"СТАРЫЙ РЕЖИМ" ЛЮДОВИКА XV - 30.

ПОСЛЕДНИЕ ПОТУГИ

"СТАРЫЙ РЕЖИМ" ЛЮДОВИКА XV - 30. - 963010737869
В борьбе с английским морским змием 1761 год принес еще одно поражение - коварные альбионцы захватили остров Бель-Иль, стратегический пункт, позволявший контролировать почти всё атлантическое побережье Франции от Бордо до Лорьяна. Вообще-то сперва была спланирована экспедиция на Маврикий, но Питт решил, что это далеко и долго, а тут уже вот-вот мирные переговоры начнутся (на самом деле, консультации уже велись, но договориться сторонам еще ни до чего не удавалось, и требовался ход лошадью). К тому же хотелось напугать Испанию - она как раз вступала в войну на стороне Австрии, Франции и России, чтобы решить свои давние проблемы с Португалией. Потому госсекретарь Южного департамента продавил своим авторитетом налет на Бель-Иль, хотя самые авторитетные военно-морские деятели, первый лорд Адмиралтейства Джордж Ансон и позапрошлогодний триумфатор у Киберона Эдвард Хоук, были против.
Генерал Ходжсон и адмирал Кеппел
Генерал Ходжсон и адмирал Кеппел
Экспедицию возглавили генерал-майор Стадхольм Ходжсон и коммодор Огастес Кеппел. Первая высадка 7 апреля 1761 года потерпела неудачу - французы заняли сильные оборонительные позиции и смогли отпихаться пузами. Но упрямый Питт настаивал на своем с твердостью булыжника, и 22 апреля Ходжсон высадил войска в другом месте острова, которым удалось зацепиться за плацдарм и обеспечить переправку на берег всего 9-тысячного корпуса. 3000 французских защитников Бель-Иля отступили в форт Ля Палэ, где 8 июня 1761 года капитулировали.

Новый 1762 год особых перспектив не нес. Правда, французы оставались в Гессене и на Нижнем Рейне, продолжая угрожать Ганноверу. Собственно, оккупация курфюршества оставалась последним шансом выторговать себе на мирных переговорах больше бонусов и компенсаций за потери в Канаде, Вест- и Ост-Индиях. Посему армия, которую возглавили аж целых два маршала Франции, де Субиз и д'Эстре, летом 1762 года вышла в последний решительный поход на Ганновер.
Решающее сражение случилось 24 июня 1762 года у Вильхельмсталя (или Вильхельмсбурга). Принц Фердинанд фон Брауншвайг сумел внезапно напасть с 50 000 солдат на 70 000 французов и отбросить их, потеряв около 700 человек убитыми и ранеными и причинив врагу ущерб в 1500 убитых и раненых (+ некоторое количество пленных, немцы настаивают на более 1000, французы упираются). После такого асаже Субиз и д'Эстре отошли обратно в Гессен и перешли к оборонительной стратегии.

23 июля 1762 года в ходе оборонительного маневрирования принц Фердинанд заметил, что саксонский корпус принца Ксавьера подставляется, и отдал приказ атаковать его гессенскому генерал-лейтенанту Эйтелю фон унд цу Гильзе с 11 500 человек, а сам с 5800 агрессивно маршировал против главных сил французов, дабы удержать их на месте. Гильза одержал у Луттерберга полную победу над саксонцами, потерявшими 13 пушек и 1300 человек убитыми, ранеными и пленными.

Пока в Гессене ситуация становилась патовой, на Нижнем Рейне эрбпринц Карл Фердинанд пытался маневрировать с москитными силами против второй французской армии, которую возглавил 22-летний жизнерадостный вьюнош - принц Луи V Жозеф Конде. Молодость взяла верх над молодостью (эрбпринцу стукануло 27 лет), и 30 августа у Наухейма (или у Йоханнесберга) Конде отбил нападение эрбпринца - союзники потеряли около 1400 человек убитыми, ранеными и пленными и 13 пушек, а сам Карл Фердинанд получил жестокую рану в живот.
Принц Конде
Принц Конде
Самой большой пичалькой для союзников от этого поражения стало то, что принц Конде соединился с Субизом и д'Эстре, в результате чего те почувствовали себя в силах на еще один самый последний поход на Ганновер. 21 сентября 1762 года обе противостоящие армии встретилис по разные стороны реки Ом, у замка Амёнберг. Самое смешное, что оба командующих были уверены, что атаковать будет противник, а сами собирались сидеть на задницах в глухой обороне (Субизу на всю войну хватило Россбаха, д'Эстре предпочитал молчать, чтобы снова не отправили в глушь, а Конде был молод, и его мнение никого не интересовало - ну а принц Фердинанд разумно считал, что не с его ресурсами лезть на рожон). Но понимали они эту оборону по-разному. Союзники сконцентрировались на защите моста Брюкер-Мюлле (буквально Мельница на мосту), а французы хотели захватить замок Амёнсберг, контролировавший подступы к мосту. В результате жаркого боя авангардных частей замок перешел к лягушатнегам, которые обрадовались и объявили встречу победой. Союзники тоже были рады, что мост остался нетронутым, и объявили о своей победе. Поскольку потери случились примерно равными - 745 убитых, раненых и пленных у англо-немцев и 1000 у французов - то результатом надобно признать благородную ничью.

Однако ж хлопнуть дверью в кампании 1762 года удалось принцу Фердинанду. В октябре войска союзников умудрились-таки окружить Кассель, и в ноябре 1762 года он им сдался. На этой мижорной (для кого мажорной, а для кого минорной) ноте кампания и завершилась.
Всё это окончательно отвратило Людовика XV от идеи продолжать сии бессмысленные телодвижения - Канаду потеряли, Мартинику тоже, колонии в Ост-Индии, Бель-Иль... Пора мириться, а то еще что-нибудь оттяпают, да и денег нету, страна в долгу, как в хлопчатой бумаге. 3 ноября в Фонтенбло герцог Шуазёль подписал предварительные условия мирного договора, а 10 февраля 1763 года в Париже он был окончательно заключен. Великобритания и Португалия мирились с Францией и Испанией. Британцы получали Канаду, Флориду и Сенегал, возвращая оккупированные колонии в Вест- и Ост-Индии (удержав, впрочем, Сен-Винсент, Тобаго, Доминику и Гренаду). Французы сохранили право ловить рыбу в заливе Св. Лаврентия и у берегов Ньюфаундленда, но отдавали испанцам Луизиану (потому что раньше обещали отдать Менорку, но ее англичане потребовали взад).

В целом, конечно, Парижский мир выглядел не совсем справедливым с точки зрения войны в Европе (которую французы, по большому счету, сводили вничью), но отражал полный слив полимеров на море и в колониях. Однако в нем не было ни слова о Пруссии - Питт счел, что сделано достаточно, и пусть это нагловатое жЫвотное (типа король Пруссии) дальше сам, как может. На что жЫвотное обиделось - на всю жизнь и на англичан, считая, видимо, что только он мог во время двух Силезских войн класть на союзников и заключать сепаратные миры, а всем остальным этого нельзя...

В общем, Семилетняя война для Франции закончилась.

Комментарии

Комментариев нет.