ЗАВТРА БЫЛА ВТОРАЯ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

ЗАВТРА БЫЛА ВТОРАЯ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА - 984173939149
Обозреватели порой так называют текущие события. Вторая холодная война. В чем такое сравнение хромает? Вот цитата из биографии Ачесона, фрагмент про Длинную телеграмму Кеннана: «Он составил свою Длинную Телеграмму, ставшую срезом вашингтонского мышления зимы 1946 года: то, что раньше было терпимым советским поведением, превратилось в поведение провокационное. Пять тысяч слов, написанные Кеннаном, встревожили и испугали Вашингтон, предоставив высшему руководству ключи для декодирования своих тревог. Советы вели себя безостановочно агрессивно в отношении Запада, объяснял Кеннан, из-за своих собственных внутренних факторов – исторических и идеологических. Вины Запада в этом не было. Советская внешняя политика не была экспансионистской в привычном понимании этого слова, но она всё равно была злокачественной. Американцам стоит ожидать не вооруженной агрессии со стороны этого терпеливого режима, а длительной изнурительной политической борьбы».

Последнее предложение хорошо описывает начало холодной войны, которая не нагрянула внезапно утром на рассвете в виде танковых колонн и следов в небе от баллистических ракет, а наползала медленно, в течение нескольких лет. Сталинский послевоенный режим был терпеливым, и свою агрессию против соседей тщательно скрывал, растягивая ее во времени, довольствуясь пассивным наблюдением за европейскими событиями. В период 1945-1950 было очень мало событий, которые можно было бы квалифицировать как «вооруженная агрессия». Таковых почти не было. С большой натяжкой в эту категорию попадают Чехословацкий переворот 1948 и Берлинская блокада. Корейская война куда сильнее напоминает нам 24 февраля 2022 года, но даже тогда Сталин ухитрился отсидеться за забором из северокорейского «прокси» (а потом еще и китайского «прокси») и не огребсти за это. Западные страны подыграли ему: никогда США или Великобритания не срывали советскую маску публично и не обвиняли нас, что воюют в Корее с СССР. КНР официально наградят званием «агрессора» в 1951 году. США и ВБ подыгрывали Советскому Союзу, принимая советское утверждение про «ихтамнет» за чистую монету. Так было легче заморозить конфликт, не дать ему перерасти региональный формат. Если так подумать, то в арсенале у послевоенного Сталина не было такого грубого и прямолинейного метода как «военная специальная операция». Конечно, до Второй мировой войны у Сталина была Финляндия, но я специально рассматривают только события после 1945, период холодной войны.

Выходит, что ближе к осени своей жизни патриарх Сталин вывел верную формулу. Никаких прямых агрессий или по-особенному наглых провокаций. Самолеты над Балтийским морем по-прежнему можно сбивать. Это норм. В 1936 советский дипломат Литвинов придумал для Лиги Наций термин «агрессия». Летом в 1939 на трехсторонних англо-французско-советских переговорах отечественные дипломаты много времени потеряли при обсуждении определений, а что такое "косвенная агрессия". Допустим, нужно ли вступать в войну, если немецкие пожарные приедут из Пруссии тушить пожар в Литве. В этом направлении НКИД и Сталин думали еще до Финляндии, но пока еще не додумали, как воспользоваться этим приемом, поэтому Зимняя война так сильно напоминает нам российское вторжение 2022 года. В этом ключе для позднеосеннего Сталина был бы недопустим совет Джона Фостера Даллеса, который сказал как-то, что "The ability to get to the verge without getting into the war is the necessary art. If you try to run away from it, if you are scared to go to the brink, you are lost." [Способность встать на самый край без втягивания в войну является необходимым искусством для руководящего лица. Если вы будете бегать от балансирования на краю, если вы боитесь вступить на самый край, то вы, считай, проиграли]. Мы все прекрасно помним, чем закончилась бравада Даллеса на Кемое в 50-х. Даллес испугал сам себя этим краем пропасти. Сталинская послевоенная стратегия исключала балансирование на грани, что равнялось бы "острой провокации".

По сравнению с сегодняшними днями сталинский режим был вынужден экономно прилагать свои усилия. У него не было столько ЗВР, которые могли бы вскружить ему голову и заставить забыть об осторожности. Сталину после войны еще требовалось несколько лет на самый простой аудит, чтобы понять, что у него в стране вообще еще осталось. У Путина такой аудит уже был завершен: все свои доступные ресурсы он видел как на ладони Мишустина. Невозможно себе представить, чтобы он затеял агрессию в ковидном феврале 2020 накануне сильного падения цен на нефть, когда фьючерсы доходили до отрицательных величин [20 апреля WTI продавался за -$37.63, т.е. продавец доплачивал покупателю], но бодрый отскок мировой экономики в 2021 с признаками лихорадочного восстановления обещал не только хорошую финансовую подушку для ведения войны, но и энергетический кризис, который несложившейся Энергетической сверхдержаве нужно было только немного подтолкнуть. Так и произошло. Путин удачно подгадал момент. Три года он воевал при стоимости нефти 100, 82 и 80 за баррель [Brent].

Если американские дипломаты до самого последнего времени в феврале 2022 думали, что сейчас вот-вот начнется вторая холодная война, если они готовились к такому повороту событий, то тогда они должны предположить, что точно в таких терминах должен был мыслить Кремль. Как это было при Кеннане, США рассчитывали на терпеливость и осторожность путинского режима. Госдеп, наверняка, всегда считал Путина хитрым или сверххитрым противником, но никогда просто тупым дуболомом. Госдеп мог надеяться на привычные подковерные операции и на длительное политическое противостояние. Если сотня шпионов погибнет во время этого политического противостояния, то это даже лучше: сотни тысяч солдат и гражданских лиц тогда сохранят своих жизни, экономики не пострадают, и города не будут разбомблены. «Мы думали, что он только чижика съест».

Но теперь давайте представим, что Кремль последние 25 лет не провел зря, а изучил холодную войну досконально, со всеми ее поворотами и ошибками. Благо на эти ошибки ему указывали не только местные ИМЭМО, но и целая плеяда авторитетных исследователей с Запада. Представим себе, что Кремль выучил все эти ошибки и поклялся не повторять их. Далее. В интервью Такеру Путин признался, что он думает про исследовательские институты на Западе. Они у него на уме и в уме. «За время борьбы с Советским Союзом было много всяких центров создано и специалистов по Советскому Союзу, которые ничего другого и не умели». Путину наверняка не нравится, что эти советологи способны читать мысли бывшего сотрудника КГБ, и поэтому он усложняет эти четырехмерные шашки, прибегая к стратегии "опрокидывания ожиданий" (subvert expectations). Советологи знают, что СССР никогда не нападет напрямую на США, Запад и вообще на своих соседей (после 1940). Любое бряцание оружием и угрозы они воспринимают как блеф. Когда СССР угрожает, можно успокоиться. Никакой эскалации на самом деле не будет. Западу надо тревожиться, когда СССР зловеще молчит. Советологи выучили это правило. Путин знает, что советологи знают это. Следовательно, Путину нужно вывернуть эти ожидания наизнанку. Он начинает бить в барабан войны осенью 2021. Вытащенные из нафталина советологи говорят, что это блеф и что Путин не нападет. Путин воспользовался этой предсказуемостью в мышлении советологов. Советологи не знают, что Путин знает, что советологи знают.

Представим себе, что Кремль решил обыграть Запад (США), обманув их ожидания того, что вторая холодная война будет калькой с первой холодной войны. Раз Запад рассчитывает на наше терпение, на ноль агрессивных шагов с нашей стороны, на тактику салями, на «ихтамнет» и на длительное противостояние в области пропаганды, культуры и спорта высоких достижений, мог подумать коллективный Путин, то давайте превратим эти западные ожидания в их заблуждения, в их роковую ошибку. Давайте воспользуемся западной предсказуемостью и закончим партию в три хода. «Вы считаете, что можете читать мои мысли. Но может я специально так думаю, чтобы сбить вас с толку?» - такой стратегией с двойным или даже тройным дном могли бы похвастаться профессиональный сотрудник КГБ, бойцовый кот и боевая единица сама в себе. Предположительно ошибочные ожидания Госдепа сулили Кремлю солидную фору. «Мы думали он чижика съест, а он стремительным мясником оказался». Вот, что отличает кровавую бучу 2022 года от, скажем, выпавшего из окна Масарика в 1948 году.

Год 2022 напоминает год 1950 обманным трюком с военными учениями. Путин утверждает, что он не начал войну, а заканчивает. Северные корейцы цинично назвали свое нападение «продвижение в обороне» [отразили и контратаковали – тройной перевод туда-обратно] «Advance in defensive action». Прям как активная оборона напротив Авдеевки, которая как началась осенью 2023, так и продолжается без передышки до сих пор. За полтора года активной обороны была взята Авдеевка, ВС РФ продвинулись на примерно 50 километров вплотную к Покровску, и Медведев сообщил ближе к концу 2024 года, что число новых контрактников удалось резко увеличить по сравнению с 2023 с 300 т. до 440 тысяч человек. Результативней активной обороны только рождественское перемирие. У КНДР эта «активная оборона» вскоре превратилась в тезис про «отразили вторжение с Юга и начали преследование лисынмановских войск». Быстрое перемещение НКА в южном направлении к границе началось с 15 июня. Южная разведка мучилась в догадках, подготовка к нападению или военные учения? Первые северокорейские военнопленные подтверждали, что их массово перебрасывали к границе за неделю до начала войны, но они тоже думали, что речь шла только о военных учениях. Радиоэфир тогда бурлил приказами, подтверждающими, что на севере шли самые настоящие учения. КНДР очень качественно обманул Юг и американцев. Кеннан пишет, что в последнюю неделю июня 1950 внимание Госдепа было обращено на Югославию, а не Корею. В Болгарии стягивались войска к границе с СФРЮ. Казалось, что угроза миру исходила из Болгарской Македонии, а не из Кореи. Двойные синхронизированные учения всех сбили с толку.

У РФ из всех имеющихся военных учений только «Запад» позволял провернуть сталинско-северокорейский трюк. Учения «Запад» проводятся раз в четыре года. «Запад 2021» прошли в сентябре 2021. Были еще «Запад-2017» и «Запад-2013». Военные учения «Центр» не дают благовидного предлога сконцентрировать 190 т. солдат рядом с границами Украины, поэтому следует рассматривать только «Запад». Так как учения «Запад-2021» были закончены до того, как Лавров начал в декабре 2021 нагнетать напряженность своими словами про «забалтывание» и «красные линии», то можно считать, что те учения прошли впустую. Но затем Кремль вдруг придумал новые учения, которых никогда до этого не было. Беспрецедентная и внезапная «Союзная решимость» проходила с 10 по 20 февраля и на последнем этапе превратилась в полноценное вторжение в Украину. По своей географии «Союзная решимость» является точной копией «Запада». Календарь учений оказался неожиданно спрессован. Такого бугурта советологи не заметить уже не могли. Внимание международной общественности было приковано такой чрезвычайной спешкой. Этому способствовало то, что в отличие от «Запада-2021» «Союзная решимость» сопровождалась информационным прикрытием со стороны МИД РФ: Лавров три месяца забалтывал проектами договоров с НАТО и США. Экстраординарность, помноженная на чрезвычайность. Такое трудно не заметить. Путин шел по лесу не таясь, и советологи пристально вслушивались в этот нарочитый хруст веток. «Ну ведь это бряцание и блеф», должно быть думали они. «Спойте русским колыбельную и отправьте к ним Киссинджера. И всё уляжется». Как же сильно они ошибались. Учения, синхронизированные с литаниями Лаврова, сбили многих с толку.

Ошибки Сталина в начале холодной войны были таковы. Чехословацкий переворот позволил принять в Конгрессе США затянувшийся План Маршалла. Берлинскую блокаду не стоило было начинать, но начав, ее не стоило столь позорно завершать, а, напротив, усилить Корейской войной. Тут была двойная ошибка. Такая же двойная ошибка была заключена в Корейской войне: ее не следовало начинать в отрыве от Берлинской блокады (а также в свете СНБ-68, милитаризации бумажного НАТО и вступления Турции в НАТО), но начав, ее не надо было завершать, так как США тут были в долгосрочной проигрышной позиции. Вторую ошибку тут совершил уже не только один Сталин, надо признать, но и его наследные прынцы. Все виноваты. Не задолго по своей смерти персек разрешил китайским и северокорейским дипломатам пойти на существенную уступку американцам в Панмуджоне. Перспектива мира забрезжила при Сталине - Маленков всего лишь добил мирный процесс до конца.

Тот, кто утверждает, что в 2022 году началась Вторая холодная война, тот тем самым проявляет неуважение к трудам терпеливых Сталина и Кеннана. При генсеке и Кеннане такой холодной войны не было. Холодная война подразумевает двустороннее замалчивание военных столкновений. В случае с Украиной мы сперва осторожно обвиняли «чернокожих натовских наемников», но постепенно сползли на жалобы на удары, что столь «близки к агрессии», что теперь применение западного оружия будет означать, что страны Запада прямо и косвенно воюют с КНДР. Путин, введи уже северокорейские войска! Снимки – вещь серьезная.

Комментарии

Комментариев нет.