В ночь с 6 на 7 августа 1941 года лётчик Виктор Васильевич Талалихин совершил первый ночной таран в небе над Москвой.
С самых первых дней войны лётчик-истребитель Талалихин находился на охране столичного неба. Постоянная готовность встать грудью на защиту Родины, а при необходимости, не задумываясь, пожертвовать даже своей жизнью — вот таким воспитала Родина молодого, но опытного лётчика. В собрании Госрадиофонда имеется документальная запись выступления лётчика В. Талалихина по радио в дни работы Всеславянского конгресса, проходившего 10—11 августа 1941 года в Москве, на котором он рассказывает о совершённом им 7 августа 1941 года ночном таране фашистского самолёта. «Всякий раз, получая приказ на боевой вылет, я живо представляю себе родную Москву, Мавзолей Ильича, рубиновые звёзды Кремля. Только одно желание овладевало мною в эту минуту: беспощадно драться с врагом до последней капли крови», — такими вот простыми словами лётчик Виктор Талалихин объяснил свою готовность к подвигу. Линия фронта приближалась к Москве. Ожесточённые бои шли от берегов Баренцева моря до Одессы. Красная Армия, неся огромные потери, всеми силами сдерживала фашистские орды, рвущиеся к столице. С начала июля и в первые дни августа заместитель командира эскадрильи Виктор Талалихин в ожесточённых воздушных боях лично и в составе группы уничтожил несколько фашистских самолётов. В ночь на 22 июля Москва впервые подверглась массированной бомбардировке. Несмотря на ощутимые потери, гитлеровские асы, которым покорилось небо Франции, Польши и фактически всей Европы, рвались к самому сердцу столицы — Кремлю. Даже в ночное время, когда ориентирование было затруднено, фашисты не прекращали своих попыток прорвать оборону ПВО и нанести бомбовый удар по москвичам. Одна из таких массированных вражеских атак состоялась в ночь на 7 августа. Для перехвата значительных сил противника в воздух была поднята эскадрилья самолетов И-16 младшего лейтенанта Виктора Талалихина, входящая в состав 177-го истребительного авиаполка. В завязавшемся бою лётчик заметил самолёт противника «Хенкель-111», пытавшийся скрытно прорваться к столице в верхнем эшелоне. Обстреляв самолёт противника, лётчик Талалихин вывел из строя один из двух его моторов, а когда закончились патроны, Виктор попытался винтом своего самолёта повредить хвост самолёта противника. В этот самый момент стрелок фашистского самолёта почти в упор расстреливает самолёт Талалихина, причинив ему серьёзные повреждения и ранив лётчика в руку. Понимая, что иного выхода нет, Виктор сознательно увеличил скорость своего поврёжденного самолёта и всей массой истребителя протаранил фашистскую машину. От таранного удара самолёт противника потерял управление и устремился к земле, а машина Талалихина перевернулась и, потеряв управление, так же стала падать. Вот что рассказывал он сам об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя: "В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолёты противника и на высоте 4800 метров увидел "Хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашёл ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно. Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолёта. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемёта. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом". Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный "хейнкель", как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время лётчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть. Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолёта валялись трупы награждённого железным крестом подполковника и трёх летчиков. Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР лётчику Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Все газеты опубликовали рассказы о совершенном комсомольцем Талалихиным подвиге — первом ночном таране в небе столицы. В последующих боях В. Талалихин сбил ещё 5 самолётов противника. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В октябре 1941 года геройски погиб в воздушном бою. Останки героя были захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве, небо которой он защищал до последнего вздоха. От Евгения Иванова
Помни имя МОЁ..
В ночь с 6 на 7 августа 1941 года лётчик Виктор Васильевич Талалихин совершил первый ночной таран в небе над Москвой.
С самых первых дней войны лётчик-истребитель Талалихин находился на охране столичного неба. Постоянная готовность встать грудью на защиту Родины, а при необходимости, не задумываясь, пожертвовать даже своей жизнью — вот таким воспитала Родина молодого, но опытного лётчика.
В собрании Госрадиофонда имеется документальная запись выступления лётчика В. Талалихина по радио в дни работы Всеславянского конгресса, проходившего 10—11 августа 1941 года в Москве, на котором он рассказывает о совершённом им 7 августа 1941 года ночном таране фашистского самолёта.
«Всякий раз, получая приказ на боевой вылет, я живо представляю себе родную Москву, Мавзолей Ильича, рубиновые звёзды Кремля. Только одно желание овладевало мною в эту минуту: беспощадно драться с врагом до последней капли крови», — такими вот простыми словами лётчик Виктор Талалихин объяснил свою готовность к подвигу.
Линия фронта приближалась к Москве. Ожесточённые бои шли от берегов Баренцева моря до Одессы. Красная Армия, неся огромные потери, всеми силами сдерживала фашистские орды, рвущиеся к столице. С начала июля и в первые дни августа заместитель командира эскадрильи Виктор Талалихин в ожесточённых воздушных боях лично и в составе группы уничтожил несколько фашистских самолётов.
В ночь на 22 июля Москва впервые подверглась массированной бомбардировке. Несмотря на ощутимые потери, гитлеровские асы, которым покорилось небо Франции, Польши и фактически всей Европы, рвались к самому сердцу столицы — Кремлю. Даже в ночное время, когда ориентирование было затруднено, фашисты не прекращали своих попыток прорвать оборону ПВО и нанести бомбовый удар по москвичам.
Одна из таких массированных вражеских атак состоялась в ночь на 7 августа. Для перехвата значительных сил противника в воздух была поднята эскадрилья самолетов И-16 младшего лейтенанта Виктора Талалихина, входящая в состав 177-го истребительного авиаполка. В завязавшемся бою лётчик заметил самолёт противника «Хенкель-111», пытавшийся скрытно прорваться к столице в верхнем эшелоне. Обстреляв самолёт противника, лётчик Талалихин вывел из строя один из двух его моторов, а когда закончились патроны, Виктор попытался винтом своего самолёта повредить хвост самолёта противника. В этот самый момент стрелок фашистского самолёта почти в упор расстреливает самолёт Талалихина, причинив ему серьёзные повреждения и ранив лётчика в руку.
Понимая, что иного выхода нет, Виктор сознательно увеличил скорость своего поврёжденного самолёта и всей массой истребителя протаранил фашистскую машину. От таранного удара самолёт противника потерял управление и устремился к земле, а машина Талалихина перевернулась и, потеряв управление, так же стала падать.
Вот что рассказывал он сам об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолёты противника и на высоте 4800 метров увидел "Хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашёл ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно.
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо".
Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолёта. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемёта. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный "хейнкель", как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время лётчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолёта валялись трупы награждённого железным крестом подполковника и трёх летчиков.
Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР лётчику Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Все газеты опубликовали рассказы о совершенном комсомольцем Талалихиным подвиге — первом ночном таране в небе столицы.
В последующих боях В. Талалихин сбил ещё 5 самолётов противника. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
В октябре 1941 года геройски погиб в воздушном бою. Останки героя были захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве, небо которой он защищал до последнего вздоха.
От Евгения Иванова