слова bull– бык) - намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять (запугивание, унижение, физический или психологический террор). Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребёнку (другим детям). Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга: 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга 1.учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2.Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации. 3.Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями. Действия учителей • Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга. В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию. • Занять позицию. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен: - занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей. - объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации. - попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка. Действия классного руководителя 1. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. 2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: • Выслушайте и поддержите ребенка. • Скажите ребенку: 1.Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. 2.Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства). 3.Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). 4.Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». 5.Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту). Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение. В ходе разговора с классом следует: • Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию. • Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. • Обозначить травлю как «болезнь группы». • Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения. • Ввести «санкции» за подобное поведение. • Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций». План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты: 1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. 2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» 3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других. 4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. 5. Изучите морально-психологическую обстановку в классе, Проведите анкетирование и обсудите его результаты.
МОБУ Ушумунская СОШ
Буллинг - (от англ.
слова bull– бык) - намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять (запугивание, унижение, физический или психологический террор). Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребёнку (другим детям).
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга
1.учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2.Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.
3.Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями.
Действия учителей
• Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга. В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию.
• Занять позицию. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются».
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:
- занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей.
- объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации.
- попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.
Действия классного руководителя
1. Проинформировать педагогический коллектив
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:
• Выслушайте и поддержите ребенка.
• Скажите ребенку:
1.Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
2.Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).
3.Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
4.Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
5.Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
В ходе разговора с классом следует:
• Обсудить с ребятами в классе случай буллинга.
Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.
• Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
• Обозначить травлю как «болезнь группы».
• Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
• Ввести «санкции» за подобное поведение.
• Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других.
4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
5. Изучите морально-психологическую обстановку в классе, Проведите анкетирование и обсудите его результаты.