"ГРОССМЕЙСТЕР"

"ГРОССМЕЙСТЕР" - 984963358157
Разговор о шахматах в киноискусстве невозможен без упоминания советского фильма 1972 года режиссёра Сергея Герасимовича Микаэляна по сценарию Леонида Генриховича Зорина – «Гроссмейстер».

В принципе, если отложить в сторону все охи-вздохи на шахматную тему, перед нами – советская производственная картина, где главная тема – не он и она, а он и дело его жизни. Хотя, надо признать, отношения полов в фильме представлены и, на удивление, очень даже широко, как для данного жанра. И даже есть подозрения на адюльтер (!), впрочем, неподтверждённый.

Однако, повторюсь, центральная тема фильма «Гроссмейстер» – это отношения, складывающиеся у главного героя с его работой. Учитывая, что помянутая работёнка – шахматы, казалось, зритель мог бы и порадоваться за героя, а заодно и за себя: не так уж и много в мире кинокартин об этой игре. Но тут всё, как всегда: по закону сохранения энергии, сняв фильм о шахматах, его создатель не мог не испоганить собственное детище тягомотным внутренним конфликтом.

И ведь ладно, если бы все страсти-мордасти вертелись вокруг отношений мастера Сергея Хлебникова, его жены Лены и друга детства Гены Орлова – в конце концов, история любовного треугольника даже выиграла бы от шахматного антуража. Ан нет! Режиссёр, автор сценария и ещё Бог весть кто решили иначе: главной интригой фильма будут терзания героя по поводу того, что есть шахматы – спорт или искусство?

Иттить вас в канделябр! Да с таким-то конфликтом взять и испоганить имеющийся материал – это кем надо быть? 87 минут экранного времени Андрей Мягков с лицом человека не от мира сего мечется между необходимостью делать карьеру (читай – расти от мастера к гроссмейстеру) и играть в бескомпромиссные шахматы. В конечном итоге, случается happy end: ему, таки, удаётся добиться своего – и крест на нём, и трусы не надёваны! Я, конечно, несказанно рад за героя, но смотреть такое, увы, тяжко.

По большому счёту, сказанного вполне достаточно, дабы раз и навсегда стереть фильм с компьютера и забыть о нём, как о страшном сне, если бы не одно «но».

Ох уж это «но» – бич любого перфекциониста! Но буду откровенен: в данном конкретном случае оно вполне оправданно, ибо создателям фильма удалось в довольно большую бочку… ну, не дерьма, конечно, но вполне себе посредственного продукта добавить изрядную порцию мёда: к съёмкам художественного фильма о шахматах они привлекли плеяду выдающихся гроссмейстеров третьей четверти ХХ века – Михаилса Таалса (Mihails Tāls), Юрия Авербаха, Тиграна Петросяна (Տիգրան Վարդանի Պետրոսյան), Пауля Кэрэса (Paul Keres), Александра Котова, Марка Тайманова и Виктора Корчного.

Почти все они играют в фильме безмолвных истуканов имени себя. Почти все, ибо Петросян бросает пару реплик по сценарию, Таль довольно бодро участвует в диалогах, ну, а Корчной… Виктор Львович Корчной так и вообще оттрубил полноценную роль. Причём сделал это великолепно, за что, собственно говоря, я и люблю фильм «Гроссмейстер».

Комментарии

Комментариев нет.