УКРАИНА И ГРЕЦИЯ - СХОДСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ

УКРАИНА И ГРЕЦИЯ - СХОДСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ - 979027299277
Кто мы в пространстве и времени? Каждый отдельно – как персона-личность, и мы вместе – как человеческое сообщество?

Сегодня мы, украинцы, кристаллизуем собственную национальную идентичность. Посмотрев шире, можем обнаружить поразительные параллели...

Сам термин "идентичность" имеет долгую историю в западной философии, но берет начало от древних греков. В его основе лежит понятие тождества в древнегреческом метафизико-математическом контексте, а суть его – способность объектов (первоначально – не индивидов, а трансцендентных категорий) сохранять специфическую, уникальную сущность с течением времени. Идентичность – это о том, как обретать и сохранять Себя. Поразительно, сколь много общего в этом плане у Украины с Грецией и всем греческим миром.

И Украина, и Греция сформировали в древние времена полноценный цивилизационный формат государственности. Древние греки действительно заложили основы европейской цивилизации, а их потомки поныне считают себя "центром Европы" – эта гордость даёт им устойчивость и силу в ситуациях, когда кто угодно сдался бы или прогнулся под обстоятельства. Это первая прямая параллель с Украиной – потомком Киевской Руси. Не эти ли корни обеспечивают и нам потрясающую устойчивость и ресурс выживания, которые тем сильнее, чем сложнее и масштабнее внешние угрозы?

Греция и Украина находятся на границе западного и восточного миров, что обусловило как смешение в генофонде обоих этносов, так и смешение многих культур и традиций, что повлекло за собой сложность и многослойность идентичности. Нам сейчас это важно понимать, чтобы не поддаваться пропаганде монокультурной идентичности, которая не имеет ничего общего с нашими корнями.

Влияние Османской империи, в составе которой Греция долго пребывала, наложило отпечаток на её национальную идентичность. Также исламский мир имел большое влияние в истории Украины. Возможно, исламский фактор и сформировал у греков и украинцев воинственность и пылкость. У древних греков была Спарта, а у украинцев – Запорожская Сечь. И все, прожитое и пережитое нашими предками, мы несём в своих генах, проявляем в решениях и действиях.

С другой стороны, в украинском языке есть выражение "моя хата з краю", а в украинской ментальности – склонность жить обособленно и закрыто, узким близкородственным кругом. Для украинской ментальности и государственности распределённый формат, подобный хуторскому, является более аутентичным по сравнению с централизованной иерархичностью, характерной для Западной Европы. И это прямая параллель с древнегреческими полисами; города-государства были независимыми и автономными, но функционировали как единое государство. Похоже, что максимально распределённый формат государственного устройства и у нас, и у греков вшит в ментальность. Возможно, именно в этом – ключ к поразительной способности украинцев наиболее эффективно действовать в распределённом, низовом формате, в режиме самоорганизации?

Общими для Украины и Греции являются территориальные претензии со стороны соседей – России и Турции соответственно. Наличие с 2014 года "серой зоны" в виде ОРДЛО можно сравнить с присутствием у греков македонского вопроса – поиска ответа относительно того, является ли бывшая часть Югославской Республики законным носителем названия Македония, либо это историческое имя принадлежит греческой исторической традиции и культуре, на чём и настаивает греческое государство.

Общей религией в Украине и в Греции является православие, и это крайне важно для понимания как национальной идентичности обоих стран, так и их позиции на мировой арене. До недавнего времени Греция являлась единственным (!) православным государством, входящим в состав Европейского Союза. Если быть максимально точным, то таких стран было две – Греция и Кипр. Последний в большой мере разделяет с Грецией всё здесь описанное.

Именно православие не просто оказало огромное влияние на становление национальной идентичности и в Греции, и в Украине. Сам факт того, что древняя религия, причём в достаточно консервативной деноминации продолжает играть большую роль в жизни европейского государства, само по себе является редким примером в XXI веке, когда большинство стран ЕС развиваются в выраженном секулярном векторе.

Войдя в Европейский союз в 1981 году, Греция заслужила репутацию одной из самых проблемных стран ЕС. Однако, она также отмечается сопротивлением европеизации в своей внутренней политике. Несмотря на то, что Греция нередко называется "аутсайдером" в ЕС, она успешно держит натиск и противостоит размыванию своей древней и устойчивой национальной идентичности во многом благодаря религии, играющей значительную роль в обществе. Однако, чтобы сохранить эту многослойную идентичность, нужно иметь волю и предпринимать осознанные усилия. Возможна ли интеграция в мировое сообщество, сохраняя при этом национальную идентичность, выбирая собственный вектор развития? Этот вопрос остаётся открытым и в равной мере актуальным для Украины и Греции.

В поиске ответа обратимся к типологии архетипов – сценарные модели в идентичности отдельного человека или любого сообщества. Архетип народа содержит универсальные образы и символы, влияющие на коллективное бессознательное. Кстати, термин "архетип" дословно с греческого языка переводится как "прообраз", иными словами – память предков, которая жива и активна в каждом из нас.

Развитие Греции и Украины происходит в рамках архетипа "Бунтарь". Обе страны проявляют готовность к борьбе, способность ломать внешние шаблоны и выходить за рамки навязываемых сценариев. Тем не менее, Бунтари имеют и слабые стороны, такие как недостаток стабильности и контроля. Сила Бунтаря максимально раскрывается в момент экзистенциального кризиса и краха всех опор. А главная жизненная задача Бунтаря – научиться использовать свою мощную жизненную энергию в мирных целях.

Мы с Грецией очень похожи. Но есть важное отличие – Греция и греческая нация существенно старше. И анализируя историю Греции с античных времён до теперешних дней, мы, возможно, сумеем – нет, не найти ответы, а лучше понять самих себя. Потому что лишь осознавая собственные глубины глубин, мы можем преодолеть предопределённое сегодня и найти решения – для нашего будущего.

Комментарии

Комментариев нет.