Фридриха Йоханна Кристофа Шиллера я впервые прочитал в отрочестве — но только «Валленштайна». Вещь, конечно, посильнее Фауста Гоэтхе, но почему-то желания продолжать тогда у меня не было. Посему следующий раз случился всего несколько лет назад, когда я прочитал «Марию Стюарт» в переводе Пастернака. Увы, в голове осталось лишь «чувство глубокого неудовлетворения» тем, что переводчик выкинул примерно четверть (или больше) оригинала (издание было с параллельным текстом, и «пустоты зияли») — ты хто такой? Не нравится — не переводи, а в соавторы Шиллеру тебя никто не нанимал…
Но я люблю классические драмы, а Шиллер — на слуху, и ежели сейчас его не играют, то еще лет полста как играли. А уж издают до сих пор. Посему решил приобщиться. Но не к «попсе-мопсе» («Разбойники» и «Коварство и любовь»), что-то «пока не», а к другому — заказал на Озонуме третий том СС 1950-лохматых годов с «Орлеанской девой», «Мессинской невестой», «Вильгельмом Теллем» и «Деметриусом» (Самозванциусом)… Ага, щаз. Озонум — скотина бездуховная, и мне прислали второй том с «Доном Карлосом», «Валленштайном» и «Марией Стюарт». Бида-пичаль, но не конец света же — решил почитать наконец «Дона Карлоса»…
Впечатления странные. Понятное дело, что конец XVIII века, люди из Просвещения, еще не осознавая сего, вползали в романтизЬм, но в конце концов! Это ж надо было умудриЦЦО написать ТАКУЮ анти-трагедию!!! Каждый персонаж вызывает бесконечное «рукалицо». Так промазывать надо было специально…
Карлос — тряпка. Он ноет. Он постоянно ноет, как ему херово, и НИЧЕГО не делает. Он любит королеву, но не добивается ее потому что «нельзя», но завязать морским узлом, быть мужиком и прекратить по этому поводу ныть тоже не может. Он злится на отца, но даже ударить его по морде не в состоянии, ибо «нельзя». Он хочет сбежать в Нидерладумы и встать «во главу мятежа», но угадайте, где мы его застаем в конце пиесы? Всё там же, в Мадриде… Никакого развития, никакого движения, одни сопли, вопли и подростковый инфантилизм.
Маркиз Поза — человек, которого вы никогда не встретите на улице, потому что таких не бывает. Бесконечный альтруиЗД, декларация прав и свобод человеков, «загуманизм и деломира», «говорящая совесть», готовый на всё ради Карлоса… Но не на всё, а на очень мало чего, потому что ЧИСТОПЛЮЙ. Убить короля, или воспользоваться его внезапной милостью, чтобы свалить всех врагов принца при дворе — «потому что нельзя», совесть не позволяет. Она позволяет только дать себя убить. В итоге его смерть не приводит НИ К ЧЕМУ, ибо человек, которому нужно то, чего нет (прекрасные картины идеального будущего «царства бобра»), ничего и не получит.
Король добросовестно изображает старого тупого ревнивого козла, плюс укушенного манией величия — вот да, без него щас всё рухнет и развалится, ага, поэтому «чтобы не было войны» надо оставаться говном, срать на сына и жену ради НЕ ПОЙМИ ЧЕГО — все эти кастильские нравы «ах они вместе стояли в саду БЕЗ НИКОГО!» читателей уже лет двести не трогают, как не трогали их и в Германии XVIII века, когда пиеса писалась.
Королева Елизавета тупо все пять действий решает вопрос — можно ли любить принца и оставаться честной женой его отца? Увы, вопрос сей она так и не решает, потому тоже НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО. Принцесса Эболи хоть как-то похожа на живого человека — принц ее не любит, и она мести ради стучит на него королю. Мы ждем развития темы, типа покаяния и биения в истериках, и они случаются — но так коротко, бледно и картонно, что хочется вслед за Немирславским кричать «НЕ ВЕРУЮ!». Остальные — Альба, Доминго и прочие — тупо отыгрывают придворных жополизов без намека на какие-то собственные чувства и эмоции, изображая «среду, которая заела героя».
В общем, лично у меня осталось ощущение, что «Дон Карлос» — очень слабая вещь, в которой аффтырь «не блесТнул». Хотел написать ходульную просвещенческую драму про «светлый прогресс задушен темным мракобесом» — и написал. Но как художественное произведение — увы-с…
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
НЕПРАВИЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ ПРО НЕПРАВИЛЬНЫХ ПЧЕЛ
Но я люблю классические драмы, а Шиллер — на слуху, и ежели сейчас его не играют, то еще лет полста как играли. А уж издают до сих пор. Посему решил приобщиться. Но не к «попсе-мопсе» («Разбойники» и «Коварство и любовь»), что-то «пока не», а к другому — заказал на Озонуме третий том СС 1950-лохматых годов с «Орлеанской девой», «Мессинской невестой», «Вильгельмом Теллем» и «Деметриусом» (Самозванциусом)… Ага, щаз. Озонум — скотина бездуховная, и мне прислали второй том с «Доном Карлосом», «Валленштайном» и «Марией Стюарт». Бида-пичаль, но не конец света же — решил почитать наконец «Дона Карлоса»…
Впечатления странные. Понятное дело, что конец XVIII века, люди из Просвещения, еще не осознавая сего, вползали в романтизЬм, но в конце концов! Это ж надо было умудриЦЦО написать ТАКУЮ анти-трагедию!!! Каждый персонаж вызывает бесконечное «рукалицо». Так промазывать надо было специально…
Карлос — тряпка. Он ноет. Он постоянно ноет, как ему херово, и НИЧЕГО не делает. Он любит королеву, но не добивается ее потому что «нельзя», но завязать морским узлом, быть мужиком и прекратить по этому поводу ныть тоже не может. Он злится на отца, но даже ударить его по морде не в состоянии, ибо «нельзя». Он хочет сбежать в Нидерладумы и встать «во главу мятежа», но угадайте, где мы его застаем в конце пиесы? Всё там же, в Мадриде… Никакого развития, никакого движения, одни сопли, вопли и подростковый инфантилизм.
Маркиз Поза — человек, которого вы никогда не встретите на улице, потому что таких не бывает. Бесконечный альтруиЗД, декларация прав и свобод человеков, «загуманизм и деломира», «говорящая совесть», готовый на всё ради Карлоса… Но не на всё, а на очень мало чего, потому что ЧИСТОПЛЮЙ. Убить короля, или воспользоваться его внезапной милостью, чтобы свалить всех врагов принца при дворе — «потому что нельзя», совесть не позволяет. Она позволяет только дать себя убить. В итоге его смерть не приводит НИ К ЧЕМУ, ибо человек, которому нужно то, чего нет (прекрасные картины идеального будущего «царства бобра»), ничего и не получит.
Король добросовестно изображает старого тупого ревнивого козла, плюс укушенного манией величия — вот да, без него щас всё рухнет и развалится, ага, поэтому «чтобы не было войны» надо оставаться говном, срать на сына и жену ради НЕ ПОЙМИ ЧЕГО — все эти кастильские нравы «ах они вместе стояли в саду БЕЗ НИКОГО!» читателей уже лет двести не трогают, как не трогали их и в Германии XVIII века, когда пиеса писалась.
Королева Елизавета тупо все пять действий решает вопрос — можно ли любить принца и оставаться честной женой его отца? Увы, вопрос сей она так и не решает, потому тоже НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО. Принцесса Эболи хоть как-то похожа на живого человека — принц ее не любит, и она мести ради стучит на него королю. Мы ждем развития темы, типа покаяния и биения в истериках, и они случаются — но так коротко, бледно и картонно, что хочется вслед за Немирславским кричать «НЕ ВЕРУЮ!». Остальные — Альба, Доминго и прочие — тупо отыгрывают придворных жополизов без намека на какие-то собственные чувства и эмоции, изображая «среду, которая заела героя».
В общем, лично у меня осталось ощущение, что «Дон Карлос» — очень слабая вещь, в которой аффтырь «не блесТнул». Хотел написать ходульную просвещенческую драму про «светлый прогресс задушен темным мракобесом» — и написал. Но как художественное произведение — увы-с…