Рекомендации нейропсихолога - Как скорректировать слабость регуляторных функций у ребенка
Не все родители знают, что такое регуляторные (или управляющие) функции. Однако состояние регуляторных функций ребенка – это то, на что стоит обратить свое внимание. Слабость регуляторных функций является часто встречающейся проблемой у современных детей как с нормотипичным развитием, так и с особенностями развития. Она может лежать в основе низкой успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний 💡Что же такое регуляторные функции? По-другому их называют функциями программирования, регуляции и контроля. Они связаны с произвольным управлением своим поведением и психической деятельностью. Включают ➡планирование или усвоение любой программы, следование программе, ➡контроль за ее выполнением и окончательным результатом, ➡коррекцию ошибок Выделяют 3⃣ основных компонента регуляторных функций ➡Оттормаживание действия, не соответствующего текущей задаче ➡Гибкое и своевременное переключение между задачами или их компонентами ➡Рабочая память удержание в уме необходимой для решения текущей задачи информации и мысленное манипулирование ей По каким внешним проявлениям родитель может понять, что у его ребенка регуляторные функции сформированы недостаточно?🤔 Это неусидчивость, отвлекаемость, «глупые» ошибки по невнимательности, нарушение дисциплины, недоведение выполнения задания до конца, невозможность выполнить домашнее задание без помощи взрослого, решить задачу в несколько действий. С одной стороны, у детей регуляторные функции еще только формируются, их «созревание» заканчивается лишь во взрослом возрасте. С другой стороны, состояние регуляторных функций может значительно различаться у детей одного и того же возраста. Многие дети сталкиваются с трудностями обучения вследствие регуляторного дефицита. Ниже приведены простые и достаточно общие рекомендации для родителей, которые наблюдают у своего ребенка трудности, перечисленные выше. 💡Поддерживать здоровый образ жизни. Выделять необходимое количество часов на сон, устраивать прогулки на свежем воздухе, играть в подвижные игры. Для развития планирования и контроля будут полезны систематические занятия спортом. 💡Соблюдать режим дня и недели. Установить расписание, в соответствии с которым ребёнок встаёт и ложится, принимает пищу, гуляет, посещает занятия и выполняет домашние задания в фиксированное время 💡Научить ребёнка пользоваться часами и сопоставлять текущее время с расписанием. Обращать его внимание на то, сколько сейчас времени, сколько времени отводится на определённое дело, сколько было потрачено и сколько осталось 💡Совместно создавать и использовать «внешние опоры». Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации правил, наглядные расписания и так далее. Постепенно передавать ребёнку инициативу в создании таких схем 💡Давать ребёнку обратную связь, соблюдая разумный баланс между похвалой и критикой. Сначала обязательно хвалить за успехи, в том числе за старание или отсутствие ошибок там, где они наблюдались раньше. Неудачи отмечать без лишних эмоций, спокойно объяснять, в чём ошибка, и как можно было бы в дальнейшем избежать подобных ошибок 💡Также для развития произвольной регуляции деятельности ребёнка полезны игры с правилами. Игровая ситуация создаёт благоприятные условия для подавления непосредственных побуждений и следования правилам Следование этим рекомендациям будет полезно и в отношении детей без явной несформированности регуляторных функций, в развивающих целях. И для взрослых тоже будет полезно😉😉😉 #нейропсихологрекомендует
ОГКУ "РЦ ЗАТО Северск"
Рекомендации нейропсихолога - Как скорректировать слабость регуляторных функций у ребенка
Не все родители знают, что такое регуляторные (или управляющие) функции. Однако состояние регуляторных функций ребенка – это то, на что стоит обратить свое внимание.
Слабость регуляторных функций является часто встречающейся проблемой у современных детей как с нормотипичным развитием, так и с особенностями развития.
Она может лежать в основе низкой успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний
💡Что же такое регуляторные функции?
По-другому их называют функциями программирования, регуляции и контроля. Они связаны с произвольным управлением своим поведением и психической деятельностью.
Включают
➡планирование или усвоение любой программы,
следование программе,
➡контроль за ее выполнением и окончательным результатом,
➡коррекцию ошибок
Выделяют 3⃣ основных компонента регуляторных функций
➡Оттормаживание действия, не соответствующего текущей задаче
➡Гибкое и своевременное переключение между задачами или их компонентами
➡Рабочая память
удержание в уме необходимой для решения текущей задачи информации и мысленное манипулирование ей
По каким внешним проявлениям родитель может понять, что у его ребенка регуляторные функции сформированы недостаточно?🤔
Это неусидчивость, отвлекаемость, «глупые» ошибки по невнимательности, нарушение дисциплины, недоведение выполнения задания до конца, невозможность выполнить домашнее задание без помощи взрослого, решить задачу в несколько действий.
С одной стороны, у детей регуляторные функции еще только формируются, их «созревание» заканчивается лишь во взрослом возрасте. С другой стороны, состояние регуляторных функций может значительно различаться у детей одного и того же возраста. Многие дети сталкиваются с трудностями обучения вследствие регуляторного дефицита.
Ниже приведены простые и достаточно общие рекомендации для родителей, которые наблюдают у своего ребенка трудности, перечисленные выше.
💡Поддерживать здоровый образ жизни. Выделять необходимое количество часов на сон, устраивать прогулки на свежем воздухе, играть в подвижные игры. Для развития планирования и контроля будут полезны систематические занятия спортом.
💡Соблюдать режим дня и недели. Установить расписание, в соответствии с которым ребёнок встаёт и ложится, принимает пищу, гуляет, посещает занятия и выполняет домашние задания в фиксированное время
💡Научить ребёнка пользоваться часами и сопоставлять текущее время с расписанием. Обращать его внимание на то, сколько сейчас времени, сколько времени отводится на определённое дело, сколько было потрачено и сколько осталось
💡Совместно создавать и использовать «внешние опоры». Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации правил, наглядные расписания и так далее. Постепенно передавать ребёнку инициативу в создании таких схем
💡Давать ребёнку обратную связь, соблюдая разумный баланс между похвалой и критикой. Сначала обязательно хвалить за успехи, в том числе за старание или отсутствие ошибок там, где они наблюдались раньше. Неудачи отмечать без лишних эмоций, спокойно объяснять, в чём ошибка, и как можно было бы в дальнейшем избежать подобных ошибок
💡Также для развития произвольной регуляции деятельности ребёнка полезны игры с правилами. Игровая ситуация создаёт благоприятные условия для подавления непосредственных побуждений и следования правилам
Следование этим рекомендациям будет полезно и в отношении детей без явной несформированности регуляторных функций, в развивающих целях.
И для взрослых тоже будет полезно😉😉😉
#нейропсихологрекомендует