором расстоянии) и объясните детям, что это «полянки в лесу». На полянках играют и бегают зайцы: положите зайчиков на «полянки», но так, чтобы цвета зайцев не совпадали с цветом «полян» и ребенок хорошо их видел.
Взрослый. Жили-были на свете весёлые разноцветные зайцы. Они прыгали и резвились на цветных полянках. Но вдруг пришёл серый волк. Зайцы, прячьтесь скорее!
Покажите детям, как можно переместить зайцев на «полянки» такого же цвета (синих — на синюю, красных — на красную и т.д.), чтобы они слились с фоном и их не было видно. Затем предложите детям переместить остальные фигурки самостоятельно.
Взрослый. Спрятались зайки на полянках — теперь никого не видно. Не нашел волк зайцев и ушел ни с чем. Зайчики, можно снова идти гулять!
Эту игру можно повторить несколько раз. Можно провести игру по-другому: раздать детям по одной фигурке и предложить погулять вместе с зайчиком. А по сигналу «волк идет» дети должны быстро доставить зайца к полянке такого же цвета (полянки находятся в разных местах комнаты), и спрятать его от волка. Тех зайцев, которые не спрятались (оказались на поляне контрастного цвета) волк уносит с собой. Обратите внимание, что в такой подвижной игре желательно увеличить размер полянок и зайцев. В качестве усложнения этой игры можно увеличить количество используемых в игре цветов, постепенно добавляя новые цвета и оттенки, или же увеличивая количество зайцев каждого цвета.

Обложка
Обложка
---
Теория на тему "Изучение цвета детьми раннего дошкольного возраста" представлена в
предыдущем посте.
Развитие ребёнка с рождения
20 июл 2023

Изучение цвета детьми раннего дошкольного возраста

Порядок изучения цветов

Начинайте знакомство ребенка с цветами из 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, фиолетовый.
В дальнейшем можно предложить для изучения голубой цвет, который усваивается с трудом (даже взрослые порой путают синий и голубой цвета - называют голубыми светлые оттенки синего). С детьми дошкольного возраста можно начинать изучать оттенки цветов по светлоте - розовый, салатовый, серый и др., а также различные смешанные цвета: лимонный, коричневый, сиреневый, малиновый и другие.

Этапы обучения восприятию цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия формы, величины и других свойств предметов прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, пользуясь при восприятии цвета зрительной ориентировкой. Рассмотрим более подробно, как развивается у ребенка восприятие цвета:
1⃣ Различение цветов по принципу «такой-не такой» - зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении-прикладывании и примеривании. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость.
Пример: игра «Цветные парочки»: ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Взрослый произносит название цвета после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.
2⃣ Зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения).
Пример: игра «Найди предмет»: ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. Взрослый произносит название цвета после выполнения ребенком задания.
3⃣ Закрепление представлений о цвете в слове-названии - ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни (в быту) и деятельности-игре, изобразительной и трудовой деятельности. Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.
Пример: игра «Назови, какого цвета!» (можно использовать предметы и картинки).

Материалы и способы изучения цвета

Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами:
- используя специальные дидактические игрушки и настольно-печатные игры, направленные на изучение цветов;
- в специально организованных подвижных играх;
- рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы: овощи и фрукты, одежду, игрушки и т.д.;
- рассматривая цветные картинки (карточки, книжки и др.);
- рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.
Обложка
Обложка
Показать ещё

Комментарии