Какой бы странной данная мысль не показалась вам, любі друзі, но в спиче товарища Ворошилова на заседании Военного совета при народном комиссаре обороны СССР 4-го июня 1937 года нет ничего необычного. Строго говоря, этот крик души первого маршала является не исключением из правила, а, скорее, самим правилом: Красная Армия не умела воевать.
Да, она была большой. Даже огромной. Её исполинский размер особо рельефно выделялся на фоне всеобщего – кроме Германского Райха и Японской империи, – разоружения 1930-ых годов. Но имеет значение далеко не только размер. И в этом смысле Красная Армия, в строительство которой партия и правительство Советского Союза на протяжении 20 лет вкладывали огромные деньги, предварительно выкачанные – и даже выбитые! – из деревни, не продвинулась дальше того, чтобы называться громадной горой оружия и не менее обширной толпой людей, никак не связанных друг с другом.
Тот же Климент Ефремович, но на другом заседании Военного совета при собственной персоне, состоявшемся 19-го октября 1936 года, привёл весьма характерный пример из будней дальней авиации. Ну, мы ведь помним, что СССР – это не только родина слонов, но ещё и родина стратегической авиации? Как никак, а именно в Советском Союзе в 1930-ые годы впервые в мире возникли воздушные армии – полноценный инструмент претворения в жизнь доктрины Дуэ. Только генерал-майор Джулио Дуэ (Giulio Douhet) был кабинетным теоретиком, жалким мечтателем, а у товарища Сталина в 1937 году имелся вполне реальный туз в рукаве – три, как они назывались, армии особого назначения: каждая в составе двух тяжелобомбардировочных, одной легкобомбардировочной и одной истребительной авиабригад, на вооружении которых от 340 до 360 самолётов!
Да, так вот, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить – слово народному комиссару обороны СССР [Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г.: Документы и материалы. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – с. 428 – 429]:
«… Отсюда (из Москвы) на Дальний Восток вылетела эскадрилья тяжёлых самолётов. Выпустил её сам начальник Воздушных сил (Яков Иванович Алкснис (Jēkabs Alksnis) – командующий ВВС Красной Армии в период с июня 1931 года по январь 1937 года. – ЛСИ) с моего ведома. На мой вопрос о подготовке к перелёту он доложил мне, что люди подготовлены, всё налажено и проверено. Я “благословил” эскадрилью в путь. Шестнадцать самолётов пролетели благополучно всю страну, опустились на аэродроме в Домне, у т. Грязева; здесь сделали все необходимые приготовления для перелёта в Хабаровск и отправились в дальнейший путь. И тут началось что-то совершенно невообразимое, позорное. Сам командир эскадрильи т. Виноградов застрял в грязи на аэродроме. Заместитель т. Виноградова, не получив указаний, сам самостоятельно решил вести эскадрилью по намеченной трассе. И полетели! Попадают в облачность, начинают её пробивать – никак не пробьют. Идут вверх. Достигнув потолка, люди, без кислородных приборов, начинают себя чувствовать плохо. Решают идти вниз, теряют окончательно ориентировку, чтобы не попасть на чужую территорию – на территорию Маньчжурии – начинают отклоняться к северу – влево, что им всё же удалось сделать правильно. А дальше начался полный разброд. Благополучно прилетели только 7 самолётов; 2 не долетели до назначенного пункта; 5 – разлетелись – кто куда, из них один разбился, а 4 потерпели аварии, 6 человек разбились насмерть, у остальных поломаны рёбра, имеются серьёзные ранения.
Тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики ТБ-3 в полёте, 1930-ые годы.
Тов. Гамарник (Ян Борисович Гамарник (настоящее имя – Яков Цудикович Гамарник) – первый заместитель наркома обороны СССР в 1934 – 1937 годах и начальник Политуправления РККА в 1929 – 1937 годах. – ЛСИ) лично расследовал этот факт. Что же выяснилось? Оказывается, личный состав объявил себя стахановцами и взял обязательство в наиболее короткий срок проделать весь путь. Заместитель командира эскадрильи т. Виноградов[а] решил не терять времени и, считая себя опытным лётчиком, повёл эскадрилью. И довёл, что называется, до ручки! Любопытно, что командир эскадрильи, в конце концов, поднялся в воздух, но эскадрильи не догнал и, сам залетел бог знает куда, поломав машину и людей. Куда это годится? Ведь это преступление. Никто на это преступление людей не толкал. Значит, Яков Иванович, люди у вас воспитываются плохо, безответственно, по-мальчишески пытаются решить сложные, государственной важности задачи. Хорошо, что они сели где-то у нас, у Охотского моря. А что было бы, если бы они попали в количестве пяти самолётов в Маньчжурию, расселись бы на чужой территории? Ведь никто бы не поверил, что они заблудились, а сказали бы, что 5 тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков СССР прилетели атаковать маньчжурские части. Это позор из позоров…».
И это, замечу, не какой-то экстраординарный перелёт, навроде чкаловского – из Советского Союза в США через Северный полюс: это рядовой, будничный для лётчика дальней авиации полёт. А тем более – полёт в составе группы тяжёлых бомбардировщиков: пилоты-бомбардировщики по умолчанию должны уметь совершать дальние перелёты в группе – собственно, это их ремесло.
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ПРОЛЕТАРСКИЙ FACEPALM
Да, она была большой. Даже огромной. Её исполинский размер особо рельефно выделялся на фоне всеобщего – кроме Германского Райха и Японской империи, – разоружения 1930-ых годов. Но имеет значение далеко не только размер. И в этом смысле Красная Армия, в строительство которой партия и правительство Советского Союза на протяжении 20 лет вкладывали огромные деньги, предварительно выкачанные – и даже выбитые! – из деревни, не продвинулась дальше того, чтобы называться громадной горой оружия и не менее обширной толпой людей, никак не связанных друг с другом.
Тот же Климент Ефремович, но на другом заседании Военного совета при собственной персоне, состоявшемся 19-го октября 1936 года, привёл весьма характерный пример из будней дальней авиации. Ну, мы ведь помним, что СССР – это не только родина слонов, но ещё и родина стратегической авиации? Как никак, а именно в Советском Союзе в 1930-ые годы впервые в мире возникли воздушные армии – полноценный инструмент претворения в жизнь доктрины Дуэ. Только генерал-майор Джулио Дуэ (Giulio Douhet) был кабинетным теоретиком, жалким мечтателем, а у товарища Сталина в 1937 году имелся вполне реальный туз в рукаве – три, как они назывались, армии особого назначения: каждая в составе двух тяжелобомбардировочных, одной легкобомбардировочной и одной истребительной авиабригад, на вооружении которых от 340 до 360 самолётов!
Да, так вот, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить – слово народному комиссару обороны СССР [Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г.: Документы и материалы. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – с. 428 – 429]:
«… Отсюда (из Москвы) на Дальний Восток вылетела эскадрилья тяжёлых самолётов. Выпустил её сам начальник Воздушных сил (Яков Иванович Алкснис (Jēkabs Alksnis) – командующий ВВС Красной Армии в период с июня 1931 года по январь 1937 года. – ЛСИ) с моего ведома. На мой вопрос о подготовке к перелёту он доложил мне, что люди подготовлены, всё налажено и проверено. Я “благословил” эскадрилью в путь. Шестнадцать самолётов пролетели благополучно всю страну, опустились на аэродроме в Домне, у т. Грязева; здесь сделали все необходимые приготовления для перелёта в Хабаровск и отправились в дальнейший путь. И тут началось что-то совершенно невообразимое, позорное. Сам командир эскадрильи т. Виноградов застрял в грязи на аэродроме. Заместитель т. Виноградова, не получив указаний, сам самостоятельно решил вести эскадрилью по намеченной трассе. И полетели! Попадают в облачность, начинают её пробивать – никак не пробьют. Идут вверх. Достигнув потолка, люди, без кислородных приборов, начинают себя чувствовать плохо. Решают идти вниз, теряют окончательно ориентировку, чтобы не попасть на чужую территорию – на территорию Маньчжурии – начинают отклоняться к северу – влево, что им всё же удалось сделать правильно. А дальше начался полный разброд. Благополучно прилетели только 7 самолётов; 2 не долетели до назначенного пункта; 5 – разлетелись – кто куда, из них один разбился, а 4 потерпели аварии, 6 человек разбились насмерть, у остальных поломаны рёбра, имеются серьёзные ранения.
И это, замечу, не какой-то экстраординарный перелёт, навроде чкаловского – из Советского Союза в США через Северный полюс: это рядовой, будничный для лётчика дальней авиации полёт. А тем более – полёт в составе группы тяжёлых бомбардировщиков: пилоты-бомбардировщики по умолчанию должны уметь совершать дальние перелёты в группе – собственно, это их ремесло.