Русский сарафан Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом. Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду. История возникновения русского сарафана Первые упоминания относятся к XIII веку: в одной из летописей использовалось это слово. Интересно! Платья, похожие на сарафаны по крою, носили в самых разных странах – например, он часто встречается в национальных костюмах Скандинавских народов. Однако считается, что его изначальной родиной стала Азия – предположительно, Индия. Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова: «Сарафан» - это иранское слово, которое в дословном переводе обозначало человека, «полностью одетого». «Сарапа» - слово из персидского языка, которое, впрочем, означает то же, что и иранский «сарафан». «Сари» - это индийское известное слово дословно означает «отрез ткани». Если подумать, то все три слова оказываются приблизительно равноценными по смыслу, а значит, неизвестно, какое из них раньше проникло в наш язык и было освоено. Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами. Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причем чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой. Интересно! Многие сарафаны были распашными, то есть застегивались спереди. Из-за этого вдоль шва часто располагались медные пуговицы и яркая вышивка, которая придавала одежде более нарядный и интересный вид. В разделе «Русский сарафан» вы всегда сможете увидеть самые разные модели сарафанов. Практически все существующие виды кроя представлены на странице. В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание черной и красной нити для объемной вышивки. Русский сарафан в современной моде В современной моде сарафан не сдает своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов. Так, среди самых известных мэтров высокой моды к образу сарафанов русских барышень обращались: модный дом Валентино; Ив Сен-Лоран (он и вовсе считает, что русский стиль никогда не выходит из моды); модный дом Гуччи и т. д.. Сегодня, кстати, возникает тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа. С чем носить русский сарафан Носить русский сарафан сегодня можно в соответствии с традициями или на современный лад. Сочетать этот элемент гардероба можно с: белой рубахой с длинным рукавом (желательно, чтобы рукава были украшены вышивкой); блузками (желательно покроя «распашонка»); сапожками – так выглядели дамы на гравюрах и старинных картинках; плетеными босоножками или туфлями на небольшом каблучке или на плоской подошве, напоминающими балетки: то есть с округлым носком и желательно – с перепонкой. В жаркое время года вполне допустимо надеть сарафан с широкими лямками на голое тело. головным убором – это мог быть платок, рогатая шапочка-кичка для замужней женщины, ленты или обручи в волосах для девиц или даже расшитый самоцветами кокошник; шнуром или широким вышитым поясом; красиво вышитым передником, который делал образ более нарядным и интересным. Сами сарафаны и соответствующие аксессуары всегда можно увидеть в разделе «Русский народный костюм» и создать аутентичный славянский образ! Ткани русского сарафана Сарафаны носили «и в пир и в мир». Это была и повседневная, и праздничная одежда, которую для разных целей шили из разных материалов и интересно украшали. Простолюдинки чаще всего использовали следующие ткани: бязь; лен; хлопок; холстина; домотканое шерстяное полотно и т. д.. Крестьянки редко могли позволить себе шелковые одеяния, поэтому основное отличие повседневного и праздничного нарядов заключалось в его покрое и в цвете: красные сарафаны надевали только по праздникам или на свадьбу. В повседневности чаще всего использовались более простые оттенки – синий, зеленый, коричневый. Интересно! Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешевой холстины. Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например: шелк; парчу; бархат; тонкую шерстяную ткань и т. д.. Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами. Как украсить русский сарафан Русские сарафаны, даже повседневные, для простой работы, всегда были богато украшены. Чаще всего элементами украшения являлись: роскошная вышивка ручной работы с обережными символами-орнаментами; драгоценности, жемчуг, который пришивали на сарафан; яркие пуговицы – например, из олова, меди, бронзы и т. д..; ленты из парчи, кружева и т. д.. Особо стоит отметить, конечно же, вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Расположение рисунков, сами орнаменты, их цвета о многом говорили – от достатка семьи до положения самой девушки. Благодаря украшениям, часто можно было понять, замужем ли женщина, сколько у нее детей и т. д.. Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле. Интересно! Замужние женщины не имели права выходить с непокрытой головой, поэтому волосы обязательно на улице закрывались хотя бы платком, который красиво дополнял русский сарафан. Сегодня сарафан остается той одеждой, которая идет девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди могут позволить себе приталенные модели, которые подчеркнут тонкость и изящество стана, а женщины постарше могут выбрать вариант с более многослойным верхом. Аксессуары русского сарафана Русский сарафан был, как сказали бы сейчас, «базовым элементом» женского гардероба. Однако известно, что женщины носили многослойные наряды и всегда сочетали его с интересными аксессуарами: ВАМ ИНТЕРЕСНА ТЕМА НАРОДОВ МИРА, НЕКОНТАКТНЫЕ ПЛЕМЕНА, ТРАДИЦИИ И ЭТНОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, СОВРЕМЕННЫЕ СТРАНЫ, ТОГДА ВСТУПАЙТЕ В НАШУ НОВУЮ ГРУППУ — КРАСОТА НАРОДОВ МИРА. ЭТНОС. ПЛЕМЕНА. Одноклассники — https://ok.ru/group/70000002815077 Вконтакте — https://vk.com/club219560484 Фейсбук — https://www.facebook.com/groups/narodimira
Однако в XVI веке (по некоторым источникам – в XVII веке) эта одежда перекочевала в женский гардероб. Почему так случилось – ответа нет. Однако сарафаны стали носить русские барышни и дамы любых сословий:
простолюдинки-крестьянки;
купеческие жены и дочери;
боярыни и великие княжны;
придворные дамы и т. д..
Интересно! Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена поневная культура, то есть дамы облачались в юбки-поневы.
Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от ее национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.
Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане и расшитом драгоценными камнями кокошнике. Эта мода так полюбилась в Империи, что Николай I даже издал специальный указ в 1834 году, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.
Особенности русского сарафана Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:
Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 (!) предметов одежды.
В повседневности женщины носили неяркие, неброские сарафаны, чаще всего черные, синие, коричневые или грязно-зеленые. Их не было жалко испачкать.
Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объем.
Разновидности русского сарафана Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы. Различия были и в пошиве. Так, сегодня известно несколько основных кроев:
Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.
Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.
Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.
Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.
КРАСОТА НАРОДОВ МИРА. ЭТНОС. ПЛЕМЕНА.
#костюмыинаряды
Русский сарафан
Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом.
Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду.
История возникновения русского сарафана
Первые упоминания относятся к XIII веку: в одной из летописей использовалось это слово.
Интересно! Платья, похожие на сарафаны по крою, носили в самых разных странах – например, он часто встречается в национальных костюмах Скандинавских народов. Однако считается, что его изначальной родиной стала Азия – предположительно, Индия.
Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова:
«Сарафан» - это иранское слово, которое в дословном переводе обозначало человека, «полностью одетого».
«Сарапа» - слово из персидского языка, которое, впрочем, означает то же, что и иранский «сарафан».
«Сари» - это индийское известное слово дословно означает «отрез ткани». Если подумать, то все три слова оказываются приблизительно равноценными по смыслу, а значит, неизвестно, какое из них раньше проникло в наш язык и было освоено.
Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами.
Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причем чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой.
Интересно! Многие сарафаны были распашными, то есть застегивались спереди. Из-за этого вдоль шва часто располагались медные пуговицы и яркая вышивка, которая придавала одежде более нарядный и интересный вид.
В разделе «Русский сарафан» вы всегда сможете увидеть самые разные модели сарафанов. Практически все существующие виды кроя представлены на странице.
В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание черной и красной нити для объемной вышивки.
Русский сарафан в современной моде
В современной моде сарафан не сдает своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов. Так, среди самых известных мэтров высокой моды к образу сарафанов русских барышень обращались:
модный дом Валентино;
Ив Сен-Лоран (он и вовсе считает, что русский стиль никогда не выходит из моды);
модный дом Гуччи и т. д..
Сегодня, кстати, возникает тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа.
С чем носить русский сарафан
Носить русский сарафан сегодня можно в соответствии с традициями или на современный лад. Сочетать этот элемент гардероба можно с:
белой рубахой с длинным рукавом (желательно, чтобы рукава были украшены вышивкой);
блузками (желательно покроя «распашонка»);
сапожками – так выглядели дамы на гравюрах и старинных картинках;
плетеными босоножками или туфлями на небольшом каблучке или на плоской подошве, напоминающими балетки: то есть с округлым носком и желательно – с перепонкой.
В жаркое время года вполне допустимо надеть сарафан с широкими лямками на голое тело.
головным убором – это мог быть платок, рогатая шапочка-кичка для замужней женщины, ленты или обручи в волосах для девиц или даже расшитый самоцветами кокошник;
шнуром или широким вышитым поясом;
красиво вышитым передником, который делал образ более нарядным и интересным.
Сами сарафаны и соответствующие аксессуары всегда можно увидеть в разделе «Русский народный костюм» и создать аутентичный славянский образ!
Ткани русского сарафана
Сарафаны носили «и в пир и в мир». Это была и повседневная, и праздничная одежда, которую для разных целей шили из разных материалов и интересно украшали. Простолюдинки чаще всего использовали следующие ткани:
бязь;
лен;
хлопок;
холстина;
домотканое шерстяное полотно и т. д..
Крестьянки редко могли позволить себе шелковые одеяния, поэтому основное отличие повседневного и праздничного нарядов заключалось в его покрое и в цвете: красные сарафаны надевали только по праздникам или на свадьбу. В повседневности чаще всего использовались более простые оттенки – синий, зеленый, коричневый.
Интересно! Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешевой холстины.
Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например:
шелк;
парчу;
бархат;
тонкую шерстяную ткань и т. д..
Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами.
Как украсить русский сарафан
Русские сарафаны, даже повседневные, для простой работы, всегда были богато украшены. Чаще всего элементами украшения являлись:
роскошная вышивка ручной работы с обережными символами-орнаментами;
драгоценности, жемчуг, который пришивали на сарафан;
яркие пуговицы – например, из олова, меди, бронзы и т. д..;
ленты из парчи, кружева и т. д..
Особо стоит отметить, конечно же, вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Расположение рисунков, сами орнаменты, их цвета о многом говорили – от достатка семьи до положения самой девушки. Благодаря украшениям, часто можно было понять, замужем ли женщина, сколько у нее детей и т. д..
Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле.
Интересно! Замужние женщины не имели права выходить с непокрытой головой, поэтому волосы обязательно на улице закрывались хотя бы платком, который красиво дополнял русский сарафан.
Сегодня сарафан остается той одеждой, которая идет девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди могут позволить себе приталенные модели, которые подчеркнут тонкость и изящество стана, а женщины постарше могут выбрать вариант с более многослойным верхом.
Аксессуары русского сарафана
Русский сарафан был, как сказали бы сейчас, «базовым элементом» женского гардероба. Однако известно, что женщины носили многослойные наряды и всегда сочетали его с интересными аксессуарами:
ВАМ ИНТЕРЕСНА ТЕМА НАРОДОВ МИРА, НЕКОНТАКТНЫЕ ПЛЕМЕНА, ТРАДИЦИИ И ЭТНОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, СОВРЕМЕННЫЕ СТРАНЫ, ТОГДА ВСТУПАЙТЕ В НАШУ НОВУЮ ГРУППУ — КРАСОТА НАРОДОВ МИРА. ЭТНОС. ПЛЕМЕНА.
Одноклассники — https://ok.ru/group/70000002815077 Вконтакте — https://vk.com/club219560484 Фейсбук — https://www.facebook.com/groups/narodimira
простолюдинки-крестьянки;
купеческие жены и дочери;
боярыни и великие княжны;
придворные дамы и т. д..
Интересно! Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена поневная культура, то есть дамы облачались в юбки-поневы.
Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от ее национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.
Особенности русского сарафана
Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:
Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 (!) предметов одежды.
Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объем.
Разновидности русского сарафана
Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы. Различия были и в пошиве. Так, сегодня известно несколько основных кроев:
Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.
Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.
Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.
Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.