КНИЖНАЯ ПОЛК - 26.

ЗАПИСКИ СЕКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА

КНИЖНАЯ ПОЛК - 26. - 977383000525
Рыцари плаща и кинжала редко берутся за перо и бумагу, чтобы описать свои приключения. Причем и эти случаи надо делить надвое, ибо некоторые "секретные человеки" привыкают за жизнь морочить окружающих и "соблюдать режим молчания" настолько, что и в писаниях "к потомкам" изображают что-то нудное, канцелярское и стерильное - см., например, опусы гг. Николаи и Даллеса. Так что воспоминания секретных агентов лишь иногда превращаются в любимый читателями жанр "пыщ-пыщ и роковые красавицы". Причем в этих случаях хорошо видна "твердая авторская рука", не дрожащая при необходимости для красоты и самовозвеличивания и соврать чего-нибудь...

"Записки" одного из "секретных" персонажей российской истории, Якова де Санглена, находятся как бы в промежуточном состоянии между этими типами. Рассказать этому человеку было чего - в начале XIX века он чем только не занимался: преподавал тактику и писал военные учебники, усмирял крестьянские бунты в Подмосковье, служил руководителем канцелярии в министерстве полиции, а Войну 1812 года и Заграничные походы проделал в должности генерал-гевальдигера (руководителя военной полиции) русской армии, выйдя в отставку в 1816 году.

Однако де Санглен написал "избранные места из покрытой темнотой биографии", сосредоточившись в основной части текста, как становится ясно из контекста, на тех моментах, в которых "общественное мнение" превратно, как ему казалось, трактовало роль его особы. Таковыми оказались:


Конфликт с князем Волконским во время путешествия последнего "по Эуропам";

Конфликт с министром полиции Балашовым и "дело Сперанского";

Конфликт с Кутузовым в 1812 году;

Выход в отставку в 1816 году;

Визит в Петербург и свидание с Николаем I в 1831 году по поводу "доноса" князя Голицына.

Вы будете смеяться, но во всех этих эпизодах автор оказывается рыцарем в сияющих доспехах на белом коне, а все вокруг - Волконский, Балашов, Армфельт, Кутузов, Голицын, Чернышов и даже в чем-то сам император Александр - плели интриги и расставляли силки для неопытной, но прекрасной души, кто по низости характера, а кто из "соображений государственных".

Впрочем, описание интриг вокруг Сперанского (например) весьма любопытно, и "проливает несколько капель света на это темное дело". То же самое случается в коротком очерке событий 1812 года, где де Санглен, помимо прочего, еще и выступает в роли горячего апологета Барклая. Так же становится ясно, какие "тайные враги" занимали воображение государей той эпохи - увы, до международного шпионажа мир еще не дорос, и все опасения были направлены на полумифических франкмасонов и прочих иллюминатов...

В общем, классический случай "хорошо, но мало!" и "заказчик требовал продолжения банкета".

Комментарии

Комментариев нет.