Кумиры и фан сообщества. Почему они возникают и почему они так популярны сегодня. Может ли любовь к кумиру мотивировать работать и осуществлять мечты – «я хочу стать таким же, как мой любимый режиссер!» «Здоровая ли это мотивация к изменению в своей жизни? Думаю, что если в себе самом сложно найти опоры или какое-то вдохновение для развития, то нет ничего плохого в том, что бы найти в ком-то образ для подражания или идентификации если говорить психологическим языком. Тем более, если речь идет о талантливых или даже гениальных в какой-тот области людях, они редко кого могут оставить равнодушными. Когда ко мне человек приходит на сеанс и рассказывает что-то не о себе, а о любимом режиссере, актере или писателе, я не размышляю с точки зрения нормы и патологии о степени его любви, или не стремлюсь показать ему, что его фантазии нереальны. Меня больше всего интересует, почему человек рассказывает мне о своем кумире и почему именно этот кумир его привлекает, вдохновляет – как это отражает внутренний мир клиента, понимает ли он сам, что его так притягивает. Наверное, свою мотивацию и внутренний диалог с самим собой можно выстраивать подобно разговору с психотерапевтом – почему мне хочется быть похожим? Что меня привлекает? Какие свои потребности я удовлетворю, если добьюсь похожих успехов? Далеко не всегда, кумирами, являются только социально желательные примеры, бывает так что привлекает, наоборот, кто-то не вписывающийся в социальные нормы и ожидания, кто-то их подрывающий и провоцирующий. Если говорить о грани, то тут важным является способность человека не только к идентификации, но и к разотождествлению c идолом. В первобытных обществах человек верил, что может овладеть качествами какого-то животного, а ,порой, и перевоплотиться в него просто употребив это животное в пищу или сымитировав его повадки, надев шкуру. Чем-то буквальное подражание кумиру, копирование его облика, поведения, привычек может напоминать такой первобытный ритуал и, порой, приводить к путанице- если я веду себя как кто-то, имею атрибуты как у кого-то для меня уважаемого, желанного – то я становлюсь им. Нередко в сфере пластической хирургии врачи сталкиваются с желанием человека полностью отказаться от своего тела и стать буквальной копией своего кумира, тем самым, пытаясь таким образом стать как бы им. Если относится к своему увлечению как к игре, к чему-то временному и условному, то отделить себя и свою реальность от образа для подражания становится не сложно. Я думаю, что каждому человеку необходимо некоторое «убежище» в мире фантазии, где он сможет почувствовать себя так, как ему не удается себя чувствовать в повседневной жизни и время от времени с помощью самых разнообразных средств люди прибегают к этому. «Не сотвори себе кумира» - это о чем? Кажется, неполная цитата одной из заповедей? Все-таки христианские заповеди носят в себе долженствование и требуют их исполнения от верующего человека, тогда как психолог не является проповедником и блюстителем нравственности для клиента. В библейском толковании заповедь запрещала верующим любить и поклоняться кому-либо еще кроме единственного Бога, однако, таким образом поддерживалось не только постулирование одного Бога-Творца, но и отказ от поклонения идолам, которые представляли собой нечто материальное и пустое, подвергающее душу влиянию темных сил. Идолопоклонничество можно сравнить с ранним психическим механизмом идеализации и наделением всемогуществом: так родители или воспитатели, например, для ребенка являются своего рода кумирами, которых они идеализируют и наделяют всемогуществом. Такие защиты позволяют ребенку пережить собственную беспомощность перед миром, почувствовать надежность и одновременно идентифицироваться с этим самым родительским «божеством», получить его силу. Если такие механизмы продолжают преобладать в психике взрослого человека – то неизбежными спутниками в жизни будут черно-белое мышление и постоянные идеализации и обесценивания в межличностных отношениях, чувства брошенности, несправедливости и одиночества. Выдуманные персонажи и миры помогают сбежать от проблем реальности - это эскапизм? защитный механизм? Я уже в предыдущем вопросе начала говорить на эту тему. Думаю, что для каждого человека в той или иной степени свойственно «уходить» в иную реальность - и это является необходимым условием для развития собственного «Я», способности к символизации и абстрактному мышлению, творчеству. В невыносимых, экстремальных условиях способность «уходить» в психическое убежище, в фантазию, не идентифицироваться только с разрушительным событием помогает психике выжить и сохраниться личности. В современном мире, где технологии виртуальной реальности развиты на высоком уровне, способность к некоторой отрешенности и уходу в сконструированный или выдуманный мир является уже необходимостью. Однако, существует всегда соблазн заменить выдуманным миром не реальный физический, как принято считать, а именно внутреннюю работу мышления, фантазии и эмоций. Справедлива догадка, что эскапизм в каких-то крайних проявлениях позволяет избежать эмоциональной боли, закрыть к ней доступ, так как психика будет «занята» проблемами вымышленного Другого, при этом не имея возможности пережить и присвоить этот чужой эмоциональный опыт, а скорее слиться с ним. Однако, бывает, что не всегда для человека такой способ функционирования будет означать столкновение с чем-то запредельным – существуют особенности характера при которых для человека свойственно наблюдать за жизнью как бы со стороны и изнутри некой капсулы – при этом, они сохраняют способность к продуктивной работе, близким отношениям, разнообразному досугу. Фандомные сообщества – это множество людей, увлеченных одной идеей. Там есть и поддержка и, наоборот, травля. Как часто люди из фандомных сообществ являются клиентами психологов? Фандом отнюдь не новое явление и первое получившее широкую известность сообщество было образовано уже в конце 19 века из поклонников рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, и что достаточно характерно – это то, что возникло оно после того, как писатель «убил» своего героя. Поклонники, которые слишком сильно идентифицируются с выдуманными героями, не могут смириться с реальностью самого их создателя и используют уже готового персонажа для того, чтобы продлить удовольствие от жизни в его «шкуре» и воплотить какие-то свои фантазии с его помощью. Значение фан-сообществ достаточно велико для юношей и молодых людей, хотя не только они являются его активными участниками, так как это способ найти «своих», лучше понять себя и свои ценности вне родительской семьи. Это своеобразное повторение периода 3-6 лет, когда ведущим способом для познания мира для ребенка была игра. Фан сообщество как социальная группа может быть направлена на развитие сотрудничества, творчества, объединения увлеченных людей по интересам и поддержку его участников, так и быть очень закрытым, стремящимся сохранить свою идентичность и уникальность за счет построения жесткой иерархии, постулирования превосходства его членов над другими просто по принципу принадлежности к сообществу и введения жестких правил для участников, которые могут, порой, могут быть совсем не гуманны. В таких сообществах преследуется и карается отступление от канонов, некоторая инаковость и разнообразие – в таких случаях атмосфера недоброжелательности к «чужакам» и травля – довольно частые явления. Доступ в интернет является единственным необходимым условием для того, чтобы стать частью какого-то фан-сообщества и это делает такой способ для социализации и самовыражения у молодых людей популярным, поэтому не редкостью является принадлежность подростков, обращающихся за психологической помощью к ним, это такая же модель общества, со своей внутренней динамикой, и поэтому я бы не сказала, что проблемы, которые характерны для любых межличностных отношений являются уникальными для фанатских сообществ. Однако, из личного опыта консультирующего психолога могу сказать, что клиенты, которые общались преимущественно в виртуальном пространстве в среде поклонников определенных аниме или он-лайн игр, и основным средством для самовыражения была принадлежность к определенному фан-клубу, имели трудности в общении со сверстниками в ВУЗе, могли подвергаться буллингу в школе, либо пережили семейный абьюз, имели дистантные и эмоционально холодные отношения с родителями, страдали из-за перепадов настроения и в основном низко оценивали свои способности. Повторный опыт пренебрежительного отношения в фандомах, которые, сперва, были безопасным и принимающим пространством для молодых людей с тяжелым личным прошлым опытом, может быть ретравмирующим и подкреплять уверенность в негативных убеждениях о враждебности и ненадежности других людей, в собственной малоценности. Швец Мария
Мудро
Фандом, подростки, эскапизм.
Кумиры и фан сообщества. Почему они возникают и почему они так популярны сегодня. Может ли любовь к кумиру мотивировать работать и осуществлять мечты – «я хочу стать таким же, как мой любимый режиссер!» «Здоровая ли это мотивация к изменению в своей жизни?
Думаю, что если в себе самом сложно найти опоры или какое-то вдохновение для развития, то нет ничего плохого в том, что бы найти в ком-то образ для подражания или идентификации если говорить психологическим языком. Тем более, если речь идет о талантливых или даже гениальных в какой-тот области людях, они редко кого могут оставить равнодушными.
Когда ко мне человек приходит на сеанс и рассказывает что-то не о себе, а о любимом режиссере, актере или писателе, я не размышляю с точки зрения нормы и патологии о степени его любви, или не стремлюсь показать ему, что его фантазии нереальны. Меня больше всего интересует, почему человек рассказывает мне о своем кумире и почему именно этот кумир его привлекает, вдохновляет – как это отражает внутренний мир клиента, понимает ли он сам, что его так притягивает. Наверное, свою мотивацию и внутренний диалог с самим собой можно выстраивать подобно разговору с психотерапевтом – почему мне хочется быть похожим? Что меня привлекает? Какие свои потребности я удовлетворю, если добьюсь похожих успехов? Далеко не всегда, кумирами, являются только социально желательные примеры, бывает так что привлекает, наоборот, кто-то не вписывающийся в социальные нормы и ожидания, кто-то их подрывающий и провоцирующий.
Если говорить о грани, то тут важным является способность человека не только к идентификации, но и к разотождествлению c идолом. В первобытных обществах человек верил, что может овладеть качествами какого-то животного, а ,порой, и перевоплотиться в него просто употребив это животное в пищу или сымитировав его повадки, надев шкуру. Чем-то буквальное подражание кумиру, копирование его облика, поведения, привычек может напоминать такой первобытный ритуал и, порой, приводить к путанице- если я веду себя как кто-то, имею атрибуты как у кого-то для меня уважаемого, желанного – то я становлюсь им. Нередко в сфере пластической хирургии врачи сталкиваются с желанием человека полностью отказаться от своего тела и стать буквальной копией своего кумира, тем самым, пытаясь таким образом стать как бы им.
Если относится к своему увлечению как к игре, к чему-то временному и условному, то отделить себя и свою реальность от образа для подражания становится не сложно. Я думаю, что каждому человеку необходимо некоторое «убежище» в мире фантазии, где он сможет почувствовать себя так, как ему не удается себя чувствовать в повседневной жизни и время от времени с помощью самых разнообразных средств люди прибегают к этому.
«Не сотвори себе кумира» - это о чем?
Кажется, неполная цитата одной из заповедей? Все-таки христианские заповеди носят в себе долженствование и требуют их исполнения от верующего человека, тогда как психолог не является проповедником и блюстителем нравственности для клиента. В библейском толковании заповедь запрещала верующим любить и поклоняться кому-либо еще кроме единственного Бога, однако, таким образом поддерживалось не только постулирование одного Бога-Творца, но и отказ от поклонения идолам, которые представляли собой нечто материальное и пустое, подвергающее душу влиянию темных сил. Идолопоклонничество можно сравнить с ранним психическим механизмом идеализации и наделением всемогуществом: так родители или воспитатели, например, для ребенка являются своего рода кумирами, которых они идеализируют и наделяют всемогуществом. Такие защиты позволяют ребенку пережить собственную беспомощность перед миром, почувствовать надежность и одновременно идентифицироваться с этим самым родительским «божеством», получить его силу. Если такие механизмы продолжают преобладать в психике взрослого человека – то неизбежными спутниками в жизни будут черно-белое мышление и постоянные идеализации и обесценивания в межличностных отношениях, чувства брошенности, несправедливости и одиночества.
Выдуманные персонажи и миры помогают сбежать от проблем реальности - это эскапизм? защитный механизм?
Я уже в предыдущем вопросе начала говорить на эту тему. Думаю, что для каждого человека в той или иной степени свойственно «уходить» в иную реальность - и это является необходимым условием для развития собственного «Я», способности к символизации и абстрактному мышлению, творчеству. В невыносимых, экстремальных условиях способность «уходить» в психическое убежище, в фантазию, не идентифицироваться только с разрушительным событием помогает психике выжить и сохраниться личности. В современном мире, где технологии виртуальной реальности развиты на высоком уровне, способность к некоторой отрешенности и уходу в сконструированный или выдуманный мир является уже необходимостью. Однако, существует всегда соблазн заменить выдуманным миром не реальный физический, как принято считать, а именно внутреннюю работу мышления, фантазии и эмоций. Справедлива догадка, что эскапизм в каких-то крайних проявлениях позволяет избежать эмоциональной боли, закрыть к ней доступ, так как психика будет «занята» проблемами вымышленного Другого, при этом не имея возможности пережить и присвоить этот чужой эмоциональный опыт, а скорее слиться с ним. Однако, бывает, что не всегда для человека такой способ функционирования будет означать столкновение с чем-то запредельным – существуют особенности характера при которых для человека свойственно наблюдать за жизнью как бы со стороны и изнутри некой капсулы – при этом, они сохраняют способность к продуктивной работе, близким отношениям, разнообразному досугу.
Фандомные сообщества – это множество людей, увлеченных одной идеей. Там есть и поддержка и, наоборот, травля. Как часто люди из фандомных сообществ являются клиентами психологов?
Фандом отнюдь не новое явление и первое получившее широкую известность сообщество было образовано уже в конце 19 века из поклонников рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, и что достаточно характерно – это то, что возникло оно после того, как писатель «убил» своего героя. Поклонники, которые слишком сильно идентифицируются с выдуманными героями, не могут смириться с реальностью самого их создателя и используют уже готового персонажа для того, чтобы продлить удовольствие от жизни в его «шкуре» и воплотить какие-то свои фантазии с его помощью.
Значение фан-сообществ достаточно велико для юношей и молодых людей, хотя не только они являются его активными участниками, так как это способ найти «своих», лучше понять себя и свои ценности вне родительской семьи. Это своеобразное повторение периода 3-6 лет, когда ведущим способом для познания мира для ребенка была игра. Фан сообщество как социальная группа может быть направлена на развитие сотрудничества, творчества, объединения увлеченных людей по интересам и поддержку его участников, так и быть очень закрытым, стремящимся сохранить свою идентичность и уникальность за счет построения жесткой иерархии, постулирования превосходства его членов над другими просто по принципу принадлежности к сообществу и введения жестких правил для участников, которые могут, порой, могут быть совсем не гуманны. В таких сообществах преследуется и карается отступление от канонов, некоторая инаковость и разнообразие – в таких случаях атмосфера недоброжелательности к «чужакам» и травля – довольно частые явления.
Доступ в интернет является единственным необходимым условием для того, чтобы стать частью какого-то фан-сообщества и это делает такой способ для социализации и самовыражения у молодых людей популярным, поэтому не редкостью является принадлежность подростков, обращающихся за психологической помощью к ним, это такая же модель общества, со своей внутренней динамикой, и поэтому я бы не сказала, что проблемы, которые характерны для любых межличностных отношений являются уникальными для фанатских сообществ. Однако, из личного опыта консультирующего психолога могу сказать, что клиенты, которые общались преимущественно в виртуальном пространстве в среде поклонников определенных аниме или он-лайн игр, и основным средством для самовыражения была принадлежность к определенному фан-клубу, имели трудности в общении со сверстниками в ВУЗе, могли подвергаться буллингу в школе, либо пережили семейный абьюз, имели дистантные и эмоционально холодные отношения с родителями, страдали из-за перепадов настроения и в основном низко оценивали свои способности. Повторный опыт пренебрежительного отношения в фандомах, которые, сперва, были безопасным и принимающим пространством для молодых людей с тяжелым личным прошлым опытом, может быть ретравмирующим и подкреплять уверенность в негативных убеждениях о враждебности и ненадежности других людей, в собственной малоценности.
Швец Мария